|
Публий Овидий Назон
(20 марта 43 г. до н. есть. - 17 или 18 г. н. есть.)
Публий Овидий Назон
Жизнь и творчество
Публий Овидий Назон (Publius Ovidius Naso), римский поэт, последний из великих поэтов «золотого века» римской литературы, произведения которого имели существенное влияние на более позднюю европейскую и литературе от Средневековья до нашего времени.
Согласно автобиографическим произведением «Скорбные элегии», родился в г. Сульмон (современный город бл. 140 км от Рима), на Апеннинах, в обеспеченной провинциальной семьи, принадлежавшей к мэри дынного состояния. Вместе с братом Луцієм, который был на год старше, учился сначала в грамматической школе в Риме, а затем получил обычную для того времени риторическое образование. Смерть брата в возрасте двадцати лет травила на Овидия сильное впечатление.
Будущий поэт обнаружил незаурядные способности к риторике и занялся было политикой, побыл членом коллегии триумвиров, то есть одним из низших городских чиновников, а затем - судебной коллегии децемвиров, но тяга к стихосложению взял верх, и вскоре Овидий стал членом кружка Марка Валерия Мессали. Из выдающихся современников Овидий однажды имел возможность и встретиться с Вергилием на декламирование Горацием его стихов, был знаком с Проперцієм и Тибуллом. Образование завершал в Афинах, после чего совершил путешествие по восточным Средиземноморьем, где его сопровождал поэт Эмилий Макр, а затем, перед возвращением в Рим, провел несколько месяцев на Сицилии. Был женат трижды, два первых браки викінчилися разводом. От второго брака, вероятно, имел дочь. Будучи обеспеченным и свободным от государственной службы, Овидий вел в Риме легкомысленный образ жизни, который проповедовал в своей поэзии. В 8 г. до н. есть. политик Август дал распоряжение о высылке Овидия из Рима в город Томы.
Причинами для изгнания были «обида и ошибка». «Оскорблением» стала поэма «Наука любви», что сам поэт неоднократно подчеркивал. Эта поэма появилась восемью годами ранее, и ее выход случайно совпал со скандалом, связанным с супружеской неверностью дочери императора Юлии.
В письмах из ссылки к жене, друзьям и до самого Августа он часто просит о помиловании, но Август и Тиберий остаются глухи к его просьбе; и Овидий, пробыв в ссылке около 10 лет, умер в 18 г. н. э. среди чужого ему народа, вдали от Рима и его блестящей культуры.
Овидий воспитывался в атмосфере империи Октавиана Августа, когда по окончанию гражданских войн чрезвычайно возросла состоятельность итальянских землевладельцев. Поэт отразил в своем творчестве идеологию вершинного состояния, что достигла в то время своего наивысшего экономического развития. Социальная и философская проблематика, характерная для предшествующего литературного поколения (Вергилий, Гораций), Овідієві не свойственна. В его творчестве преобладают эротические темы, в которых главным является не глубокие чувства, а остроумная ироничная игра с традиционными литературными мотивами, с постоянными перепевами как предшественников, так и самого себя. Произведения Овидия отличаются виртуоВНОй легкостью и гибкостью стиля, которым он владел в совершенстве.
Творчество Овидия разделяют на три периода.
Первый период творчества занимает время приблизительно до 2 г. н. э. и посвящен исключительно любви.
Второй период творчества. Это первые годы н. е. до ссылки поэта. Творчество Овидия отмечается новыми качествами, поскольку он пытается здесь восхвалять империю. Можно сказать, что это удается ему очень плохо. Но предварительная тематика любви продолжает играть значительную роль, уже не является единственной и подчиняется теперь как новой тематике, так и новой художественной методологии.
«Метаморфозы» («Превращения») является главным произведением этого периода. Овидий перед своим отправлением в ссылку в отчаянии сжег рукопись, над которым в то время работал. Но он сохранился благодаря тому, что некоторые списки были у друзей поэта. Следы неполной доработки можно заметить еще и теперь.
Сюжет «Метаморфоз» есть ничем иным, как всей античной мифологии, которую изложен систематически и по возможности хронологически.
