ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ПАСТЕРНАК, Борис Леонидович

(1890 - 1960)

ПАСТЕРНАК, Борис Леонидович - творчество писателя

ПАСТЕРНАК, Борис Леонидович (Пастернак, Борис Леонидович - 10.02.1890, Москва - 30.05.1960, с. Переделкино поблете. Москвы) - русский писатель, лауреат Нобелевской премии 1958 г.

Творческое наследие Пастернака принадлежит к лучшим достижениям русской литературы XX века. Как художественная личность он сформировался в атмосфере «серебряного века» русской поэзии, унаследовал ее традиции и, приумножив их, передал новому поэтическому поколению - «шістдесятникам», для которых стал образцом не только творческой, но и высокого морального поведения - человека, поэта, личности, которая не сломалась, не поступилась своими принципами, не изуродовала свой поэтический дар служением в угоду правящей идеологии. Творчество Пастернака олицетворяет философское направление развития русской поэзии XX в. Его лирика обращена к корневых проблем бытия человека и мира, до сложных связей между всем сущим. Она интеллектуально изысканная и непростая, погруженная в размышления и в то же время взволнованно страстная и мелодично размеренная.

Пастернак родился в Москве в профессионально-артистической семье. Его отец, Леонид Осипович Пастернак - художник, академик живописи, преподавал в Училище живописи, скульптуры и архитектуры. Мать поэта, Розалия Ісидорівна Кауфман, была одаренной пианисткой. Пастернак воспитывался в атмосфере искусства, поскольку в их доме часто гостили известные художники, музыканты, писатели. Гостями семьи были Л. Толстой и В. Ключевский, композиторы С. Рахманинов и А. Скрябин, художники В. Серов и М. Врубель. Еще до вступления в 1901 г. в гимназию Пастернак получил хорошее домашнее образование, освоил два языка - немецкий и французский. Уже в детстве он пережил и первое серьеВНОе творческое увлечение - музыкой, которой занимался около шести лет. «Под влиянием увлечения Скрябиным тяга к импровизации и творчеству полностью возобладал надо мной. С этой осени (1903 г.) я шесть следующих лет, все гимназические годы, посвятил подробному изучению теории композиции... Никто не сомневался в моем будущем. Судьба моя была решена, путь избран. Во мне видели музыканта, и все прощали ради музыки...» Но музыку Пастернак все же оставил, несмотря на благосклонность своего кумира Скрябина. Причиной этого, по мнению самого Пастернака, стало слабое владение техникой игры на рояле и отсутствие абсолютного слуха. «Если бы музыка была моим основным занятием, как это могло показаться на первый взгляд, я бы этим абсолютным слухом не занимался... Но музыка была для меня культом», - писал писатель в «Охранной грамоте» («Охранная грамота», 1931). Окончательно Пастернак разорвал с музыкой в 1909 г. и тогда же поступил на историко-филологический факультет Московского университета, где увлекся философией. Чтобы расширить и углубить свои философские знания, Пастернак в 1912 г. уехал в Германию и один семестр проучился в Марбургском университете. Теперь там в его честь названа одна из улиц и установлена мемориальная доска, на которой, кроме текста, который удостоверяет время пребывания здесь Пастернака, выбиты слова из его «Охранной грамоты»: «Прощай, філософіє...» И это не случайно. Параллельно с философией Пастернак пережил еще одно увлечение - поэзией, и именно она решительно вытеснила и перевесила все остальное в его кругу творческих интересов и стала настоящим жизненным призванием.

Первые стихи Пастернака были опубликованы в 1913 г. в альманахе «Лирика». От призыва в армию в связи с началом Первой мировой войны Пастернак был освобожден, поскольку еще в детстве, упав с лошади, серьеВНО повредил ногу. На предложение одного из знакомых Пастернак поехал на Урал и некоторое время работал в конторе одного из химических заводов. С началом революции 1917 г. он вернулся в Москву, хотя Урал оставит большой след в его творчестве. Это и стихи, и проза - «Детство Люверс», «Повесть», «Начало прозы 1936 года», второй том «Доктора Живаго», в которых в той или иной мере сказались его уральские впечатления.

