ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ОУТС, Джойс Кэрол

(рожд. 1938)

ОУТС, Джойс Кэрол - творчество писателя

ОУТС, Джойс Кэрол (Oates, Joyce Carol - нар. 16.06 1938, Лакпорт, шт. Нью-Йорк) - американская писательница.

Родилась на севере штата Нью-Йорк в рабочей семье. Первой из усеет] семьи закончила колледж. Ее дед был литейщиком, а отец - инструментальщиком. В ученические годы она приняла участие в конкурсе на лучший рассказ, который проводил журнал «Мадмуазель», и победила в нем. Училась в Сиракузском и продолжила образование в Висконсинском университетах. Преподавала историю англоязычных литератур и основы писательского мастерства в Детройте, городе, где происходят события многих произведений П; работала также в Вінсорському (Канада) и Принстонском университетах.

В 1963 г. вышел первый сборник ее рассказов «У северных врат» («By the North Gate»), a через год первый роман «Потрясены при падении» («With. Shuddering Fall»), которые хоть и были удостоены вниманием критики, но не получили значительного успеха. С большим вниманием отнеслась критика к второй сборник ее рассказов «В змітаючому потоке» («Cosmopolitan's Winds of Love», 1966, В первых произведениях Оутс проявились некоторые черты . тенденции ее дальнейшего творчества. Отчуждение, одиночество человека во враждебном к нему мире, тревога за судьбы своих близких, жесткость и жестокость отношений, которые господствуют в окружающей действительности, - темы, характерные для литературы экзистенциализма, - Оутс обрисовывает в многочисленных формах и вариациях. Иногда ситуации в ее произведениях повторяются. И в этом она подражает В. Фолкнера, который объявил себя ремесленником, что, как столяр, свободно собирает из повторяющихся деталей все новые и новые предметы.

Оутс находится в постоянном поиске художественной формы и стиля, способных помочь ей ) исследовании проблем современного мира. Кажется. будто писательские манеры самых разных авторов становятся для него пробным камнем, стилевой ход, эпизод, который привлек ее внимание в произведениях предшественников, служат творческим импульсом для того, чтобы испытать их относящееся близких ей тем.

Один за другим выходят романы Оутс. В 1967 году появился «Сад радостей земных» («A Garden of Earthly Delights»). Героиня романа - дочь сезонного рабочего, Клара Волпол, росла в нищете и мечтала о собственный сад, который символизировал для нее счастье и благосостояние. Она наделена волей на пути к своей цели. Но оказывается, что самоутверждаться она может только за счет побед над другими, все люди вокруг начинают восприниматься как соперники и конкуренты. Таким же неуступчивым для окружения будет и первый возлюбленный Клары, Лаури, который лишь внешне выглядит романтиком, что не желает принимать навязываемый стиль и темп жизни делового мира. Для американской литературы является традиционным противопоставление взглядов на мир делового человека и взглядов мечтателя и романтика, которому неуютно в мире бизнеса. Оутс хочет показать, что маску мечтателя может одеть человек, зараженный злобной ненавистью к окружающим, лишь внешне отстраненная от общей схватки за свое место под солнцем или за лени, или из-за желания выглядеть оригинальным. Такой «романтик» опаснее открытого циничного дельца, поскольку его позиция не может быть разгадана сразу.

В 1968 г. вышел роман «Шикарные люди» («Expensive people»). В нем Оутс продолжает развенчивать лжеромантизм. Один из героев романа одиннадцатилетний Ричард Эверетт, стремиться освободиться от влияния родителей и учителей, чувствуя в их поведении и образе жизни большую ложь. Подросток ужасно одинок, и на это состояние обрекает его мать, писательница, которая отстаивает свою индивидуальную свободу, что кажется ей важнее традиционные узы человеческих взаимоотношений. Отец Ричарда, как и родители его приятелей, работает в фирме с непонятным названием и непостижимой сферой деятельности. Деловые и рациональные связи устанавливаются уже с детских лет.

Романы «Их жизни» («Them», 1969) и «Страна чудес» («Wonderland», 1971) были удостоены Национальной книжной премии. В этих романах Оутс развивает традиции Т.Драйзера и Дж.Стейнбека в жанре семейной эпопеи. Продолжая исследование причин враждебности к человеку действительности, Оутс обнажает противопоставление изменения ситуаций попыткам сохранить человечность и достоинство, показывает, как эта непримиримая оппозиция становится американской трагедией».

В 1973 г. вышел один из самых известных романов Оутс «Делай со мной, что хочешь» («Do With Me What You Will»), в котором она показывает незащищенность человека перед законом, безжалостным, жадным и лицемерным. Своим колоритом роман снова напоминает Драйзера: это раскрытие причин одного преступления, что становится разоблачением всего мирового устройства. Элина Хоу и Джек Моррісі безоглядно идут навстречу своему счастью, пытаясь отбросить все условности, все наносное, что препятствует свободному проявлению чувств. Но общество не прощает такого невнимания к традициям и устоям, пусть и несовершенных, но общепринятых. Такая ситуация заставляет признать, что преступными являются сами условия человеческого существования. Полным драматизма жизнь Элины в семье ее родителей распалась. Лео России, ее отец, забирает с собой дочь тайком от матери, по сути, похищая ее. Так он пытается найти цель и смысл своей жизни. Его любовь к дочери эгоистична. Он думает прежде всего о себе. Страшная любовь человека, который ненавидит мир. Мать Элины, Ардис, - воплощение трезвого ума. Но и для нее дочь и ее судьба - лишь повод для выстраивания собственной жизни. В этом она не менее эгоистична, чем Лео. Она рационально относится к тому, что ее дочь начнет свой жизненный путь, став моделью, манекенщицей, ведь правила этого мира таковы, что человек в нем становится таким же товаром, как и все остальные. И слова «все мы сделаны из самого дешевого материала, и следует продать себя подороже», которые воспринимались в XIX в. цинично, звучат в этом мире как одна из основополагающих основ.

