ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ПАННОНІЙ, Ян

(1434 - 1472)

ПАННОНІЙ, Ян - творчество писателя

ПАННОНІЙ, Ян (Pannonius, Janus; автонім: Чезміцеї, Янош - 1434, Славония - 1472, близ Загреба) - венгерский латиноязычный поэт.

Панноній происходил из семьи малоимущих хорватских дворян, был племянником выдающегося венгерского гуманиста, естергомського епископа, занимавшего также пост канцлера при дворе венгерского короля Матяша, Янош Вітеза. Дядя Паннония собрал при дворе короля большую (как на то время) библиотеку, переписывался с ведущими гуманистами Европы и стал основателем первой Высшей школы в Братиславе (1467), где кроме теологии и канонического права, преподавали астрономию, математику, основы естественных наук и медицину. Благодаря своему дяде в 1447 г. Панноній уехал в Италию, где учился в Ферраре, в известной гуманистической школе Г. Ґваріні, а после ее окончания продолжил образование в Падуанском университете и получил степень доктора канонического права. В 1458 г., после того как Матяш занял королевский престол, П. вернулся в Венгрию. Здесь благодаря опеке папы-гуманиста Пия II, который хорошо знал Вітеза, Панноній получил должность епископа города Печ. Дальнейшие этапы биографии Паннония складывались драматично. Противоречия, которые возникли между Вітезом и королем Матяшом, привели к тому, что значительная часть венгерских магнатов и дворян прибегла к заговору против короля, намереваясь посадить на венгерско-хорватский престол польского королевича Казимира Ягеллона. Вітез и П. присоединились к войскам Казимира, которые перешли венгерскую границу. Но в решающей битве, состоявшейся вблизи Нитры, войска короля Матяша нанесли поражение полякам. Спасаясь бегством, Панноній подобрался к Славонии, откуда хотел перебраться в Италию, но тяжело заболел и вынужден был остановиться неподалеку от Загреба, где вскоре и умер в возрасте 38 лет. Позже тело Паннония были перезахоронены в городе Печ.

Несмотря на короткий век и не слишком значительный по объему творческое наследие, Панноній считается одним из лучших неолатинських поэтов Европы. Главным философским направлением для Паннония, по мнению И. Голенищева-Кутузова, «был гуманистический рационализм, выросший на почве античного материализма. Как и другие неолатинські поэты, Панноній часто прибегал к реминисценций из античных авторов, но даже в ранних его произведениях, чрезвычайно зрелых для 16-17-летнего юношу, имеющиеся оригинальное и острое восприятие мира, чувственность и сопряжена с сарказмом меланхолия. Сенсуализм Паннония сказывается уже в первой элегии, где с подчеркнутой эмоциональностью поэт выражает надежду на исцеление водой из источника божественной нимфы Феронеї в Умбрии. Свои гимны Панноній посвящал языческим богам, просил исцеления от болезней у Аполлона («Аполлон»). Характерной является и молитва Паннония на защиту мира, адресована не христианскому богу, а античном воинственному Марсу. Мироощущение Паннония было ближе к эллинского, чем к римскому, что и отличало его от большинства неолатинських поэтов». В поэзии Паннония, что имеет неповторимое, характерное звучание, впервые в венгерской литературе проступают характерные черты человека эпохи Ренессанса.

Творчество Паннония обычно разделяют натри периода: феррарський, падуанский и венгерский.

В годы учебы в Феррари Панноній завоевал популярность благодаря своим сатирическим епіграмам, которых на протяжении своего творческого пути написал около ста. В циклах своих эпиграмм Панноній высмеивает тех, кто отправился на богомолье в 1450 p., поднимает на смех жажду папы и римских «трактирщиков» наживы, доверчивость паломников. В эпиграмме, обращенной Г. Марціо, он осуждает своего друга-поэта, который присоединился к паломникам, ибо, по его мнению, «верующий человек не может быть поэтом». Скрытая ирония содержится в ряде критических эпиграмм П., адресованных королю Матяшу. В эпиграмме «Счастье придворных» Панноній жалуется на произвол монарха, который играет судьбами людей. В другом цикле эпиграмм Панноній выражает свои симпатии к известных европейских гуманистов - Л. Валли, П. Лета, Каллімаха и др., которых, за их симпатии к языческой древности, папа Павел II приговорил к изгнанию. Рим - центр западного христианства - Панноній воспринимал прежде всего как святилище античной культуры, о чем свидетельствует его эпиграмма «Рим - гостям». В своих епіграмах Панноній пытался гармонично соединить античный и христианский способы мышления. Среди его ранних эпиграмм много произведений эротического и епікурейського характера.

Величальная песня, панегирик, был характерным жанром падуанского периода творчества Паннония. Среди его панегириков самой известной является песня-хвала Г. Гваріні. В этом произведении Панноній прославляет заслуги своего учителя из Феррары и одновременно вславляє Италию как колыбель гуманизма.

Крупным лирическим поэтом с яркой индивидуальностью, по мнению А. Ґйорьомбеї, Паннония сделали личные, часто мучительные переживания, которые бередили ему сердце во время пребывания на родине. Они отразились, в частности, в элегиях Паннония. Самая известная из них - «Прощание с Варадом» («Bucsu Varadtol, Abiens valere jubet sanctos reges, Varadini»), которую он написал в семнадцать лет. Из Феррары П. иногда наведывался на родину, во время каникул находился в Надьвараді. Написанный в это время стихотворение-прощание является первым, созданным на венгерской земле, шедевром гуманистической литературы. В нем просматривается индивидуальность поэта, его любовь к природе и культуры Ренессанса. Панноній рисует яркие картины любимых городов, пейзажи Великой венгерской низменности, подает описание библиотек, художественных сокровищ, делится впечатлениями от путешествия. Ритм стиха точно передает сложные чувства при прощании, печаль и радостное ожидание. Размеренность детального изображения прерывает динамика призыва в дорогу, что неоднократно повторяется рефреном. Поэт, как отмечает А. Ґйорьомбеї, плохо чувствовал себя в Венгрии, он постоянно тосковал по Италии. В его поэзии увиразнюються собственные мысли о варварстве среды, что сдерживает его дух, о прогрессирующей болезни, смерть матери, наводнение на Дунае. Свою судьбу он сравнивает с рано розквітлим миндальным деревом, почки которого погибли от мороза. Античные элементы в его творчестве сочетаются с личными переживаниями.

Выдающимся философским произведением Паннония считают поэзию «К своей душе» («Ad animam meam»), в которой выражаются неоплатонические взгляды на тело и душу человека: душа счастлива только тогда, когда освобождается от тела. Отдельный случай, неудачу встречи собственной души и тела, он обобщает до рока, что ждет каждого человека. Поэт боится, что это может когда-то повториться. В этом стихотворении звучит гуманистическое стремление души к вечности. Среди других известных элегий Паннония - элегии «О своей болезни в лагере», «Жалобы на болезнь» , в которых чувствуется страдание души, измученной блужданиями и болезнями, души, которая то впадает в отчаяние, то взлетает мыслями к звездам.

Несмотря на оппозиционность Паннония официальной власти, король Матяш в 1483 г. издал приказ собрать и упорядочить все его произведения. Но впервые они были изданы лишь в XVI ст., а первую биографию поэта написал итальянский гуманист А. Бонфіні, историк при дворе Корвина и Ягеллонов.



В. Назарец