|
ОЛДІНҐТОН, Ричард
(1892 - 1962)
ОЛДІНҐТОН, Ричард - творчество писателя
ОЛДІНҐТОН, Ричард (Aldington, Richard - 08.07. 1892, Гемпшир, Англия - 27.07.1962, Сюріан-Во, Шер, Франция) - английский писатель.
Олдінґтон родился в семье провинциального адвоката, большого любителя литературы. Детство и юность писателя прошли в Дувре, графство Кент. Олдінґтон закончил Дуврский колледж - военное учебное заведение. Учился в Лондонском университете, но из-за нехватки средств был вынужден его покинуть. Всю жизнь Олдінґтон был неутомимым трударем, пережил взлеты и падения; был согрет теплом и сердечностью искренних почитателей его таланта.
Олдінґтон принадлежит к т.н. «потерянного» поколения писателей Запада, был участником Первой мировой войны, которая определила его мировоззрение. Литературную деятельность начал как поэт, пристав к імажизму, модернистского течения в английской и американской литературе, предводителем которой был Эзра Паунд, американский поэт, что жил тогда в Англии. Не принимая современного общества как эпохи варварства, грубости и коммерческого духа, імажисти провозгласили «чистая обраВНОсть» основой своей программы. Свои первые стихи Олдінґтон опубликовал в антологии «Імажисти « («Des Imagistes», 1914). Олдінґтона привлекают чистота и величие античного мира; в искусстве Древней Греции он часто находит образы для своих поэтических произведений: «Образы» («Images», 1915) и «Обиды старые и новые» («Images Old and New», 1916). На протяжении трех десятилетий О. выдаст более 15 сборников стихов и поэм.
В 1917 г. Олдінґтон добровольцем ушел на фронт. Один из ведущих поэтов імажизму переосмыслил жизнь и мир, в окопах войны по-новому взглянул на настоящие ценности. Важнейшей из них он признал человека. Война стала для него тем рубежом, который положил начало новому периоду в жизни и творчестве. Увидев кровь и жестокость, пережив страх и отчаяние, поэт обратился к других образов и тем. Пребывание в окопах столкнула Олдінґтона с «грубыми истинами», поэтому его стихи военных лет звучат резким контрастом к его ранних произведений. Сборник «Образы войны» («Images of War», 1919) отражает новое видение мира. По настроению, осмыслением и оценкой событий военная лирика Олдінґтона тесно связана со всей его послевоенной романічною творчеством. Истоки проблематики олдінгтонівських романов - в его стихах военных лет. Поэт сам указывал на преемственность между антивоенными стихами и романами.
Первое послевоенное десятилетие - время упорной работы и глубоких раздумий. Олдінґтон работал как литературный критик, поэт, переводчик. Круг его интересов - С де Бержерак, Ш. де Лакло, Дж. Боккаччо, Вольтер, Р. де Гурмон и др.
В течение следующего десятилетия (с 1929 до 1937 г.) вышло семь романов Олдінґтона, что составляют как бы единый цикл, - это «Смерть героя» («Deathofa Hero», 1929), «Дочь полковника» («The Colonel's Daughter», 1931), «Все люди - враги» («All Men Are Enemies», 1933), «Женщины должны работать» («Women Must Work», 1934), «сущий рай» (1937), «Семеро против Ривза» («Seven Against Reeves», 1938), «Отвергнутый гость» («Rejected Guest», 1939). Они отражают значительные явления жизни Англии первой трети XX вв.
«Смерть героя» - лучшее произведение Олдінґтона и виднейший из английских антивоенных романов, посвященных Первой мировой войне, что сделал имя Олдінґтона всемирно известным.
«Смерть героя», наряду с книгами Е. М. Ремарка, Э. Хемингуэя, Г. Грейвз, Е. Бландена, С. Сассуна и др., написана от имени поколения, которое прошло сквозь ад войны, и об этом поколении. По признанию Олдінґтона, чувство гнева было той силой, которая сделала его романистом. Он начал писать роман сразу же после перемирия, еще находясь на линии фронта в бельгийском селе; взялся за перо, чтобы выразить хотя бы часть того, что накопилось за несколько лет пребывания в окопах, но попытка оказалась преждевременной, рукопись было отложено. Через десять лет, «чуть не того самого дня», автор вернулся к нему, чтобы очистить душу от того, что отравляло ее много лет. Война пробудила в Олдінґтоні ненависть к «старой доброй Англии», что послала своих сыновей на смерть. Уже в самом заголовке звучит ирония, едкая, злая, глубокая. Ее пафос обращен против войны, ура-патриотических призывов, шовинизма.