Эйфория от тех кардинальных изменений, которые происходили в стране, на некоторое время захватила и Пастернака. В ранний период он даже написал овеянный романтикой стихотворение «Кремль в ураган 1918 года», в котором вывел образ красного московского Кремля как символ новой жизни - корабль, устремленный в будущее. Впрочем, революционные мотивы в поэзии Пастернака занимают незначительное место. В 1917-1918 pp. Пастернак написал и свои первые прозаические произведения, а также обращался и к переводам. В послереволюционные годы он некоторое время работал в Театральном отделе Наркомпроса, а затем в редакции газеты «Гудок». «...Исправлял чужие стихи и получал приличную красноармейскую пайке», - с грустной иронией писал он о тех годах. В 1921 г. новая власть выселила из квартиры его отца, который вынужден был эмигрировать. Того же году Пастернак познакомился с Евгенией Лурье, молодой художницей, которая станет его женой. С 1922 p., после поддержки влиятельного пролетарского критика Я. Полонского, материальное состояние Пастернака немного идет на спад, и он даже смог посетить в Берлине своих родителей. С целью заработка Пастернак вынужден был согласиться на предложение Института В. Ленина собирать иностранные библиографические материалы в отношении лица коммунистического вождя.

К середине 20-х pp. Пастернак уже был известен как автор четырех поэтических сборников. Теперь он пробует свои силы и в более значительных по объему поэтических жанрах. Вскоре появились две историко-революционные поэмы «Девятьсот пятый год» («Цевятсот пятый час», 1925-1926) и «Лейтенант Шмидт» («Лейтенант Шмидт», 1926-1927), посвященные первой русской революции 1905 г. и восстание матросов Черноморского флота. Поэму «Девятьсот пятый год» высоко оценил Максим Горький, но лично Пастернак через некоторое время высказал другое мнение о свои «революционные попытки»: «Об эту стену необходимо было удариться». Не слишком одобрительный отзыв на поэму «Лейтенант Шмидт» было помещено и в «Большой советской энциклопедии» 30-х pp.: «...Общественно-значимую тему революции снизил до лирического повествования о частной судьбе лирического героя». В 1931 г. Пастернак написал роман в стихах «Спекторский» («Спекторский»), который также варьировал революционную тему, и автобиографическую повесть «Охранная грамота».

Атмосфера травли и политических репрессий рубеже 20-30 гг., самоубийство В. Маяковского угнетающе повлияли на писателя. Он даже намеревался эмигрировать за границу, однако его попытка оказалась неудачной. Лето 1930 г. Пастернак провел в Ирпене под Киевом. Там он познакомился с Зинаидой Нейгауз, которая стала его второй женой. В течение 1931 - 1959 гг. П. четыре раза посетил Грузию, которую описал в нескольких поэтических циклах: «Волны» («Волны», 1932), «Художник» («Художник», 1935), «Летние заметки» («Летние записки», 1936). Кроме того, писатель много переводил русском грузинских поэтов.

В тогдашней партийной критике признавалась несомненная художественная одаренность Пастернака (М. Бухарин даже назвал его поэтом «очень значительного калибра»), но в то же время его упрекали в «мировоззрении, не соответствует эпохе», предлагая «тематически и идейно перестроиться». Несмотря на все эти упреки, власть некоторое время все еще относилась к нему снисходительно: в 1936 г. ему предоставили дачу с поселке Переделкино (где он жил до самой смерти и где теперь расположен его мемориальный музей), а через год - новую квартиру в построенном в Москве писательском доме. В Переделкино поэт встретил начало войны. Летом 1943 г. Пастернак в составе писательской бригады выезжал на фронт, вблизи Орла. Его стихи, опубликованные в литературных сборниках, журналах, газетах, впоследствии составили лирический цикл, в котором предстает образ поэта-гуманиста и патриота.