В книге отражены первоначальные и древнейшие преобразования.
Книги III и IV - погружают нас в атмосферу другого, очень древнего периода античной мифологии.
Книги V-VII относятся к времени аргонавтов.
Книги VIII-IX - это мифы времен Геркулеса.
Книги ХІІ-ХШ - Троянская мифология.
Книги XIII-XV посвящены мифологической истории Рима.
Историческая основа «Метаморфоз» поняла. Овидий хотел дать и систематическое изложение всей античной мифологии, разложив ее по и п х периодах, которые тогда казались реальными. Овидий выбирает мифы И преобразованием. Из всех представителей жанра преобразований Овидий является наиболее талантливым и глубоким. Именно его «Метаморфозы» стали произведением всемирной литературы.
Идейное содержание «Метаморфоз» достаточно сложный. Во времена Овидия цивилизация уже не могла верить в мифологию, но Овидий любит ее, она дает ему глубокую радость. Кроме любви к богов и героев Овидий принимает их за своих братьев и за любки прощает им все их недостатки. Тот подход к мифологии, который сформирован самим поэтом, заключается в том, что обычно именуется піфагорійством. В этой философской теории Овидия важны 4 идеи: а) вечность материи; б) ее постоянное изменение; в) превращение одних вещей в другие; г) перенос душ из одних тел в другие.
Таким образом, если эстетически мифология была для Овидия предмете им глубокой радости и наслаждения, то философски она стала художественным и изображением самых глубоких и основных сторон действительности. При всей своей легкомысленности Овидий глубоко понимает социальное зло и не пропускает случая ярко его воспроизвести, отобрав материал из тех или иных древних мифов.
Политическая идеология «Метаморфоз» требует очень осторожной характеристики.
Сказать, что идеология «Метаморфоз» совсем никак не касается принципов Августа, нельзя. В Овидия оппозиция не политическая, но морально-эстетическая.
Для политической оппозиции он был очень легкомысленный и погружен в свои внутренние переживания.
Жанры, использованные в «Метаморфозах», раВНОобразны, но их пронизывает единый пафос. Представлены у Овидия и такие жанры, как идиллия в виде первобытных времен, или любовная элегия; нередко пользуется и Овидий и жанром этнологического мифа, не чужой ему жанр серенады.
Художественный стиль Овидия в своей основе имеет фантастическую мифологию. Необходимо добавить, что у Овидия нет никакой своей мифологического творчества. Сам Овидий только выбирает раВНОго рода детали, углубляя их психологически или философски.
Художественный стиль «Метаморфоз» пронизан драматическими элементами, богатый черты реализма и натурализма, в то же время отличается и сильным эстетизмом. Возможно, важнейшей чертой художественного стиля Овидия является его яркость: принципиальная, специфическая.
В рамках сюжета отдельные его части разрабатываются совсем прихотливо: подано начало мифа и нет его конца или наоборот. Миф рассматривается достаточно подробно или достаточно кратко. Трудно установить, где кончается мифология и начинается история, отделить науку от художественного творчества и выявить, где греческий стиль мифологии, а где римский.
Здесь цари и герои, пастухи и ремесленники, основатели городов, пророки, художники, философы; любовь, ревность, зависть, подвиг, жадность, самопожертвование, трагедия, фарс, безумие.
События разыгрываются и на широкой земле с ее полями, лесами, горами, и на высоком светлом Олимпе, на море, в темном подземном мире. И все это белое, черное, розовое, красное, зеленое. Яркость в «Метаморфозах» достигает кульминации.
Третий период творчества. Блеск художественного таланта Овидия, легкость его рассказов, утонченность его художественного стиля не могли не померкнуть в период ссылки поэта, когда вместо блестящей жизни в столице он оказался в самой отдаленной части империи, среди полудиких варваров.
