ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

О'нил, Юджин Гладстон

(1888 - 1953)

О'нил, Юджин Гладстон - творчество писателя

О'нил, Юджин Гладстон (o'neill, Eugene Gladstone - 16.10.1888, Нью-Йорк - 27.11.1953, Бостон) - американский драматург, лауреат Нобелевской премии 1936 г.

О'нил дал жизнь новой драме в США, молодой стране, где на сцене шли далеко не лучшие пьесы из европейского репертуара, где театр напоминал коммерческое предприятие. Опираясь на традиции французского, английского, русского театров, внимательно изучая драматургию Г. Ибсена, А. Стриндберга, А. Чехова, о'нил стремился к тому, чтобы национальный американский театр помогал человеку, который ослабла духом на нелегком пути, потеряла надежду, чтобы зритель шел в театр как «до Храма, где религия поэтической интерпретации... исцеляет...».

О'нил родился в семье известного американского актера Джеймса о'нила, с детства был знаком с театром, но не мечтал связать с ним свою жизнь, не принимая устоявшихся законов сцены, коммерческого характера постановок, считая, что именно такой театр превратил его отца в раба и навсегда лишил надежды достичь взаимопонимания в семье. В 1895 г. О'нил вступил в церковный пансион Монт Сент Винсент, но через год покинул его. Через постоянные переезды родителей продолжал свое образование в различных учебных заведениях США. Первыми литературными попытками были стихи. Ранние произведения не были опубликованы, как и немало стихов, написанных драматургом позже (в 1914-1917, 1940-1942 гг.). Первый поэтический сборник увидел свет лишь в 1912 г., в нее вошли произведения, написанные под влиянием Ф. Ницше, Ш. Бодлера, А. Уайльда.

В 1909 г. О'нил женился на актрисе Катлінд Джонкінс, и через год у них родился сын Юджин. Брак не был продолжительным, и в 1912 г. супруги официально развод. После отъезда из Принстона начался период скитаний, безуспешных попыток найти себя. О'нил работал в коммерческих компаниях, на почте, впоследствии винайнявся в экспедицию золотоискателей и уехал в Гондурас. Однако эта затея потерпела крах, а о'нил заболел, потом стал матросом на торговом судне, потом в Буэнос-Айресе - раВНОрабочим в порту, работал в компании по продаже швейных машин, винайнявся на судно, перевозившее скот, сменил еще немало других мест. не мечтая о литературную деятельность.

1912 г. можно считать переломным в жизни о'нила. Весной того года о'нил предпринял попытку самоубийства. Он сотрудничал в отделе хроники в газете «Нью-Лондон телеграф», публиковал там юмористические стихи. Осенью о'нил заболел туберкулезом, и в декабре его отправили в санаторий Гейлорд. Там он перечитал А. Стриндберга, Ф. Достоевского и решил связать свою жизнь с театром, став драматургом. Большое влияние на становление драматургической манеры О'Н. произвели спектакли русской актрисы А. Назимової, которая работала в Нью-Йорке, и гастроли 1911 г. в США труппы «Ирландские актеры» («Эбби-тиетр»). О'нил поступил в Гарвардский университет, посещал занятия драматургически: мастерства у профессора Дж.Бейкера. Первый сборник «Жажда и другие одноактові пьесы («Thrist») вышла в свет в 1914 г. Уже в ранних произведениях О'Н. отказывается от интриги, разрушает иерархию театральных амплуа, обращает особое внимание на диалог и подтекст. Сборник осталась незамеченной. После этого он написал еще несколько пьес, которые постигла такая же участь. Зима 1915-1916 гг. прошла в бесконечных беседах с Т. Карліном - философом-анархистом, который познакомил о'нила с Дж. Ридом. Летом по совету Рида драматург поехал в Провинстаун.