В 30-40-х гг. вышли новые поэтические сборники Пастернака, а параллельно он начал писать «большую прозу», работа над которым продлится 10 лет и выльется осенью 1956 г. в роман «Доктор Живаго (»Доктор Живаго»).

В романе воссоздана трагическая судьба русской интеллигенции, раскрыта на фоне исторических изломов, которые переживала Россия в первой половине XX в. В центре произведения - жизнь врача, философа и поэта Юрия Андреевича Живаго, который вместе с Парой (Ларисой Федоровной Антиповой) выступают главными героями романа. Уже в начале романа Живаго теряет родителей: его мать умирает, а отец, бывший миллионер, зубожівши, совершает самоубийство, выпрыгнув из поезда. Судьба сироты складывается непросто. Он живет в Москве, в семье профессора Громеко, впоследствии поступает на медицинский факультет университета, віршує. После бракосочетания с дочерью профессора Тоней Громеко у них рождается сип. Дальше - Первая мировая война, на которую мобилизуют Живаго, ранения, госпиталь, где происходит встреча с Ларой, которая там работает. Но она замужем : вскоре покидает госпиталь. Революцию 1917 г. Живаго встречает в Москве, где работает в больнице и ведет дневник, куда входят стихи и проза. Случайно на улице он встречает Евграфа Живаго, не зная, что это его младший брат. Фигура брата - самая загадочная в романе. О нем почти ничего не известно, но у него влиятельные связи, он всегда будет появляться в жизни старшего брата неожиданно, и всегда, когда нужна его помощь. По совету брата семья Живаго покидает Москву, в которой становится опасно, и переселяется на Урал, в Варикіно, бывшее имение деда Тони. Здесь Живаго вновь встречает Лару и теперь между ними вспыхивает настоящая любовь. В течение бурных лет войн и революций постепенно формируется и меняется мировоззрение Живаго. Если сначала он воспринимает революцию с энтузиазмом, называя ее «чудодейственной хирургией», то в последующие годы меняет свое отношение к ней: «Я был настроен очень революционно, а теперь думаю, что насильственностью ничего не поделаешь». Вскоре в жизни Живаго произошли изменения: жена с детьми вернулись в Москву, а оттуда выехали за границу. Не сложилось и его счастье с Ларой, которую, коварно обманув, вывоз за границу ее бывший любовник, адвокат Комаровеький. Одинокий Живаго возвращается в Москву, перебиваясь случайными заработками, пишет небольшие книжечки, где излагает свои медицинские и философские взгляды, мысли о религии и истории, стихи и рассказы. В Москве он и умирает от сердечного приступа.

Критики считают «Доктора Живаго» своеобраВНОй духовной автобиографией Пастернака, в котором он выразил свою окончательно сформированную идейную позицию. Как и в стихах Пастернака, в романе затрагиваются вечные темы: природа, революция, искусство, любовь, философия, история и современность. Здесь, по мнению академика Д. Лихачева, «пересекаются все линии его творческих установок: на возвращение к детской непосредственности взгляда на мир, к проявлению естественности жизни, к способности литературных традиций открывать неоткрытое. Сошлись присущи его творчеству стремление прозы к поэзии и поэзии до прозы. В полной мере проявились и мировоззренческие основы Пастернака: его убежденность в настоящий ценности силы духа и внутренней свободы человека, которая всегда остается собой и не подчиняется тирании сильной воли - собственной или чужой. Отразилось и понимание человеческой истории как части природы, в которой человек участвует вне собственной волей, и высшей красоты действительности в художественном творчестве». Сам Пастернак так определял замысел своего романа: «Я хочу подать исторический образ России на протяжении последнего сорокап'ятиліття, и в то же время ...это произведение будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и на много чего еще... Общая атмосфера произведения - мое христианство». К роману добавлен цикл из 25 стихов, якобы написанных Юрием Живаго, насыщенные евангельскими картинами и религиоВНОй символикой, которая скрыто или явно соотнесена с биографическими обстоятельствами и особенностями мировоззрения Живаго, и его автора.