Борьба Элины за свою любовь, в котором она оказывается более решительной и стойкой, чем Джек, который готов на определенном этапе отступить, может также восприниматься как проявление крайнего эгоизма. Но Элина искренна в своем чувстве к Джеку и не боится никаких осуждений. Адвокат Хоу научился управлять своими эмоциями настолько, что совсем удалил их из своей жизни. Его считают бесстрастным успешным адвокатом. В этом и заключается его профессионализм: он не допускает эмоций в свою жизнь. Он может свободно манипулировать фактами, добиваясь от присяжных нужного решения. Элина для него - лишь игрушка в его собственной игре. Жена Джека, Рейчел, которая на протяжении многих лет наблюдала за адвокатским жизнью, с насмешкой относится к закону и его представителям.

В 1975 г. Оутс выдала политический роман «Убийцы» («The Assassins»). В 70-х гг. вышли сборники новелл «Колесо любви» («The Wheel of Love», 1970), «Браки и измены» («Marriages and Infidelities», 1972), были особенно популярными, «Голодные призраки» («The Hungry Ghosts», 1974). Новеллы Оутс наполняют плечистые, рукастые фермеры, помощники шерифа, негры с свирепыми взглядами, долговязые и обнаженные до пояса мальчишки, девочки с мрачными старческими лицами, мотоциклисты на гряВНОй дороге, женщина-водитель в мужском комбинезоне с заспанными глазами, лохматые, скромные, бедные студенты, здоровецькі, веснушчатые тети и элегантные женщины. Художественное пространство новелл заполнен раВНОобразным вещественным миром темно-желтых школьных автобусов и серо-голубых рейсовых, пикапов с новыми покупками и детскими вещами, роскошными автомобилями, фирами, заваленными хламом, респектабельными квартирами с дорогой мебелью. Но люди разных миров не задумываются о существовании друг друга не догадываются о том, что в них могут быть общие проблемы и что они могут оказаться полезными друг другу.

И все відчайдушнішим становится бунт молодых в этом холодном, неуютном мире. Он не просто эпатирует и заставляет обращать на себя внимание, как бунт молодежи 60-х pp., - он отталкивает и ужасает (роман «Ангел Света» - «AngelFire», 1981).

Особой темой в творчестве Оутс становится университетской жизни. Разобщенность царит в этом мире. Именитые лекторы-поэты, отвечая на студенческие вопросы во время встреч, посвященных высокой поэзии, не способны отстраниться от повседневной суеты и честолюбия. Не больше других рассуждают о жизни и причины своих неурядиц люди, для которых обдумывания становится профессиональным долгом. Об этом написан роман «Несвятое любви» («Love and Derangement», 1979) и немало новелл.

Чтобы ярче выявить несостоятельность ученого, который не обладает ни смелостью мысли, ни желанию пожертвовать собственным благополучием во имя высокого знания, Оутс обращается к традиционной поэтики фантастического рассказа («Ночная сторона»). Ее герои бьются над разгадкой вопрос жизни и смерти. Они пытаются идти путем, начертанным Бы. Спиноза: «Я буду анализировать действия и страсти людей так, будто речь пойдет о линии, плоскости и объемы». Но бесстрастная позиция ученого не позволяет понять многих явлений, связанных с природой человека. И ученый, который отказывается ради собственного благополучия и чистоты своей карьеры от паранаукового знания, так же далек от истины, как и ученый, который, увлекшись оккультизмом, отступил от научных принципов. В загадочных ситуациях в рассказе звучит шекспировский вопрос из «Гамлета»: «Кто здесь?» И звучит оно с не меньшей тревогой, и продиктовано той же неопределенностью балансирование на грани двух миров. Присутствуют здесь и другие шекспировские строки - строки автора, способного отразить с одинаковой степенью достоверности мирское и загробное существование человека.

Неслучайно именно Шекспир становится приводе для спора между Барри Сомерсом, который только что закончил университет и вступает в жизнь и заметным ученым, профессором Мичиганского университета Тейєром («Рождение трагедии»). Придя на свою первую лекцию Барри просит студентов задуматься над тем, о чем говорит Оутс своим читателям: почему то, что когда-то случилось не с нами, всех нас сегодня так волнует?

Оутс - автор более сорока романов и повестей, двадцати пяти сборников рассказов, десяти пьес, восьми поэтических и девяти критических и литературоведческих сборников. Кроме того, Оутс удивляет и жанрово-тематическим раВНОобразием. В подтверждение достаточно назвать сенсационные политические детективы («Убийцы»; «Черная вода» - «Black Water», 1992 экзистенциалистской романы-притчи («Страна чудес», «Сын утра», 1976), семейные саги («Их жизнь», «Ангел света»), романтическую биографию М. Монро («Блондинка» - «Blonde», 2000). Оутс была избрана членом Американской академии искусств и литературы. Вместе с мужем Раймондом Дж. Смитом выдает с 1974 г. «Онтарио Ревю».

Есть. Чорноземова