ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ОРУЭЛЛ, Джордж

(1903 - 1950)

ОРУЭЛЛ, Джордж - творчество писателя

ОРУЭЛЛ, Джордж (Orwell George; автонім: Блэр. Эрик Артур - 25.06.1903 Мотіхарі, Бенгалия - 21.01.1950, Лондон) - английский писатель.

С детства жил в Англии. Получил университетское образование. Учился в Итоне - одном из самых привилегированных колледжей вместе с будущим известным журналистом и критиком С.Коннолі, который редактировал в годы Второй мировой войны «Обозреватель» и регулярно публиковался в «Санди Таймс». Первый патриотическое стихотворение опубликовал в 1914 г. С 1922 по 1927 г. служил в Имперской полиции в Бирме и на почве впечатлений этих лет создал роман «Дни в Бирме» («Burmese Days», 1934). В работах 30-х гг. сформировалось своеобраВНОе творческое письмо Оруэлла. Героем повествования и участником конкретных событий становится Оруэлл вчерашний, о котором рассказывает Оруэлл сегодняшний, который немало обдумал, переоценил, но старается быть бесстрастным, объяснить поведение своего героя, но не украшать его. Взгляд на себя со стороны позволяет Оруеллу отнестись к происходящему с юмором, с иронией, не ослабляя при этом драматизм;, повествования, которая вполне может прерываться афористично краткими обобщениями.

В рассказе «Убийство слона» («Shooting аг, Elephant», 1936) Оруэлл изобразил жизнь маленького колониального городка, пропитанного ненавистью к европейцам, и молодого полицейского, который ненавидит свою службу, и, с одной стороны, испытывает нестерпимое, гнетущее чувство вины перед бирманцами, а с другой - возмущен отношением к себе: «Меня задевали каждый раз, когда это казалось безопасным... Ругательства летели мне вслед с безопасного расстояния. Я понял тогда: когда белый человек становится тираном, она уничтожает свою свободу». Когда молодой полицейский оказывается сам на сам с бешкетуючим на базаре домашним слоном, у которого наступил «период охоты», со старым винчестером 44-го калибра в руках, жители городка ждут, чтобы он убил слона, и молчаливо диктуют ему свою волю И он убивает слона «исключительно ради того, чтобы не выглядеть дураком».

Мотивы поступков человека будут интересовать Оруэлла превыше всего и в дальнейшем. Его попытки объяснить, как и почему у человека вызревает то или иное решению, станут менее декларативными и более убедительными.

Вернувшись в Европу, Оруэлл жил в Париже и Лондоне, писал романы и рассказы. До того времени, пока не начал публиковать их более-менее периодически (жить на гонорары Оруэлл смог лишь с 1935 p.), вынужден был работать перемивальником посуды, репетитором, учителем в бедной частной школе. Наиболее интересной из всех случайных заработков считал труд в лондонской букинистической лавке. В рассказе 1936 г. «Воспоминания книгаря» изобразил целую галерею покупателей: от уважаемой леди, которая просит достать ей книгу, понравилась ей лет 40 назад (содержания, автора и названия она не помнит, но вспоминает, что у книги была красная обложка), до странного молчаливого племени собирателей марок всякого возраста, но только мужского пола. Эти наблюдения легли в основу романа «Пусть цветет аспидистра» («Keep the Aspidistra Flying», 1936) - о ассистента продавца Гордона Комстока, его притязания на труд литераторов, финансовую зависимость и вынужденный брак.

Опубликовал заметки «Собачья жизнь в Париже и Лондоне» («Down and Out in Paris and London», 1933), второй роман «Дочь священника» («A Clergyman's Daughter», 1935), героиня которого Дороти через потерю памяти порывает со своим предыдущим скучной жизнью незамужней женщины и вступает в многочисленные отношения с бродягами и сборщиком хмеля. Своими любимыми современными писателями Оруэлл называл Дж. Джойса, Т.С. Элиота, Д.Ґ. Лоуренса. Стиль романа «Дочь священника» указывает на очевидное влияние Дж. Джойса.

О проблемах рабочих и безработных английского Севера Оруэлл написал в «Дороге на Уиган-Пирс» («The Road to Wigan Pier»), книге, опубликованной в 1937 г. Книжным Клубом левых.

Этапным для Оруэлла стало его участие в гражданской войне в Испании. Его поездке в Испании 1936 г. предшествовал короткий период счастливой жизни в деревне, куда он поехал в 1935 г. и где через год женился. В Испании Оруэлл отправился, будучи членом Независимой лейбористской партии. Четыре месяца пробыл на арагонському фронте, был тяжело ранен. Военные наблюдения Оруэлл воплотил в книге «Памяти Каталонии» («Homage to Catalonia», 1939). Новые впечатления наполнили его следующий роман «За глотком свежего воздуха» («Coming up for Air», 1939). Оруэлл увидел, что поражение в Испании республиканцев была обусловлена не только силой и мощью противника, а также идейной нетерпимостью, способностью отталкивать и даже преследовать единомышленников. Этим, по его острой заявлению, партия только помогала Гитлеру.