После завершения романа Пастернак передал его рукопись для публикации сразу в два журнала - «Новый мир» и «Знамя», но цензура запретила его публикацию. Зато в 1957 г. он был опубликован за границей, в Италии, и эта публикация стала еще одним основанием для присуждения писателю в 1958 г. Нобелевской премии «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы». В связи с этим вокруг фигуры Пастернака и его романа развернулось беспрецедентное по масштабам (как в послесталинские времена) идеологическую травлю. Писатель был вынужден отказаться от премии, но и несмотря на это его исключили из Союза писателей СССР (за передачу на Запад романа).

Насколько можно было откровенно все те инсинуации вокруг его лица Пастернака высказался в стихотворении «Нобелевская премия»:

Где-то там воля, свет, люди,

Я же - как зверь в хащині:

Окружили отовсюду,

И не вырваться мне.

Шум погони, черные ветви,

Пруда темное полотно,-

Уже мне не уцелеть.

Пусть что будет, все равно.

Кто я - убийца, тать кровавый?

За что кару я несу?

Мировые подарил я

Края родного красоту...

(Пер. М. Крыши)

В течение 1957-1958 гг. роман «Доктор Живаго» был переведен на 24 языках, и только в 1988 г. он вышел на родине Пастернака. Сам художник никогда не отказывался от него: «Единственное, по поводу чего мне в жизни не в чем каяться, это роман. Я написал то, что думаю, - писал Пастернак в письме к одному из руководителей Союза писателей. - Хочу вас заверить, что я скрыл бы его, если бы он был слабым. Но он оказался сильнее моих ожиданий, сила же дается свыше, и, таким образом, дальнейшая его судьба мне неподвластна. Вмешиваться я не буду. Если правду, которую я знаю, надо искупить страданием, это не новость, и я готов принять любое». Тяжелая идеологическая атмосфера, в которой находился Пастернак, окончательно подорвала его силы и ослабленное здоровье (еще работая над романом, он перенес инфаркт). Зловещим пророчеством в этом плане полон первое стихотворение подборки, которая завершала роман «Доктор Живаго»:

И порядок изменен не будет,

Неизбежен и конец пути.

Я одинокий. Фарисеи повсюду,

И всего случается в жизни.

30 мая 1960 г. Пастернак умер и был похоронен на кладбище в Переделкино. 19 февраля 1987 г. секретариат правления Союза писателей СССР отменил постановление 1958 г. об исключении Пастернака из своих рядов.

Как поэт, Пастернак формировался под перекрестным влиянием символистов и футуристов. Формально он соотносил себя с группой умеренных футуристов «Центрифуга», в 20-х гг. входил даже в Лиф (Левый фронт Искусств), то есть наиболее радикальное и агрессивное крыло пролетарской литературы, но фактически не принадлежал ни к тем, ни к другим. С футуристами, а потом и с ліфівцями, поэта связывала только общая ориентированность на поиски нового поэтического языка, а также личная дружба с В.Маяковським и М. Асеєвим, входившие в этих группировок.

Первые поэтические сборники «Близнец в тучах» («Близнец в тучах», 1914) и «Поверх барьеров» («Поверх барьеров», 1917) были ученическими. У них еще четко прослеживается поиск собственного поэтического голоса и индивидуального стиля и отдается дань тогдашней поэтической моде - символістській недосказанности и футуристському речевом эпатажа. Сам Пастернак позже скептически оценивал свои первые поэтические попытки и, готовя их к переизданию, неоднократно переделывал. Но уже и в этих сборниках есть немало стихов, которые стали настоящими поэтическими шедеврами, как, например, «Этот февраль! Время для слез и стихов...» Обобщая свое поэтическое «ученичество», Пастернак позже писал: «на Протяжении лет именно, так сказать, понятие «более барьеры» у меня менялось. Из названия книги оно стало названием периода или манеры, и под этим заголовком я в дальнейшем объединял стихи, написанные позже, если они соответствовали характеру этой книги...».

