|
ПАС, Октавио
(1914 - 1998)
ПАС, Октавио - творчество писателя
ПАС, Октавио (Paz, Octavio - 31.03.1914, Мехико - 19.04. 1998, там же) - мексиканский поэт, лауреат Нобелевской премии 1990 г.
Характерной чертой поэтического мышления Паса считают универсализм. Как отметил К. Фуэнтес, «для Паса литература - синоним цивилизации. Я не знаю ни одного из нынешних писателей, кто бы настолько мощно смог выразить множественность времени, множественность возможностей достижения гармонии и правды, выйдя за ограничительные рамки унаследованных нами догм».
Пас родился в семье известного столичного адвоката и журналиста. Его детство прошло в пригороде Мехико. Писать стихи начал в 14 лет. В его стихах удивительно слились «чужие голоса» европейской и восточной мудрости и поэзии. По словам К. Фуэнтеса, Пас - сын Мексики, брат Латинской Америки, пасынок Испании, приймак Франции, Англии и Италии, семейный друг Японии и Индии, внебрачный сын (как сейчас все мы) Соединенных Штатов». Метафора «человек-оркестр» отражает глубинную суть его мировоззрения и поэтики: В. Блейк, В. Вордсворт, С. Т. Колридж, Новалис, Ф. Гельдерлин, Ш. Бодлер, А. Рембо, Лотреамон, С. Малларме, Г. Аполлинер, Ф. Пессоа, М. де Унамуно - это лишь незначительная часть того, что органично и естественно «вросло» в мир поэта.
В 1933 г. состоялся поэтический дебют Паса: вышла в свет его сборник «Дикий Месяц». В 1937 г. появились сборники «Корень человеческий» («Raiz de hombre») и «Они не пройдут!» («No pasaran!»), где еще только наметились основные линии его дальнейшего творчества. В 40-х pp. Пас пришел к размышлениям о миф, культуру и поэзию. В 1958 г. вышла в свет поэтический сборник «Свобода под честное слово» (или «Свобода в тени слова» - «Libertad bajo palabra»), а также книга эссеистики «Лук и лира». Это стало своеобразным подведением итогов. Взаимосвязь творчества и рефлексии становится для Паса принципиальным. Он дает такое определение поэзии: «В стихе бытия и жажда бытия на мгновенье возз'єднуються, как плод и губы. Поэзия - мгновенное примирение: вчера, сегодня, завтра, здесь и там; ты и я; он; мы; все в ней есть, всем она будет».
В 1944-1945 гг. Пас получил Гуггенхеймівську стипендию, жил в США, познакомился с Г. Фростом. В 1945 г. поступил на дипломатическую работу и уехал в Париж. В 1950 г. в аргентинском журнале «Сур» опубликовал документы о ГУЛАГ, за что его подвергли публичному остракизму». В 1952 г. П. путешествовал по Индии и Японии, после чего основательно занялся восточной культурой. Однако карьера дипломата не состоялась, поскольку Паса уволили за антиправительственные высказывания.
В творчестве Паса 50-60-х гг. можно выделить два поэтические центры: проблема национального характера (мексиканского и латиноамериканского: «Лабиринт одиночества» - «Е1 laberinto de iasoledad», 1950; «Постскриптум» - «Posdata», 1970) и природа поэтического призвания, роль поэта в сегодняшнем мире («Лук и лира», 1956; «Опыт небывалого», 1957). Поэтическое творчество Паса характеризует достаточно метафорически - это «сальто-мортале», «бросок к другому берегу», «потрясение человеческих основ». В утопической системе Паса главная роль отведена слову - начала всего. Словом можно изменить мир, создать новые реалии. Отсюда и путь поэзии - поиски аналогий. «Поэзия - одно из проявлений аналогии: рифмы и аллитерации по, метафоры и метонімії как способов мышления аналогиями»:
Я наготу свою прикрыл. И тихо вышел.
Смеялся ангел. И сорвался ветер,
и он засыпал песком мои глаза.
Песок и ветер - это мои слова:
не мы живем, нас делает живыми.
(«Возвращение»)
В эстетике Паса выделяются такие ключевые понятия, как «инаковость» - способность человека взглянуть на себя глазами другого и через его сердце осознать образ своего «я» и «молчание» - «активные пустоты», которые дают возможность понять архетипы человеческого сознания и предсказывать будущее. Жизнь и поэзия слились в непримиримости и неразрывности их полюсов (любовь, встреча стихий, «страстная мечта о единственного друга»): «Два тела», «Ночная вода», «Майтхуна». Эрос у Паса «примыкает к поэзии и религии... И здесь, и там реальность переходит в образ, а образ обрастает плотью... Любовь - это признание того, что каждый из нас - неповторимая личность».
Со временем в творчестве Паса появилась еще одна принципиально важная тема: критика современной цивилизации («Переменный ток «- «Corriente altema», 1967; «Дети болота» - «Los hijos del limo», 1974; «Человеколюбивый людоед», 1979 и др.):
Хлеб изгрызенный, и зжована любовь,
взамен нее невидимое прутья,
и клеть, и в клети наученная сучка
в паре с рукоблудом павіаном,
а что ты сожрал - тебя не может сожрать,
и жертва становится живодером.
Сплошные трупы дней, газетное мусора,
и чад ночей, відіткнутих поспешно,
и галстук утром скользит петлей:
«Не злись, блощице, утро встречай...»
Пустынный мир, и нет границ пустыни,
рай - на замке, и в аду ни души.
(«Оборвана элегия «)
Подытожит Пас свои невеселые размышления на эту тему в лекции, произнесенной по случаю вручения ему Нобелевской премии: «На наших глазах будущее западається. Идея современности обесценивается, мода на столь сомнительное понятие, как «постмодернизм», проходит, и не только в искусстве и литературе... В самой сердцевине упорядоченности, правильности и свяВНОсти - в точных и естественных науках - вновь оживают старые понятия случайности и непредсказуемости. И это тревожное воскресение наталкивает меня на мысль о ужасы тысячного года и тоскливые предчувствия ацтеков в конце каждого космического цикла».
Пас продолжал писать лирику и заниматься эссеистикой, пытаясь обрести внутреннюю гармонию. В 1982 г. вышла в свет автобиографическая книга «Сестра Хуана Инесса де ла Крус, или Западни веры» («Sor Juana Ines de la Cruz, в Las trampas de la fe»). В 1981 г. он стал лауреатом испанской премии М. де Сервантеса за поэзию, впоследствии - французской премии А. де Токвиля за эссеистику и премии Британской энциклопедии «за исключительные заслуги в распространении знаний ради блага человечества». И как итог творческого пути - Нобелевская премия по литературе «за страстные всеоб'ємні произведения, отмеченные чувственным интеллектом и гуманистической целостностью». Он был почетным членом американской Академии искусств, доктором университетов Мехико и Гарвард. В 1994 г. вышла в свет посвященная Паса антология «Слова как мосты», куда вошли адресованы 80-летнему Паса стихи выдающихся поэтов мира, включая Ч. Милоша, И. Бродского, Д. Уолкотта, Ива Бонфуа.
По Есть. Абрамовських
|
|
|