ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Поэма Вергилия «Энеида» как литературная обработка римских легенд о троянца Энея

Как известно, Верґілій написал свою знаменитейшую «Энеиду» по инициативе Августа. Он желал в самой торжественной форме прославить империю Августа, потому что был ее искренним сторонником. Грандиозный рост Римской империи требовало для себя как исторического, так и идеологической основы. Но самих исторических фактов в подобных случаях бывает недостаточно. Здесь всегда на помощь приходит мифология, роль которой в том и состоит, чтобы обычную историю превратить в чудо. Таким мифологическим обоснованием всей римской истории и есть та концепция, которую использовал Верґілій в своей поэме. Он не был ее изобретателем, а лишь своего рода реформатором, а главное - талантливым выразителем. Мотив прибытия Энея в Италию встречается еще у греческого лирика VI в. до н. э. Стесихора. Римские эпики и историки тоже не отставали в этом от греков, и почти каждый из них отдавал дань этой легенде.

Основными источниками мифов, из которых черпал сюжеты Верґілій, явно были прежде всего «Илиада» и «Одиссея» Гомера, а также древнегреческий кіклічний эпос, в частности троянский цикл, что примыкал к «Илиады» и «Одиссеи». Нет сомнения, что Верґілій подражал именно Гомера, он заимствует массу отдельных слов, выражений и даже целых эпизодов, отличаясь от его простоты огромной психологической сложностью и нервоВНОстью. Первую половину «Энеиды» вполне можно назвать подражанием «Одиссее», вторую же - «Илиады».

Обратимся к главному герою поэмы - Энея. Уже в «Илиаде» Гомера, а также в его гимнах к Афродиты Эней - выходец одной из ветвей троянского рода и самый отважный воин после Гектора, сын троянца Анфиса и Венеры (Афродиты). Миф об Энее был известен римлянам уже около 500 г. до Р. Х. от этрусков. В V в. он упоминается в греческой литературе как основатель Рима. Позже, исходя из хронологии, между деяниями Энея и основанием Рима был включен период правления династии албанских царей. Эней считался мифическим родоначальником римлян, которые в связи с этим иногда звались енеадами, в частности, род Юлиев, который берет свое название от имени сына Энея Юла.

Но проследим за сюжетом, как именно мифы и легенды переплелись в тесном канве событий поэмы.

Первые шесть песен поэмы посвящены путешествием Энея от Трои до Италии, последующие шесть - войнам Энея в Италии с местными племенами.

Первая песня рассказывает нам о морскую бурю и преследования Энея Юноной, которая является заступницей Дидоны, а по римской мифологии, богиней брака, материнства и женщин вообще. Но Эней под защитой другой богини - Венеры, своей матери. Прибыв в Карфаген, Эней встречает ее царицу - Дідону. Ее образ, характер, поведение Верґілій строит, руководствуясь различными мифами о этот персонаж. По римской мифологии, она - царица, основательница Карфагена, дочь царя Бона, вдова жреца Геракла Акербаса, которого убил брат Дидоны Пигмалион, чтобы захватить его богатства. По мифам, Дидона, захватив сокровища, со своими спутниками бежала в Африку и остановилась круг финикийской колонии Утика. Местный берберский царь Ярба пожаловал ей немного земли - сколько займет шкура вола. Хитрая Дидона, порезав эту шкуру на узкие полоски, обложила ими значительный кусок земли и основала город-крепость Карфаген. Цитадель города так и называлась: Бирса («шкура»).

Но вернемся к Энея. Дидона устроила пир, и на нем Эней рассказывает о гибели Трои. Уйого рассказы Верґілій соединил легенды про деревянного коня, которого ахейцы оставили у ворот Трои с лучшими воинами внутри, и о греческого шпиона Синона, и о Лаокоона, которого убили змеи. Верґілій очень удачно обработал эти мифы, детально нарисовал события.

Убегая из Трои вместе с сыном и женой, Эней спасает своего больного отца Анхіса. Здесь Верґілій взял миф о обладателей зарданів, внука Ас-саранча, брат которого Ид был дедом троянского царя Приама. Под чарами Зевса Афродита влюбилась в красавца Анхіса, от которого и родила нашего героя Энея. За то, что Анхіс рассказал людям о любви богини, он был поражен ударом молнии и парализован. Поэтому и не удивительно, что Эней вынес его из горящей Трои на спине.

Известным является эпизод встречи Энея с Сивіллою и посещение ими загробного мира. Приехав в Италию, Эней встречает в храме Аполлона в Кумах Сивіллу. Угрецькій мифологии это - пророчица, что в экстазе предсказывает будущее (особенно несчастье). Первоначально Сивилла (Сибилла) - собственное имя одного из провидиц. По традиции, первой Сивіллою, от которой получили свое имя все другие, была троянка, дочь Дардана и Несо.

Эней вместе с Сивіллою спускаются в подземное царство, чтобы узнать от умершего Анхіса пророчество о будущем. Подземный мир у Вергилия изображен очень детально. Здесь переплетаются греческие и римские мифы, легенды, а особенно их персонажи - раВНОобразные мифические чудовища, такие как Цербер, Титаны, кентавры и другие. В Аиде мы видим адские реки, через которые души умерших перевозит мифический Харон.

Изображение Вергилием ада настолько обраВНОе, яркое, целостное, что восхищало многих литературных художников разных эпох. Одним из самых ярких примеров подражания этого эпизода есть ад в «Божественной комедии» Данте, который в свои проводники выбрал именно Вергилия.

«Энеида» не была закончена Вергилием, в ней нет изображения тех событий, что случились после войны троянцев и рутулів.

Вся мифология, однако, не подана в «Энеиде» полностью, ибо основания Рима отнесено к будущему и подаются только пророчества.

Верґілій использовал весь арсенал греко-римской мифологии, чтобы создать пышные одеяния для новой власти. Но его несомненный талант сделал произведение бессмертным, о чем свидетельствуют его многочисленные подражания, переводы, перепевы, неугасающий интерес к его творчеству безграничного количества поклонников, потому что он сделал очень весомый вклад как в античную, так и в мировую литературу.