28 июля 1916 г. состоялась премьера пьесы о'нила «Курена Восток, в Кардифф» («Bound Eas: for Cardiff), постановка была осуществлена заново созданным экспериментальным театром «Провинстаун плейре» под руководством знаменитого впоследствии режиссера Дж. Крема Кука (1874-1924). Эта постановка ознаменовала «рождение не только первого американского драматурга, но и всей американской драмы». На сцене этого театра были поставлены также пьесы, написанные о'нилом ранее, и новые произведения: «Перед завтраком» («Before Breakfast», 1916), «В зоне» («In the Zone». 1917), «Там, где поставлен крест» («Where the Cross is Made», 1918) и др. Своеобразным продолжением «Курса на Восток... «стали пьесы «Долгий путь домой» («The Long Voyage Home») и чрезвычайно лирическое «Карибский месяц» («The Moon of the Caribbees»). Поставленная на Бродвее в 1918 г. пьеса «За горизонтом» («Beyond the Horison») ознаменовала переход к новому периоду творчества о'нила. В 1918 г. он пошлюбувався с Агнес Бультон, которой посвятил свою первую многие актовый пьесу. Этот брак был более длительным (до 1928 г.), у них родилось двое детей (дочь Уна в 1943 г. вопреки воле отца вышла замуж заЧ. Чаплина).

Новый период творчества о'нила открывается пьесой «Император Джон» («The Emperor Jones»), которая была завершена в октябре 1920 p., а уже через месяц состоялась премьера. Несмотря на то, что критика объявила пьесу подражанием Г. Кайзера, спектакль, поставленный Дж. Куком, имел успех. В главной роли впервые на американской сцене выступил черный актер (Ч. Ґілпін). Пьеса, названная «этюдом на тему ужаса», была посвящена проблемам расизма. В том же году завершена труд над пьесе «Анна Кристи» («Anna Christie»), более сложным материалом. Одной из вершин в разработке социальной проблематики стала пьеса «Лохматая обезьяна»(«The Hairy Аре», 1922), связана с циклом «морских пьес». Причину социальной незлаштованості о'нил видел в дисгармонии личности с миром.

В начале 20-х pp. О'нил потерял отца, потом умерла мать, с родителями он так никогда и не смог достичь взаимопонимания. В начале 1924 г. О'нил уехал на Бермуды. Следующая работа «Всем детям Божьим даны крылья» («All god's Children Got Winds», 1923; пост, и публ. 1924) была высоко оценена критикой. Однако постановка пьесы была затруднена. Эту работу и следующее произведение «Любовь под вязами» («Desire Under the Elms», 1924), что является драматическим шедевром о'нила, ряд религиозных и общественных организаций признали аморальными. Изучение характера, исследования как сознательных, так и бессознательных стремлений личности, наблюдения над разрушительным воздействием на человека норм общественной морали - это отличает и следующую пьесу «Марко-миллионщик» («Marco millions», 1925; публ. и 927; пост. 1928), в основу которой положена история путешествия Марко Поло. Работа над этим произведением требовала от о'нила изучения значительного по объему материала, исторических документов. Драматурга более всего интересовали не голые факты, а контраст цивилизации и природного первоистока в его комической и трагической тональностях.

Пьеса «Странная интерлюдия» («Strange Interlude», 1927; пост., публ. 1928) имела скандальный успех, публика не поняла ее философского звучания, завидев только иллюстрацию к модной концепции. Фрейда. Пьеса значительная по объему И актов (5 часов сценического времени); в поисках новых способов выражения внутреннего мира человека о'нил использует в ней прием «потока сознания». Пьеса «Лазарь смеялся» («Lazarus Laughed», 1926; публ. 1927, пост. 1928) создана на материале древнеримской истории с использованием приемов античного театра (хор масок как коллективный персонаж). О'нил мечтал, что роль Лазаря в его пьесе когда-нибудь выполнит Ф. Шаляпин, ради него он хотел перевести текст роли на русском языке. Но мечте не суждено было осуществиться, по смерти Ф.шаляпина о'нил писал, что теперь никто не сможет выполнить смех Лазаря.

