ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

7 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЮМОР И САТИРА

Осмеяние самоуправства и догідництва в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон»

Рассказ «Хамелеон» было впервые напечатано в журнале «Осколки» в 1884 году. Как во многих других рассказах этого времени («Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Маска»), Чехов разоблачает в нем самодурство представителей власти и рабское сознание людей.

В одном эпизоде Чехов воспроизвел типичные явления действительности - «хамелеонство». Это передано уже в названии рассказа. Как ящерица-хамелеон меняет свою окраску в зависимости от обстоятельств, так и городовой Очумелов меняет свое поведение в зависимости от того, с кем имеет дело: угодливый относительно сильного и деспотичен в отношении слабого.

Комическую основу повествования составляет несоответствие: незначительность важного для героев вопрос (кому принадлежит собака) и серьезный, страстный тон обсуждения этой несерьеВНОй «проблемы».

Комический эффект усиливается самим построением центрального эпизода: это цепь «преобразований» Очумєлова. Причем «хамелеоном» оказывается не только представитель власти, но и потерпевший Хрюкін, и обывательская толпа.

Шесть раз городовой Очумелов меняет свою позицию: то он принимает вид человека «самодержца», разговаривает строго, величественно «шевеля бровями», глубокомысленно «обдумывая положение», и принимает суровое решение: наказать хозяина «безнадзорного» собаки, а самого пса уничтожить. Очумелов уже предвкушает удовольствие «наложить штраф» на хозяина собаки, как внезапно в толпе кто-то высказывает предположение, что собака принадлежит генералу. Очумелов сразу принимает другой «окрас». Он берет под защиту собаку, и виновником оказывается Хрюкін: «Ты ведь известный народ! Знаю вас, чертей... Не рассуждать!»

Резкими переходами в речи главного персонажа Чехов достигает комического эффекта: оказывается то деспотичная, то рабская сущность натуры Очумєлова. У читателя создается впечатление, что самоуправство, деспотизм и угодничество - одинаковые увечья.

Показывая одновременно с «трансформациями» Очумєлова преобразования Хрюкина, Чехов подчеркивает типичность хамелеонства. Толпа обывателей, которая ожидает решения городового, дополняет общую картину догідництва, рабского сознания, создают условия для процветания Очумєлових. В рассказе Чехова обе недостатки - и самоуправство, и угодничество - выглядят одинаково унизительными для человека.