|
ОЖЕШКО, Элиза
(1841 - 1910)
ОЖЕШКО, Элиза - творчество писателя
ОЖЕШКО, Элиза (Orzeszkowa, Eliza - 06.06.1841. с. Мілковщизна Гродненской губ. - 18.05.1910, м. Гродно) - польская писательница.
После А. Мицкевича Ожешко была вторым польским писателем, которые принесли польской литературе мировую славу. Творческое наследие писательницы огромная и составляет 60 художественных произведений, в том числе 30 крупных романов, не считая значительного массива публицистических и литературно-критических статей.
Ожешко родилась в с. Мілковщизна вблизи города Гродно. Происходила она из богатой благородной семьи. ее отец, Бенедикт Павловский, был человеком передовых взглядов, принимал активное участие в национально-освободительном движении. Он умер, когда Элизе исполнилось три года, и дальше ее судьбой занимались мама и отчим. Девочку воспитывали сначала дома, а с 1852 г. отдали в пансион урсулинок (монастырский орден) в Варшаве. В 1857 г. Элиза закончила пансион, а в следующем году она вышла замуж за местного помещика Петра Ожешко и перебралась в его имение - с. Людвинів Гродненской губернии. После поражения восстания 1863 г. много друзей и знакомых Ожешко были заключенные, а Петр Ожешко и его брат Флорентин - сосланы в Сибирь. Имение было конфисковано. Элиза переехала к отцу в Мілковщизну и, несмотря на тяжелое душевное состояние, занялась там самообразованием, начала писать. В 1869 г., после продажи их имения с аукциона, она переехала в Гродно, где прожила до конца жизни и где активно занялась общественно-общественной и литературно-художественной работой.
Первым опубликованным произведением Ожешко стал рассказ «Картинка из голодных лет» («Obrazek z lat glodowych», 1866), в котором писательница описала белорусское село 1854-1856 гг., накануне аграрной реформы. Произведение построено на контрастах и противопоставлении двух миров - бедных и богатых, барского имения и крестьян, образы которых еще в значительной степени идеализированы и схематические.
Со 2-й пол. 60-х pp. Ожешко обратилась к жанру романа. В первых романах Ожешко отчетливо сказалось влияние позитивизма и его идей о тенденциозную літературу. ее взглядам в 60-х гг. была свойственна почти безграничная вера в науку. Наука, по мнению Ожешко, - это та сфера деятельности, что поможет людям преодолеть все трудности и построить счастливое общество, а литература должна иллюстрировать передовую общественную идею и тем воспитывать общество, поучать его. Поэтому в первых романах Ожешко герои резко делятся на положительных и отрицательных. Положительные герои зачастую в откровенно прямой и схематической форме утверждают общественный идеал человека. Ожешко много поучает и моралізує, но не типизирует и не обобщает.
В романах Ожешко 60-80-х гг. можно выделить несколько главных проблем, которые она разрабатывает и к которым неоднократно возвращается. Прежде всего, это судьба женщины в буржуаВНО-шляхетском среде. Эта тема затрагивается в целом ряде его романов: «Пан Граба» («Pan Graba»), «Поздняя любовь» («Ostatnia milosc»), «Дневник Вацлавы» («Pamietnik Waclawy»), «Марта» («Marta») и др. Вторая тема - это жизнь «низов» общества - то есть белорусского и польского крестьянства, которому посвящен «крестьянский» цикл романов и повестей Ожешко - «Низины», «Дзюрдзі», «Хам», «Над Неманом». Еще одна важная для творчества О. тема - это еврейский вопрос, который она ставит в романах «Эли Маковер» («Eli Makower»), «Меир Езофович» («Meir Ezofowicz»), «Сильный Самсон». Кроме того, во многих произведениях Ожешко обращается к проблемам польской интеллигенции, ее национального бытия, анализирует расписание и упадок аристократии и шляхты в новых общественных условиях.
К социальному роману Ожешко приходит не сразу. В его первых произведениях на передний план выдвигаются вопросы воспитания нового человека, культ знания, труда, общественной полеВНОсти. Основу фабулы почти всех этих произведений составляет история любви, за которой социальный фон почти незаметен, а центральным образом выступает прогрессивный общественный тип, человек труда - инженер, директор фабрики, врач, ученый-химик и т. д. Этот ряд произведений начал роман «Поздняя любовь» (1867). Чертами подобной тенденциоВНОсти, схематичности и упрощенности обозначены и другие романы Ожешко конца 60-70-х гг.: «Из жизни реалиста» («Z zycia realisty», 1868), «В провинции» («Naprowincji», 1870), «Господа» (1871), «На дне совести» («Na dnie sumienia», 1873). Однако уже с конца 60-х pp. Ожешко начинает эволюционировать от бытового романа к роману социального. Своеобразным промежуточным этапом этой эволюции стал в ее творчестве роман «В клетке» («W klatce», 1870). Уже само название произведения метафорически связывается прежде всего с социальными условиями жизни общества.
Поворотным пунктом в направлении движения к социальной проблематике стал роман Ожешко «Пан Граба» (\2,G9-1870). Она и сама позже означувала «Господина Граба» как «первый роман автора с широким социальным замыслу», как широкую картину нравов провинциальной шляхты. Роман интересен также тем, что на примере трагической судьбы жены Грабы - Камиллы - Ожешко ввела в творчество женскую тему. Ориентация на социальную проблематику характеризует и следующий роман Ожешко «Дневник Вацлавы» (1871). Это большой трехтомное произведение, в основе которого история молодой девушки, познания ею жизнь и поиски своего места в обществе.