В 1928 г. О'нил покинул Америку с намерением совершить кругосветное путешествие вместе с Карлоттою Монтері; их брак был оформлен официальным венчанием в Париже в 1929 г. Того же года они приехали во Францию, и лишь в 1931 г. вернулись в Нью-Йорк. Написана на материале античного мифа о гибели дома Атреїв, трилогия «Траур к лицу Электре» («Mourning Becomes Electra», 1929; публ. 1931) была последним значительным произведением творческого подъема 20-х pp. События трилогии разворачиваются в Новой Англии после завершения гражданской войны; над этим произведением о'нил работал около года. Причиной целого ряда кровавых преступлений в семье Менонів о'нил считает не злую судьбу, которая заставляет людей быть верными законам кровной мести, а неугомонный движение страстей в душе героев. Постановка была осуществлена труппой «Тиетр-гілд». В 1933 г. О'нил написал едва ли не единственную свою комедию «О, дикость!» («Ah, Wilderness!»), очень тепло приняла публика, после чего наступил период «великой молчания» о'нила. Следующий свое произведение он опубликовал лишь через 12 лет. Этот временный уход был обусловлен, во-первых, ситуацией, сложившейся в американском театре начале 30-х гг.; сцену захватили низкопробные пьески, которые шли с аншлагами, и, во-вторых, - политической обстановкой в Европе, приходом к власти партии Гитлера, «бездарного актера», как назовет его о'нил. «Что может сделать автор, который мечтает остаться художником?» - вопрос, что не давало покоя о'нилу в те годы. В 1934 г. здоровье его пошатнулось, участились нервные срывы.

Мировая общественность оценила огромный вклад О'Н. в развитие драматургии, его роль в процессе становления американского национального театра. В 1936 г. О'Н. стал лауреатом Нобелевской премии в области литературы.

1939 г. драматург написал пьесу, премьера которой состоялась только в 1946 p., «Продавец льда грядет» (The Iceman Cometh») и драму «долгое путешествие в ночь» («Long day's Journey into Night», 1941; пост., публ. 1956). Эти произведения о'нил считал своими лучшими работами. Постановка «Продавец льда грядет» откладывалась из-за несвоевременности пьесы, из-за опасения быть непонятым. О'Н. предчувствовал ситуацию, в которой окажется Америка через десять лет. А. Миллер писал: «Мы попали в мешок, в который он попал первым...». «Продавец льда...» - это философская притча о жестокую реальность и спасительную мечту. В конце 40-х гг. осложнились взаимоотношения в семье. Сын о'нила, Юджин о'нил-младший, после долгих споров с отцом и его женой в 1950 г. свел счеты с жизнью. Для о'нила это стало страшным потрясением, что приблизило его смерть.

«Долгое путешествие в ночь» - пьеса-воспоминание, посвященная жене Карлотті, была написана «кровью и слезами», это трагедия семьи, свидетелем и участником которой о'нил стал 30 лет назад. О'нил отметил в завещании, что пьеса должна увидеть свет лишь спустя 25 лет после его смерти, что не было выполнено. Продолжением той же темы стала пьеса «Луна для обездоленных» («A Moon for the Misbegotten», 1943; пост. 1947, публ. 1952), уякій все внутренние, интимные, «монологическое» переживания героев буквально прорываются в диалог.

В 30-х гг. в о'нила возник замысел цикла «История состоятельных, которые обездолили себя», где он собирался рассказать историю Америки и американцев со времени войны за независимость. Изначально планировалось создать 7 пьес, потом - 9 и, наконец, 11. Но в середине 40-х pp. осложнения болезни помешало осуществить задуманное. О'нил больше не имел возможности писать. В 1951 г. он решил уничтожить все незаконченные произведения «Цикла... «. Такая судьба постигла 6 пьес, сохранилась единственная - «Душа поэта» («A Touch of the Poet», 1940; пост. 1957) - и отдельные наброски.

О'нил умер в номере отеля «Хилтон» в Бостоне 27 ноября 1953 г. Похоронен на кладбище в Форест Хилле. «О'нил дал жизнь американскому театру и умер для него», - писал один из учеников и продолжателей дела о'нила американский драматург Т.Вільямс.

После смерти о'нила в его архивах было найдено несколько завершенных пьес, которые вскоре увидели свет, продолжив творческую жизнь творца и реформатора американской драмы.



А. Ардаб'єва