ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ОСТИН (Остен)Джейн

(1775 - 1817)

ОСТИН (Остен)Джейн - творчество писателя

ОСТИН (Остен)Джейн (Austen, Jane - 16.12.1775. Стивентон, Хэмпшир - 18.07.1817, Винчестер) - английская писательница.

Ее вклад в литературу метко охарактеризовал В. Скотт: «Создательница современного романа, события которого сосредоточены вокруг повседневного уклада человеческой жизни и состояния современного общества». Однако Скотт был одним из тех немногих, кто ценил романы Остин за ее жизнь. Признание пришло к ней гораздо позже, и связано это было с тем, что Остин во многом опередила свое время. ее романы, в которых отразились присущие Остин понимание человеческих отношений и «глубокий такт, с которым она рисует характеры» (В. Скотт), отличались от романтических произведений ее времени. им не была свойственна атмосфера необычного, экзотического, таинственного. Они были связаны с традициями позднего английского Просвещения (А. Голдсмит. Л. Стерн). их утонченный психологизм, как свидетельствует следующий литературное развитие, был призвістям прозы будущих десятилетий. И поэтому неслучайно, что настоящее открытие Остин произошло значительно позже того времени, когда были написаны и изданы ее книги. Но в то же время Остин была дочерью своей эпохи, поклонницей Дж. Н. Г. Байрона, и дух романтических порывов и бунтарства был ей присущ. Он проявился в беспокойстве духа ее героинь, недовольных своей судьбой, в их меланхоличности, остроте ума и иронии. Похожими свойствами была наделена и сама писательница.

Достоверных свидетельств о жизни Остин сохранилось немного. Бумаги, что остались - письменные показания ее короткой жизни, - были сожжены ее сестрой, остались лишь единичные, то позволили С. Моему в его эссе о Остин заузажити: «У мисс Остен был острый язычок и редкостное чувство юмора», «Джейн безошибочно вспоминала в людях глупость, претензии, афектозаність и неискренность, и к ее чести следует сказать, что все это веселило ее, а не причиняло неприятностей». Она писала о найбуденніше, о той жизни и тех людей, которые ее окружали. «В то время в Англии были сотни семей, которые жили таким тихим, однообразным и приличным жизнью; не чудо ли, что в одной из них, ни с того ни с сего, появилась високообдарована писательница?» (С. Моэм).

Отец Остин получил образование в Оксфорде, стал священником, имел приход в Гемпшире. Его жена принадлежала к знатному дворянскому роду. В семье было восемь детей: шесть братьев и две сестры. Они обе не вышли замуж : оставались в родительском доме до самой смерти, но живо интересовались всем, что происходило в большом мире, узнавая новости от братьев, друзей, родственников. Велась оживленная переписка, приходили газеты, происходили встречи с очезидцями важных событий. Остин лишь несколько раз была в Лондоне; ее жизнь прошло в Стівентоні, Бати, куда, побросав дела, вместе с женой и дочерьми переселился отец, в Чотені и Винчестере. Постоянными спутниками Остин были книги. Она начала писать в четырнадцать лет, и ее первой литературной попыткой стал роман-пародия, в котором Остин высмеяла тогдашние популярные чувственные романы в письмах. Ироническая интонация звучит во всех книгах Остин.

Все романы Остин были опубликованы в 1811 - 1818 гг., четыре из них увидели свет при жизни писательницы, два - посмертно. К ранним относятся романы «Чувство и чувствительность»(«Sense and Sensibility»), «Гордость и предубеждение» («Pride and Prejudice»), «Нортенґерське аббатство» И «Northanger Abbey»); в более поздних - «Мэнсфилд-парк»(«Mansfield Park»), «Эмма» («Emma») и «Доказирозуму» («Persuasion»). Последним прижизненным изданием был роман «Эмма «. В 1818 г. вышли в свет «Нортенґерське аббатство» и «Доводы разума». Совершенствование художественного мастерства Остин оказалось в углублении психологизма. Каждый роман состоит из образков семейной жизни людей, принадлежавших к «средней» слои английского общества. Продолжая традиции С. Ричардсона, Г. Філдінґа, Л. Стерна, Остин развивает формы обычного романа, отражая в конкретных ситуациях повседневности явления общественной значимости (мораль, воспитание, денежные проблемы, ведения хозяйства, пороки и добродетели). Остин создала галерею социальных типов, используя сатирические приемы изображения, не питая иллюзий относительно своих героев, поскольку каждый раз она писала о жизни, которую знала из своего собственного опыта. У нее зоркий глаз, тонкая наблюдательность, мастерство рассказчика.

