ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ОНЕТТІ, Хуан Карлос

(1909 - 1994)

ОНЕТТІ, Хуан Карлос - творчество писателя

ОНЕТТІ, Хуан Карлос (Onetti, Juan Carlos - 01.07.1909. Монтевидео 30.05.1994, Мадрид) - уругвайский прозаик.

Онетті - один из самых известных представителей современной испаноязычной литературы и создателей новой латиноамериканской прозы. Он родился в столице Уругвая Монтевидео в семье таможенного чиновника. Образование получил в Монтевидео, работал на разных работах: в мастерской по ремонту автомобилей, на предприятии, которое проектировало зернохранилища для сельскохозяйственных кооперативов, и т.д. На формирование мировоззрения Онетті значительное влияние оказала «левая» идеология. В 1929 г. он даже намеревался перебраться в СССР, чтобы, по его словам, «присутствовать при построении социализма». Но попытка эмигрировать в СССР оказалась неудачной, как и его следующий намерение - записаться добровольцем в 1936 г. в интернациональные бригады республиканской Испании.

На конец 30-х гг. приходятся первые литературные попытки Онетті. Одновременно в 1939 p., после основания в Монтевидео популярного еженедельника «Марча», Онетті получил должность секретаря редакции, где вел литературную рубрику. В 1941 г. он переехал в Аргентину, в Буэнос-Айрес, где работал в местном отделении агентства Рейтер. В 1954 г. Онетті вернулся в Монтевидео и возобновил сотрудничество с еженедельником «Марча». Когда в 1974 г. диктаторский режим Бордаберрі начал идеологическое наступление на оппозиционные издания, «Марча», как и много других периодических изданий, был закрыт, а всех его работников, вместе с Онетті арестованы. Онетті провел в в'язниш несколько месяцев, а после освобождения вынужден был эмигрировать в Испанию, где поселился в Мадриде. Литературный дебют Онетті состоялся в 1939 p.. когда в Монтевидео ему удалось издать небольшим тиражом свою первую повесть «Бездна « («El позы»), в которой в духе экзистенциальной философии описывает процесс отчуждения от общества главного героя, маленького чиновника Эладио Лінасеро. Уже в этом сочинении излагаются ведущие признаки художественного метода Онетті. В произведениях Онетті акцент обычно делается не на сюжетной интриге, обостренной событийности, внешних конфликтах, а на попытке углубиться как можно дальше во внутренний мир человека, слиться с его мыслями, переживаниями, чувствами, попытаться постичь внутренние движущие силы и стимулы ее потаенных мыслей и желаний, именно тех, которые определяют истинную сущность человеческого «я». По этим причинам почти во всех произведениях Онетті рассказ ведется от первого лица в форме внутреннего монолога и ассоциативных, лишенных четкой причинно-временной связи воспоминаний. От имени героя своей первой повести Онетті так сформулировал главную тему своего творчества: «Вот бы написать не историю жизни, не о том, что случилось со мной в жизни. А написать бы историю души, написать бы именно о душе, а не о тех событиях, к которым она по собственной воле или невольно была принадлежащей. Или же о сны и грезы». Эладио Лінасеро не воспринимает тот мир, в котором вынужден жить: «Если действительность невыносима, человек должен отвернуться от нее и углубиться в саму себя». Лінасеро приходит к выводу, что, кроме еды и сигарет, ему будет достаточно в этом мире лишь того, что может примаритись, когда лежишь, «открыв глаза посреди тьмы».