Тогда Оруэлл отошел от политики и, по его собственному признанию, «не делал ничего, кроме писания книг и выращивания цыплят и овощей». В эти годы он опубликовал ряд сборников рассказов, среди них «В чреве кита» («Inside the Whale», 1940), «Критические эссе»(«Critical Essays», 1946), «Убийство слона» («Shooting an Elephant», 1950). Определяя, что он любит и чего не любит, Оруэлл в эти годы писал: «Кроме сочинительства, я больше всего люблю огородничество. Мне нравится английская кухня и английское пиво, французские красные и испанские белые вина, индийский чай, крепкий табак, коминки, свечи и удобные кресла. Я не люблю больших городов, шума, автомобилей, радио, консервов, центрального отопления и «современных» мебели. Писатели, которыми я никогда не перестаю восхищаться - Шекспир, Свифт, Філдінґ, Диккенс, Чарлз Рид, Сэмюэль Батлер, Золя, Флобер. Наибольшее влияние среди современников произвел на меня Сомерсет Моэм; его искусством прямой, без затей, повествования я восхищаюсь». Но даже в этом спокойном перечня вполне мирных предпочтений, проявляют тягу к уюту и комфорту, содержится скрытая авторская самоирония. Ведь приоритет в этом шеренгах остается за сочинительством. А пером О. продолжал воевать, отстаивая человеческое право быть человеком.

В очерке 1941 г. «Уэллс, Гитлер и всемирное государство» Оруэлл писал о необоснованности военных очерков Г. Уэллса, он объявил постоянное противопоставление Уэллсом тверезомислячого ученого реакціонеру-романтику, который пытается реставрировать прошлое, устаревшим. Он вышел из-под влияния авторитета Уэллса, под который подпадало немало юношей начале XX ст., и сумел посмотреть нате, что происходит, беспристрастно: порядок, планирование, наука, заохочувана государством; сталь, бетон, аэропланы - все, за что так ратовал Веллс, было в Германии, и все это было поставлено на службу идеям, которые подобали бы для каменного века. Наука воюет на стороне предрассудка». Оруэлл считал: то, что происходит в современном мире, лучше Уэллса мог бы понять Дж.Р. Кіплінґ, неравнодушен к силе и воинской славы. «Кіплінґ понял бы, чем привлекает Гитлер или, если на то пошло, Сталин, хотя трудно сказать, как бы он к ним отнесся. А Веллс слишком здравомыслящий, чтобы понять современный мир».

Эти замечания Оруэлла важные для понимания специфики его социальной фантастики. Самыми популярными стали его социальные сатиры: повесть-притча «Звероферма» (Animal Farm», 1945) и роман «1984» («Nineteen Eighty-Four», 1949), последний в его творческой биографии. В год его выхода Оруэлл после смерти своей первой жены женился вторично. Но через год умер в возрасте 46 лет от туберкулеза, которым болел много лет.

Свои размышления о подчиненность жизни и судьбы человека интересам государства, открытые им связи и пропагандистские парадоксы Оруэлл афористично выразил в девизах тоталитарного государства Океании в романе «1984»: «Война - это мир», «Свобода - это рабство», «Незнание - сила». Аппарат этого государства составляли, по идее Оруэлла, четыре министерства: министерство правды, которое ведало информацией, образованием, досугом и искусствами и занималось профессиональной ложью, заставляя людей с помощью пыток врать и давать ложные показания; министерство мира, которое ведало войной; министерство любви, которое отвечало за порядок и регламентировало любовь, предотвращая ненужным для государства ее проявлениям и вселяя в людей страх и ненависть; министерство изобилия, которое занималось экономикой.

Оруэлл создал роман-антиутопию, но резко разграничилось при этом со своим соотечественником и коллегой по перу О. Хаксли. Оруэлл писал: «Неприхотливое книга вроде «ЖелеВНОй пяты», написанная тридцать с лихвой лет назад, содержит более правдивое пророчество, чем «О новый, дивный мир». Пафос его раВНОгласия с интеллектуалом Хаксли заключается в том, что тоталитарное государство не могло достичь какого-то высокого уровня развития, поскольку она беспощадна к творцам своего благосостояния людей. В английской традиции Оруэлл идет, прежде всего, с социальной сатирой Дж. Свифта, наполняя знанием и опытом XX в., что пережил одну из самых жестоких войн в истории человечества, прожекты свіфтівських академиков Лагадо, которые пытались найти способ контроля над «правильностью» мыслей.

Говорят, что название романа «1984» возникла случайно: не найдя наиболее приемлемой, Оруэлл, прочитав рукопись, вынес в заголовок цифры, что его завершали, переставив местами две последние.

1984 г. широко отметили на Западе как «год романа Оруэлла».



Есть. Чорноземова