Главная тема «Нортенгерського аббатство» - приобщение к реальности молодой девушки Кэтрин Морланд, которая входит в жизнь. Литературные увлечения препятствуют Кэтрин видеть жизнь таким, каким оно есть. Она зачитывается «романами ужасов», «Удольфськими тайнами» Е. Рэдклиф, ее восприятие окружающего подпало под влияние этого «сенсационного» романа. Ощущение реального просыпается в Кэтрин во время ее пребывания в Бате, под влиянием знакомства и бесед с умным и образованным Генри Тілні, который понимает ее; любовь к нему помогает ей найти себя. Это один из вариантов «романа воспитания». Остин обращается к традиционной теме путешествия, во время которой перед героиней открываются новые стороны жизни. Кэтрин проходит школу «воспитания чувств». Сюжетная линия романа неприхотлива, рассказ о событиях ведется в их временной последовательности: детство героини, поездка в Бат, посещение Нортенгерського аббатства, возвращение домой. Но теперь уже Кэтрин стала другой. Особый интерес представляют не события, а то, как ведется повествование, как изображаются люди и все, что с ними происходит, то ироничный комментарий, который дается от лица автора. Искренность чувств, бескорыстие в любви, верность в дружбе, порядочность, стремление к знаниям, разумное отношение к жизни утверждаются как главные стоимости бытия. Свои представления о прекрасном Остин связывает с достойным и добрым.

Роман «Мэнсфилд-парк» принадлежит к зрелому периоду творчества Остин. Он был отпечатан в 1814 г. Небольшой тираж разошелся за шесть месяцев. В этом романе блестяще оказалась мастерство художественной выразительности Остин. Писательница передает «игру чувств», переливы настроений героев, она увлечена сложностью человеческих взаимоотношений. Жизнь обитателей английского поместья становится источником, который питает творческое воображение писательницы. Создана картина жизни небольшой группы людей содержит в себе не только наблюдения, но и обобщения о морали и нравы провинциального дворянства и духовенства, критику корысти и эгоизма. Читатель попадает в среду людей ничем не примечательных, их интересы мелкие, а помыслы не простираются дальше личных выгод и предпочтений. Ряд нелепых поступков и действий, совершаемых персонажами, напоминает карусель, которая крутится без остановки. Между действующими лицами спектакля, который разворачивается на страницах романа, нет понимания и единства. «Каждый из них, пожалуй, не всем доволен и не от всего получает радость, требует чего-то, чего у него нет, и тем самым дает остальным основания для недовольства».

Как жить? Как внести разумный стержень в этот хаос всеобщего несогласия? Этот вопрос возникает во всех романах Остин, а в «Мэнсфилд-парке» оно становится главным. Среди героев нет никого, кто бы мог ответить. Рассказывая историю Фанни Прайс, на него отвечает сама Остин. С образом Фанни связана главная тема романа - тема нравственного прозрения. Само присутствие девушки среди обитателей Мэнсфилд-парка, ее доброта, бескорыстие, стойкость помогают выявить слабости и пороки тех, кто ее окружает: себялюбие и жадность миссис Норрис, ложные взгляды Эдмунда, хитрость и осмотрительность Мэри Крофорд, тупость Рашуота, наглость Генри. История Фанни, обстоятельства, в которые она попадает, ее страдания помогают ему понять себя и найти свое счастье. К моральному прозрение приходит и Эдмунд. Перерождается Том Бертрам. «Он познал страдания и научился думать», - пишет Остин о Тома. Эти слова касаются и других героев романа.

Романы Остин - поєднувальна звено между творчеством романистов эпохи Просвещения и реалистами XIX в. Как явление переходное, романы Остин обнаруживают тенденцию к освещению не столько движения героя в пространстве и времени, сколько заинтересованность его характером, взаимоотношениями с окружающими, фиксацией настроений и чувств.

Тема нравственного прозрения, поиска нравственных ориентиров и этических ценностей Остин продолжила в «Эмми» и «Доказательствах разума».

Среди английских писателей XX в. поклонниками Остин были В. Вулф, С. Моэм, Д. К. Честертон, Г. Олдингтон, Дж.Б. Пристли; к числу своих учителей ее причислял А. Форстер. «Она проста и естественна, как сама природа», - писал о Остин Честертон. «Ей присущи особая законченность и совершенство», - замечала Вулф. «Ее волнуют не абстрактные принципы, а счастье людей», - говорит о Остин современный английский литературовед А. Кета.



Н. Михальская