Влиянием наставлений экзистенциальной философии обозначены и произведения Онетті 40-50-х pp. Во второй повести «Ничейная земля» («Tierra de nadie», 1941) Онетті описывает психологию отчужденности уже не как состояние отдельного человека, а как философию целого социального слоя «лишних людей», обитателей «ничейной земли», которые потеряли связь с социальной жизнью, его политическими и этическими ценностями. Одновременно езистенціалізм Онетті несколько расходится с европейским вариантом философии отчуждение, поскольку последнее для писателя предстает как величина, производная от тех же социально-политических явлений, причиной которых является, прежде всего, общий политический и экономический упадок, вызванный деятельностью бесконечных диктаторских режимов, что постоянно дестабилизируют развитие стран современной Латинской Америки. Сам Онетті замечал по этому поводу: «Я описывает людей, которые хотя и кажутся экзотическими в Буэнос-Айресе, но на самом деле уже сформировали целое поколение... Старую мораль они возразили, но не нашли ничего, чем можно было бы ее заменить. Именно там, в самой большой стране Юга Америки, молодой Америки, растет тип человека, морально равнодушной, отчаявшегося, лишенной интереса к собственному будущему...»

В несколько иной тематической плоскости эта самая тема - отчуждение человека вследствие неблагоприятных социально-политических условий - возникает и в романе «На эту ночь» («Рага esta noche», 1943), в котором отражены трагические события, связанные с военным мятежом в Буэнос-Айресе, в результате которого к власти в стране пришел диктатор, генерал Перон. В центре произведения - «левый» интеллигент Осорио, который, пытаясь избежать расправы, тщетно ищет в городе приюта «хотя бы на эту ночь».

В следующих книгах Онетті, по словам исследователя его творчества С. Мамонтова, - в повестях «Короткая жизнь» («La vida breve», 1950), «Прощание» («Los adioses», 1953), «Смерть и девочка» («La muerte la nina», 1973), в сборниках рассказов «Сон, ставший реальностью» («Unsueno realizado», 1951), «самое Страшное ад» («Е1 infierno tan temido», 1962), «Печальная, как она» («Tan triste como ella», 1963) и др.. - автор продолжал разрабатывать ранее найденную художественную концепцию мира, в центре которой - одинокая «человек ниоткуда», нигилист-мечтатель, который идет до рокового конца.

Уже в первом произведении Онетті проявилась одна из ярких черт его творчества, связанная со стремлением создать индивидуальный, реально-иллюзорный мир, которым и стало мифическое аргентинское город Санта-Мария, где происходит действие многих произведений писателя. «Санта-марийский» цикл охватывает повести и романы «Для одной безымянной могилы»(1959), «Верфь» (1961), «Хунта скелетов» (1965), сборники рассказов «Самое пекло», «Печальная, как она» и др. С этим циклом связан и целый цепочку сквозных героев Онетті, что переходят из произведения в произведение. Среди последних особое внимание привлекают две фигуры, которые, по мнению Онетті, словно обобщают экзистенциальное кредо человека. Это внешне циничный, но на самом деле хрупкий и непрактичный предприниматель Ларсен и наделен острым умом, но уставший от жизни доктор Диас Грей, который является alter ego самого Онетті. Оба героя действуют и в двух самых значительных романах Онетті из названного цикла - «Верфь»(1961) и «Хунта скелетов» («Juntacadaveres», 1965), латиноамериканская критика склонна толковать как аллегорическую картину социально-экономического и морального упадка Уругвая, захлебывается в тисках коррупции и идеологического диктата. Санта-марийский цикл Онетті сравнивают с фолкнерівською Йокнапатофою. Близкой к фолкнерівської есть и техника прозы Онетті (в свое время писатель был страстным поклонником и переводчиком произведений В. Фолкнера).

После эмиграции в Испанию Онетті написал роман «Дадим слово ветра» (1979), а также несколько сборников рассказов, лучшей из которых считается сборник «Скромные тексты» («Textos timi-dos», 1986). В 1980 p. вслед за А. Карпентьєром и X. Л. Борхесом Онетті был удостоен премии М. де Сервантеса, что является высшей наградой для испаноязычного писателя. В общем Онетті создал более двадцати сборников рассказов, повестей, романов, получив у критиков и читателей репутацию «летописца сумасшедшего жизни большого города».



В. Назарец