ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ПАРИНИ Джузеппе

(1729 - 1799)

ПАРИНИ Джузеппе - творчество писателя

ПАРИНИ Джузеппе (Parini, Giuseppe - 22.05.1729, Бозізіо, теперь Бозізіо-Парини, Комо, - 15.08.1799, Милан) - итальянский поэт.

Парини происходил из семьи небогатого торговца шелком. В 1738 г. родители привезли его к тетке в Милан, где Парини поступил в школу. В 1741 г. тетя умерла, а небольшое наследство, которое она оставила племяннику, он должен был получить лишь при условии, когда посвятит свою жизнь церкви. Таким образом, Парини вынужден был поступить на учебу в духовной семинарии. В 1754 г. он принял духовный сан и одновременно устроился домашним учителем в семью герцога Сербеллоні, где проработал до 1762 г.

Поэтические произведения Парини, которые начали появляться в печати с начала 50-х pp., достаточно быстро принесли ему литературное признание и популярность в кругу прогрессивно настроенной аристократической и политической верхушки Италии. Граф Фірміан, которого назначили в 1756 г. полномочным министром Ломбардии, решил привлечь Парини к своей реформаторской деятельности. Сначала он назначил П. редактором «Миланской газеты» (1768), через год - профессором риторики в Государственной школе, а впоследствии - профессором изящных искусств в гимназии городка Брери (1773). В 1776 г. П. стал членом новообразованного Патриотического общества, цель которого заключалась в том, чтобы способствовать реформаторской деятельности правительства. Этим почетным званием Парини был обязан не только своими литературными заслугами, но и постоянной опеке графа Фірміана. После его смерти в 1782 г. Парини потерпел травли со стороны его политических оппонентов, но новый император Леопольд, который сменил на престоле Иосифа II в 1790 г. реабилитировал поэта и назначил его суперинтендантом всех школ области.

В 1797 г., после вступления в Италию войск Наполеона и создания Циспаданської республики с центром в Милане, Парини был назначен одним из членов нового правительства. Довольно быстро, однако, Парини разочаровался в политической деятельности Циспаданської республики, поскольку заметил для себя, что свобода от австрийских порядков и буржуазные реформы в Италии не обеспечивают ни свободы, ни справедливости и не соответствуют лозунгам, провозглашенным французской революцией. Парини отказался от политической деятельности и всецело отдался литературному творчеству. Одной из причин отказа Парини от продолжения политической карьеры было также и резкое ухудшение состояния его здоровья: в 1798 г. он почти потерял зрение и имел парализованы обе ноги. В следующем году Парини умер от болезни сердца.

Идейное мировоззрение Парини был обусловлен просветительской идеологии с ее верой в просвещенного монарха, при содействии которого, путем постепенных и последовательных реформ, якобы станет возможной перестройка общества на основе идей свободы, справедливости, братства, создадут благоприятные условия для гармоничного, суголосного законам природы и здравого смысла развития человеческой личности. Парини приветствовал революционные события во Франции, связывая их с надеждой на благоприятные политические изменения, которые принесут долгожданное освобождение его родине из-под гнета австрийской тирании.

Первые поэтические попытки Парини, своеобразным итогом которых стал сборник «Аркадские стихи», опубликованная под псевдонимом Ріпано Еупіліно, были еще достаточно ученической пробой пера и вообще они последовали художественные образцы, типичные для представителей т.н. «поэтической школы Аркады» (одноименная литературная академия была основана в Риме в 1690 г., имела многочисленные филиалы во многих городах Италии и культивировала поэзию в духе художественного стиля рококо, ориентированную на «изысканные» аристократические, салонные вкусы). Но уже на протяжении нескольких последующих лет Парини решительно отказался от эстетики «поэтической школы Аркады» и подчинил свой художественный метод принципам просветительского классицизма. «Отбросив эстетическую систему Аркадии, что выродилась в формалістичне баловство словами и образами, - замечает С. Сапрыкина, - Парини подчинил свою поэзию распространенном среди просветителей сенсуалістському пониманию «приятного и полеВНОго» искусства. Это искусство было адресовано конкретной, современной поэту реальности. Оно является «благородным по образу мыслей», поскольку, по убеждениям Парини, противостояло «духа фальши и распущенности», поддерживаемом в культуре прежде всего официальной церковью. Оно «приятное и полеВНОе», поскольку опирается на здоровые нравственные понятия о прекрасном, в конце концов ведут в естественных человеческих потребностей и жизненных запросов». Эти и другие просветительские идеи Парини развил в своем прозаическом «Диалоге " о благородстве» (1757), в «Докладе о проявлениях современного упадка литературы и искусства в Италии» (1773), «Размышлениях о главные принципы красного искусства» (1761) и др. трудах, ставших главными эстетическими документами итальянского Просвещения.

Яркими образцами просветительского классицизма в творчестве Парини стали его оды (ок. 20 произведений, написанных между 1757 и 1795 г.), которые подтверждают взвешенную гражданскую позицию поэта, его высокие нравственные идеалы, удостоверяющих стремление быть по-настоящему полезным своей родине, протестуют против любых проявлений невежества, гражданской безразличия и политического эгоизма со стороны его соотечественников. До самых известных од Парини принадлежат «Сельская жизнь», «Здоровый воздух», «Воспитание», «Прививка от оспы», «Попрошайничество».

В оде «Сельская жизнь»(«Vita rustica»,1758) П. прославляет моральную достоинство человека, которая воспитана трудом в здоровой природной среде. В оде «Здоровый воздух» («La salubrita dell'aria», 1759) поэт критикует неблагоприятные условия, в которых вынуждены проживать жители города и которым поэт противопоставляет здоровый воздух сельской местности. Ога «Воспитание» («L'educazione», 1764) - это своеобразная программа гуманистического воспитания человеческой личности. В оде «Прививка от оспы» («L'innestodel vaiuolo», 1765) Парини защищает практику прививки от оспы, которое только начали внедрять в Европе и против чего активно протестовала церковь, что видела в вакцинации противопоставление человеческой воли божественному провидению. В оде «Попрошайничество» Парини с большим сочувствием изображает горькую долю бедняка, которого нищета толкают на путь преступления.

Величайшим из произведений Парини считают его сатирическую поэму «День» («II giorno»), состоящий из четырех частей. Первые две части («Утро» и «Полдень») появились в 1763 и 1765 г., третья часть - «Вечер», которая не была завершена окончательно, и четвертая часть «Ночь», написанная лишь в отрывках и фрагментах, вышли в свет лишь после смерти Парини, в 1801-1804 гг. Сюжетную основу поэмы составляет рассказ о один обычный день юного аристократа - бездельника и неуча, человека аполитичного и легкомысленной, равнодушного к нуждам общества и родины. Все свое время он бездельничает или развлекается в салонах и не способен увидеть и понять потребности и запросы настоящего, направленного на общественное благо и моральное совершенствование личности жизни. Под пером Парини поэма, по мнению критиков, приобрела черты настоящей «энциклопедии великосветской жизни». Образ главного героя поэмы был в значительной мере типичным для тогдашней итальянской аристократии, а сама поэма стала своеобразным обвинительным актом старому дворянскому обществу, обычаи которого тормозили развитие Италии. Недаром первый издатель сочинений Парини, миланский адвокат Ф. Реїна, назвал поэта «злостным врагом тирании и страстным проповедником свободы».



В. Назарец