Самым значительным достижением Ожешко в жанре социального романа 70-х гг. стали ее романы «Марта» (1875), «Эли Маковер» (1874), «Семья Брох-вичів» («Rodzina Brochwiczow», 1876), «Господа Помпалінські» («Pompalinscy», 1876), «Меир Езофович» (1878). Основная тема романа «Марта» - это судьба женщины в современном ей обществе, причем женщины-неаристократки, женщины труда, а не «куклы» из аристократического салона. Главная героиня - Марта Свицька - столкнулась с чрезвычайно острой, как на то время, проблемой - проблемой женского труда. Вопрос работы стоит для нее особенно остро, поскольку оно касается выживания ее и маленькой дочки, которая осталась у нее на руках после смерти мужа. В романе акцентируется внимание на социальном неравенстве женщин и мужчин, на том, как сложно найти работу женщине в тогдашнем обществе, которого достигает невероятного уровня эксплуатация женского труда.
В центре романа «Меир Езофович» - евреи городка Шибова и, в частности, борьба двух известных в Шибові семей - раввинов Тодросів, которые выступают воплощением фанатизма и віронетерпимості, и купцов Езофовичів, которые осознают необходимость образования темного еврейского народа.
80-е pp. XIX в. условно выделяют как второй этап творчества Ожешко. Он прежде всего характеризуется дальнейшей разработкой жанра социального романа. В начале 80-х гг. вышел цикл романов О. под общим названием «Призраки» («Widma»), куда вошли «Призраки» (1880), «Сільвек с кладбища» («Sylwek Cmentarnik», 1880), «Зигмунд Лавич и его товарищи» («Zygmunt Lawicz и проверить koledzy», 1882), «Мыльные банки» («Bankamydlana», 1882), «Первобытные» («Pierwotni», 1884). В этих произведениях Ожешко пыталась откликнуться на новые веяния, связанные с первыми проявлениями рабочего движения и распространением социалистических идей.
В течение 1883-1888 гг. Ожешко создала «крестьянский» цикл произведений, который считается вершиной его творчества. В этот цикл входят повести «Низины» («Niziny», 1885), «Дзюрдзі» («Dziurd-ziowie», 1885), «Хам» («Чам», 1888). Выдающимся произведением цикла является роман «Над Неманом» («Nad Niemnem», 1887-1888), который стал своеобразным откликом О. на кризис позитивистских идей, которые, начиная с 80-х pp. XIX ст., начали стремительно терять свой авторитет в польском общественном мнении, уступая место национально-патриотическим идеям. Реагируя на эти новые общественные настроения и тенденции, Ожешко в романе «Над Неманом» решительно отказалась от примиренницької политической позиции позитивистов и стала на сторону той идеологии, которая пыталась утвердить в общественном сознании национально-патриотические убеждения и идеи освободительной борьбы. Новой силой нации, на которую возлагает надежды Ожешко, выступает в романе поколения поляков, представленное выходцами из средних и низших слоев польского общества (это, в частности, Витольд Корчинский, Юстина Ожельська и Ян Богатирович) . Они руководствуются в своей деятельности, во-первых, идеей об оправданности и необходимости продолжения той национально-освободительной патриотической борьбы, которую начали с русским царизмом предшественники, «допозитивістські» поколение поляков, во-вторых, идеей национально-классовой консолидации всех прогрессивных сил польского общества. Этим патриотическим силам Ожешко противопоставляет тех поляков, которые по разным причинам тормозят движение прогрессивных сил общества. В романе это, с одной стороны, представители демократического (среднего) слоя шляхты, которые в определенной степени разочаровались в идеалах национально-освободительной борьбы (этот «пласт» шляхты олицетворяет Бенедикт Корчинский), с другой стороны, это космополитическая аристократическая верхушка польской шляхты, которая далека от национальных идей и никогда их не разделяла (аристократы-землевладельцы Дажецький Ружиць и Зигмунт Корчинский).
1890-900-е гг. составляют третий и последний этап творчества Ожешко. Этот период в целом характеризуется ослаблением социальной проблематики : достаточно ощутимым снижением художественного уровня произведений Ожешко. В тогдашних сборниках рассказов («Нимки», 1890; «Меланхолики» («Melancholicy»), 1896 «Искры», 1898; «Момент», 1901) она идеализирует мелкую шляхту, а также призывает к единению польское общество. Жизнь шляхты составляет основной предмет изображения романов Ожешко этого периода. Одна из главных проблем, к которым в то время обращалась писательница, - это проблема альтруизма, моральной и материальной самопожертвования. Кое-кто из ее героев, например, отказывается от богатства и карьеры и идет в народ находя утешение в труде («Два полюса», 1893 «Австралиец», 1902 и «Анастасия», 1902). В последних произведениях Ожешко усиливается национально-патриотическая проблематика: повесть «И песня пусть заплачет» - «И piesn niech zaplacze», 1905. сборник рассказов «Слава побежденным» («Gloria victis», 1910).
Еще с 1869 г. Ожешко поселилась в Гродно, где активно занималась литературой и общественной работой. Поставив себе цель «пробудить духовную и общественную жизнь» поляков белорусско-литовского края, она с помощью друзей и знакомых в 1873 г. организовала в Свободно издательство польских книг. В течение 90-900-х pp. Ожешко почти безвыездно жила в Гродно, откуда всего несколько раз выезжала за границу для лечения. В Гродно она и умерла.
На украинском языке произведения Ожешко переводили А. Медущенко-Кривенко, Ю. Назаренко, О. Стаєцький, М. Пригара, В. Струтинский и др.
В. Назарец
|
|
|