Герой романа - Джордж Вінтерборн, художник, журналист, буржуазный интеллигент, - погибает на фронте в двадцать шесть лет. Обрывается молодая жизнь. Факт трагический, но, как выясняется, отнюдь не героический, более того - бессмысленный. Гибель Вінтерборна воспринимается его фронтовым другом как самоубийство: за неделю до перемирия, на рассвете 4 ноября 1918 г., человек в хаки свелась без всякой видимой причины в полный рост, став мишенью для вражеского пулемета. «Смерть героя! Какая насмешка, какое отвратительное лицемерие! Мерзкое, подлое лицемерие! Смерть Джорджа для меня - символ того, какое все это мерзкое, подлое и никому не нужным, это идиотическая и никому не нужна пытка», - восклицает фронтовой товарищ. Имя Вінтерборна появилось на мемориальной доске, он заслужил надгробный камень. И только. Смерть Джорджа особо никого не огорчила, близкие довольно спокойно восприняли его смерть, армия выполнила свой долг, отдав одному из тысяч павших должное, а однополчанам было просто не до него. Вся бессмысленность этой гибели становится постижимой лишь после того, как в ретроспективном движении воспроизводится перед читателем предыдущую жизнь Вінтерборна, а через него - картина общественной жизни Англии первого десятилетия XX века. Олдінґтон осуждает жестокость войны: люди гибнут, даже не зная, во имя чего они воюют. Автора интересуют причины того, что происходит, истоки трагедии.
Почти одновременно с первыми романами Олдінґтона вышло два сборника его рассказов «Дороги к славе» («Roads to Glory», 1930) и «Короткие ответы»(«Quiet Answers», 1932). Сборки выдержали в Англии несколько изданий, но были прохладно встречены критикой. Рассказ является важным дополнением к романам Олдінґтона. Они часто посвящены отдельным эпизодам войны, ее трагические последствия, отражают послевоенный быт и обычаи. С темой войны оказывается спаяною и тема семьи, вернее, ее полного разрушения. «Дочь полковника « - история девушки, которая на свой лад пострадала из-за войны, стала жертвой банального существования в лоне семейной жизни. Энергичная Етта Моррисон рвется к независимости («Женщины должны работать «); вне общества, на острове Эа, пытается создать свое счастье Энтони Кларендон («Все люди - враги»). Пародией на семейную жизнь выглядит то существование, которое проводят родители и сестра Криса Хейліна («Настоящий рай»). Жизнь Дэвида Норриса («Отвергнутый гость») искалеченное двумя мировыми войнами. Романы О. 30-х гг. дополняют друг друга, развивая общие темы.
Незадолго до Второй мировой войны Олдінґтон опубликовал поэму «Хрустальный мир» («The Crystal World», 1937). Это своеобразная лирическая вариация острова Еа. Олдінґтон обращается к философскому осмыслению жизни: создать свое счастье на земле возможно только вопреки всем законам, соединив страсть и страдания.
Вторую мировую войну Олдінґтон воспринял как катастрофу, еще страхітливішу, чем первая. Писатель покинул Англию, спасаясь от травли буржуаВНОй прессы, он перебрался на несколько лет в США, а затем переехал во Францию, где и умер. В течение своего последнего творческого периода Олдінґтон написал книгу воспоминаний «Жизнь ради жизни»(«Life for life's Sake», 1940), перенятую настроениями грусти, разочарования и пессимизма. В 1946 г. он издал роман о любовных похождениях Казановы («The Romance of Casanova»).
Широкой эрудицией, изяществом стиля отличаются труда Олдінґтона двух последних десятилетий. Увлекательно, с большим талантом писал он о коллегах по перу, создал романизированные биографии Д.Г.Лоуренса «Портрет гения, но...»(«Portrait of a Genius, but...», 1950), Р.Л. Стивенсона - «Портрет бунтаря» («Portrait of a Rebel». 1957) и др.
Злобные нападки критики вызвала последняя значительная книга Олдінґтона - биография известного английского разведчика, полковника Т. Ф. Лоуренса. который много лет жил в арабских странах. «Лоуренс Аравийский» («Lawrence of Arabia». 1955). Опираясь на документальные материалы, Олдінґтон показал неприглядное лицо легендарного «героя».
Олдінґтон - вдумчивый критик. Он первый в Англии писал о М. Пруста, рецензировал «Улисса» Дж. Джойса, ему принадлежит лучшая монография о выдающемся провансальского поэта Ф. Мистраля («Introduction to Mistral», 1956). Олдінґтон дружил с Лоуренсом, переписывался с Г. де Гурмоном и М. Прустом.
Летом 1962 г. Олдінґтон посетил СССР. Вернувшись во Францию, где он жил в небольшом селе, недалеко от Сюри-ан-Во, Олдінґтон через несколько дней умер.
О. Рокаш
|
|
|