Широкую популярность Пастернака принесла следующий сборник «Сестра моя - жизнь» («Сестра моя - жизнь», 1922), продолжена в 1923 г. в сборнике «Темы и вариации» («Темы и вариации»). Характеризуя стихи первой из этих сборников, Максим Горький отмечал: «Когда вчитываешься в них, удивляешься богатству и картинности сравнений, вихря звучных слов, своеобразных рим, смелым рисункам и глубине содержания. Он занял исключительно важное место в истории русской поэзии XX века». В 1932 г. вышла в свет новый поэтический сборник Пастернака «Второе рождение»(«Второе рождение»), которая, кроме всего прочего, вобрала в себя и завуалированные отзывы поэта на атмосферу гонений и репрессий, которые набирали обороты в стране. Впрочем, уже с первых своих сборников Пастернак предстает как поэт особенный, не похожий на других. Пастернак и сам чувствовал сложность своей лирики и постоянно стремился к как можно более четкого и дохідливішого выражения. Именно поэтому он считал (в большинстве случаев несправедливо) всю свою лирику, написанную в 40-х pp., несовершенной. Межевыми, по его собственному признанию, стали для него 40-е гг. и, в частности, сборник «На утренних поездах»(«На ранних поездах», 1943). В последующие годы Пастернак создал еще несколько поэтических сборников «Земной простор» («Земной простор», 1945), «Когда разгуляется» («Когда разгуляется», 1957), в которых стремится к четкости и ясности выражения.

Пастернак вошел в историю русской поэзии как поэт подчеркнуто нетрадиционный, не похожий на других, отличный как по поэтической манере, так и по тематике. Первое, что критика подчеркивала, противопоставляя Пастернака другим поэтам, это отсутствие у него интереса к злободневной, остросоциальной тематики, политических и гражданских тем, которые находились в центре внимания тогдашней «советской» поэзии. Это и так, и не так. С одной стороны, у Пастернака можно найти образцы, возможно, и не совсем традиционной, но вполне гражданской и даже патриотической лирики (это, в частности, историко-революционные поэмы «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт», роман в стихах «Спекторский», цикл стихов, посвященных борьбе советского народа с фашистским нашествием и т.д.), с другой стороны, сам Пастернак никогда не считал их главными в своем творчестве, все свое внимание и поэтическую страсть отдавая другим, ближе и понятнее ему темам.

Центральное место в его поэзии занимает тема природы. Природа в лирике Пастернака - это всегда нечто большее, чем обычный пейзаж. А. Ахматова отмечала, что «природа всю жизнь была единственной и полноправной Музой, его тайной собеседницей, его Невестой и Возлюбленной, его Женой и Вдовой - она была для него тем, чем была Россия для Блока». Пейзаж у Пастернака - это уже не пассивный объект изображения, а главный герой и активный инициатор действия, средоточие изображение, которое концентрирует вокруг себя главные образы произведения и мысли автора, окрашивает их соответствующим настроением и вдыхает в них жизнь. В критике неоднократно отмечалось, что уподобление природы человеку, которое вообще свойственно поэзии, у Пастернака достигает такого предела, что пейзаж начинает выступать в нем в роли своеобраВНОго наставника и морального образца. Неконкретизована в большинстве его поэтов-современников, природа у Пастернака ярко индивидуальна и неповторима, она имеет свой характер и свое лицо.