«Печальные элегии» состоят из пяти книг. С первой книги особую популярность имеют элегии 2 и 4, где описывается буря во время плавания Овидия на место своей ссылки, и элегия 3 с описанием прощальной ночи в Риме. Все эти элегии Овидия резко отличаются от его предыдущих произведений глубокой душевной болью, чувством безысходного положения и катастрофы. Другие элегии первой книги посвящены римским друзьям и жене. Вторая книга - сплошные сердобольные молитвы к Августу о помиловании. Последние три книги посвящены тяжелым размышлениям о собственной жизни в изгнании, просьбой о помиловании, обращение к друзьям и жене за помощью. Элегия 10 посвящена автобиографии поэта, откуда мы узнали о месте его рождения, об отце, брате, о его три женитьба, дочь, раннюю способность писать сочинения. Из произведений Овидия, не дошли до нас, в античности высоко ценилась трагедия «Медея», где раскрывается фигура непогамовної в своих пристрастиях женщины. Популярность Овидия в античности и во времена средневековья была огромной. «Метаморфозы» воспринимались как языческая Библия, подлежащая аллегорическому толкованию.
Для светской поэзии Овидий был учителем любви, а вокруг его жизни складывались легенды.
Эпоха Возрождения принесла с собой многочисленные новелістичні переработки Овідієвих мифов, а в XVII-XVIII вв. эти мифы служили неисчерпаемым источником оперных и балетных тем.
Цитированиями из Овидия подкрепляли свои наставления авторы поетик, читаемых в Киево-Могилянской академии. В этой среде (показания Б. Коннора, Шерера) считалось, что могила Овидия находится где-то на территории Украины, и это убеждение дожило до эпохи Просвещения.
Овидия подражал Г. Сковорода («Похвала астрономии»)
В XIX в. образ поэта-изгнанника привлекал внимание О. Пушкина, восторженно отзывался о нем Т. Шевченко, называя «самым совершенным творением всемогущего творца Вселенной».
Перечень произведений
Произведения, дошедшие до нас:
• (10 г. до н. есть.) Любовные элегии (Amores), пять книг, позже (бл.1 г. н. есть.) переработанных на три.
· (5 г. до н. э.)Героїди (Heroides, или EpistulaeHeroidum, «Послания героинь», 21 послания (письма 16-21 составлены ок. 4-8 гг. н. э.).
• (5 г. до н. есть.) Средство от любви (Remedia amoris).
• (5 г. до н. есть.) О косметике (О женские косметики, или Средство для ухода за женским лицом) (Medicamina faciei femineae), сохранилось 100 строк.
• (2 г. до н. есть.) Наука любви (Ars amatoria), три книги (частично написаны позже).
• (8 г. н.э.) Метаморфозы (Methamorphoseon), 15 книг.
• (9 г. н. есть.) Ибис (Ibis), поэма.
• (10 г. н. есть.) Скорбные элегии(Tristia), одна книга.
• (10 г. н. есть.) Послания с Понта (Epistulae ex Ponto), четыре книги.
• (12 г. н. есть.) Фасты, или Римский календарь (Fasti), сохранилось шесть книг, первые шесть месяцев года.
(Дать весьма приблизительные)
Произведения потеряны или сомнительного происхождения:
• Медея (Medea), утраченная трагедия о Медею.
• Ореховое дерево (Nux) - считается сомнительным.
• Утешение, адресованное Ливии, или Траурная песнь на смерть Друза (Consolatio ad Liviam или Epicedium Drusi) - часто приписывается Овидию.
• Наука рыболовства (Haleutica) - произведение сомнительного происхождения.
Украинские переводы
В журнале «Заря» (Львов, 1880-1897) было опубликовано несколько переводов из «Метаморфоз»; перев. Елена Пчилка и О. Маковей. ,Ц. Николишин в 1920-х годах выполнил перевод первой песни таким стихотворением, в котором произведение приобретал украинской народной формы с переделкой имен (напр. «отец Сатурненко», «Дафна Пенеївна» и др.). Существенным шагом стали переводы элегий Николая Зерова, гекзаметр под рукой мастера стал могучим виражальним средством, а не только монотонным сочетанием дактилів. Отдельные отрывки перевода из «Метаморфоз» осуществила Ю. Кузьма. Полный и совершенный перевод «Метаморфоз» принадлежит А. Содоморі.
|
|
|