Важной темой, к которой на протяжении всей жизни обращался Пастернак, была тема поэта и поэзии. По концепции, которой придерживался П., искусство - это, прежде всего, отстраненный взгляд на жизнь, которое не опирается ни на какой предыдущий опыт и готовы представление, а как бы воспринимается впервые, со всей непосредственностью, свежестью и хаотичностью впечатлений. Поэт словно не узнает реальность и, описывая ее, не удается до готовых схем и установленных логических связей между предметами. С детской непредвзятостью в восприятиях и оценках он каждый раз, словно впервые, открывает реальность, и каждый раз она предстает перед ним как нечто неизвестное до сих пор, удивительно странное и несприйнятне с позиции общепринятой логики - отсюда в стихах Пастернака значительное количество фантастических образов, необычных сравнений и уподібнень, неожиданных ракурсов изображения предмета. Одна из самых употребительных у Пастернака вариаций на тему искусства - это его зарождения в недрах природы, или же объяснение его сути через образы природы («Этот февраль! Время для слез и стихов...», 1912; «Определение поэзии», 1917):

Это - загуслий заливистый свист,

Это - при берегу шелчок льодинок,

Это - умерзлий в темноту письмо,

Это - нескольких соловьев поединок.

Это - сладкий притихший горох,

Это - слезы вселенной в лопатках,

Это - с пюпітрів и флейт - Фигаро

Круто валится градом на грядку...

(«Определение поэзии». пер. А. Кичинского)

Не менее важный тематический элемент поэзии Пастернака - это философские, корневые аспекты бытия человека и мира - смысл бытия, предназначение человека, сущность природы и окружающего мира и т.д. Во многих произведениях Пастернака мы находим страстное желание дойти, «докопаться» до самой сути, до основы вещей, которые нас окружают, природы и характера взаимосвязей, которые устанавливаются между различными предметами и явлениями бытия, и т.д. Изображая тот или иной предмет, Пастернак стремится изобразить не столько его «фотографическую» достоверность, сколько его скрытую реальность, невидимую за призвичаєністю восприятий (своеобраВНОй программной декларацией его философской поэзии есть стихотворение «Во всем хочу дойти самой сути... «). Пастернак, как пишет О. Синявский, «всматривался в него [предмет], проникал в глубину его свойств и сущности, описывая не только первое впечатление от предмета, но и его понятие, идею. Недаром отдельные стихи Пастернака так и называются - «Определения» («Определение поэзии», «Определение души «и т. д.)».

Лирика Пастернака обычно затруднена для восприятия. Еще Максим Горький в рецензии на поэму П. «Девятьсот пятый год» выделял такие стилевые признаки его поэзии: смысловое напряжение и неуверенность, насыщенность образами, ассоциативность и недоокресленість изображаемого. Еще одной отличительной особенностью стиля Пастернака является его метафоричность. Впрочем, метафора Пастернака не просто средство для подчеркивания живописности, картинности изображаемого или предоставления ему определенного эмоционального колорита. По меткому замечанию О. Синявского, «метафора в поэтике Пастернака выполняет прежде всего функцию связи. Она мгновенно, динамично стягивает в одно целое разрозненные части действительности и тем самым как бы воплощает великое единство мира, взаимодействие и взаимопроникновение явлений».

Как и Маяковский, Пастернак прибегал к экспериментам со средствами речевого выражения, пытаясь найти пути обновления поэтического языка. В отличие от Маяковского, который пытался «демократизировать» поэтический язык за счет введения в нее «языка улицы», Пастернак сдержан в выборе средств: его любимый прием заключался в том, чтобы вводить в поэтический язык прозаїзми, которые, по его мнению, не деформировали, а, наоборот, подчеркивали ее поэтичность, ее эстетическую отстраненность от языка повседневного общения. Совместная с футуристами признак поэтического стиля Пастернака - «ломаный синтаксис» (грамматическая неустроенность, інверсованість слов, неоправданно долгие бессоюзные ряды слов, повторы, безприкметникові или бездієслівні конструкции и т.д.), который был призван воспроизводить естественную хаотичность и неупорядоченность живого разговорного общения.

Пастернак своим поэтическим творчеством внес важный вклад в создание в стране той атмосферы внутренней свободы и духовного раскрепощения личности, которой наснажувалися культура и литература.



В. Назарец