|
ОЛБИ, Эдвард Фрэнклин
(рожд. 1928)
ОЛБИ, Эдвард Фрэнклин - творчество писателя
ОЛБИ, Эдвард Фрэнклин (Albee, Edward Franklin - нар. 12.03.1928, Вашингтон) - американский драматург.
Олби родился в одном из роддомов Вашингтона, родители его неизвестны. Через две недели младенца усыновила семья Реда Олби, антрепренера спектаклей на Бродвее. Г. Олби назвал сына в честь своего отца Эдварда Фрэнклина, одного из самых известных американских дистрибьюторов варьете. Семья «бедного малыша-богача», как впоследствии, вспоминая детство, говорил о себе Олби, зиму проводила в особняке в стиле поздней английской готики в Ларгмонті, а на лето отправлялась во Флориду. Родители выполняли любую прихоть сына, друзья отца говорили, что никогда не видели розбещенішої ребенка. В связи с переездами семьи возникали определенные трудности, связанные с обучением Эдварда, начальное образование он получал в нескольких престижных школах. Учился успешно, отдавая предпочтение чтению, а не шумным играм или спорту.
В 1944 г. Олби поступил в один из лучших учебных заведений страны «Чоат» («Choate»), который закончило немало выдающихся людей Америки. Это была счастливая пора для Олби, особенно интересовали и увлекали занятия профессора Ч. Pica - преподавателя английского языка. Первую пьесу Олби создал в годы учебы в «Чоат». «Литературный журнал «Чоат» в 1946 г. опубликовал одноактову мелодраму Олби «Раскол» («Schism»). Это пьеса о пути к Богу в условиях авторитаризма католической церкви. После окончания «Чоат» Олби получил характеристику, в которой отмечалась его особая чувствительность к восприятию прекрасного. Затем он поступил в Тринити-колледж (шт. Коннектикут), успешное обучение О. совмещал с участием в любительских постановках театральной группы колледжа. О. впервые вышел на сцену в роли императора Франсуа-Жозефа в пьесе М. Андерсена «Маска короля». В 1949 г. Олби поступил в Колумбийский университет, но через 6 месяцев покинул его. Непродолжительное обучение в Вашингтонском университете дополнило его академическое образование. После смерти бабушки Олби унаследовал 7 тыс. долл., их он хранил, предпочитая зарабатывать самостоятельно.
В 1948 г. Олби покинул родной дом, причиной этого стал разрыв отношений с матерью. Он поселился в Нью-Йорке, в Ґрініч Вілліджі. Этот период своей жизни Олби назовет «годы - слоеный пирог». Как американский драматург-начинающий, он и здесь продолжил своеобразную традицию: А. Миллер в молодости работал водителем грузовика и официантом в кафе, о'нил - матросом, курьером, рекламным агентом. Олби писал музыкальные программы для радио WNYC, продавал диски в магазине Влуменгталь, потом торговал книгами, винаймався служащим в отель «Манхэттен Тауэр». Этот период для богатого парня из Ґрініч Вілліджа, «вынужденного» работать, стал временем надежд. Около 10 лет длилась эта полоса, надежды таяли. Почти в отчаянии написал пьесу Олби «Что случилось в зоопарке» (The Zoo Story», 1958). В Нью-Йорке пьесу не приняли к постановке. Друзья Олби переправили рукопись во Флоренцию, затем в Цюрих, Франкфурт, Берлин. В конце концов, 25 сентября 1959 г. в Мастерской Шиллерівського театра состоялась премьера спектакля: в первой части была представлена пьеса «Последняя лента Крэппа» С. Беккета, во второй - «Что случилось в зоопарке» Олби. Американский театр Провинстаун (который открыл Америке Ю. О'нила) представил зрителям ту самую программу в январе 1960 г. Неслучайным было объединение этих произведений. Ощущение бессмысленности существования в разорванном, статичном мире - общее настроение пьес известного французского и начинающего американского драматургов. Олби в попытке передать состояние человека более классический, его раннее творчество ближе к драматургии экзистенциальной, что использует богатые традиции европейского театра. Однако пьеса «Что случилось в зоопарке» - это уже начало эксперимента, цель которого - изобразить мир, потерявший внутреннюю целостность. «Необычное, невероятное, неожиданное» - вот те основы, на которых будет стоять театр Олби. Необычным является место действия - зоопарк, где герой безуспешно ищет общения... с животными; невероятный диалог героев, лишен диалогичности; неожиданный финал: угрожая ножом своему собеседнику, Джерри убивает себя; потеряв контакт с миром, герой уходит из него.
После показа пьесы «Что случилось в зоопарке» Олби стал известным, его пьесы идут во многих театрах Европы и Америки, он дает интервью, выступает перед зрителями, много путешествует, ему присуждают различные премии и стипендии.
Того самого 1960 г. была произведена постановка пьесы «Смерть Бесси Смит» («The Death of Bessie Smith»). История, рассказанная О., имела под собой реальную почву: она не только о человеческой холодности, разграниченность, она и про расовую непримиримость, что приводит к смерти героини.
Премьера пьесы «Кто боится Вирджинии Вулф?» («Who's Afraid of Virginia Woolfe?») в октябре 1962 г. стала сенсацией. Это первая пьеса Олби, поставленная на Бродвее. Спектакль шел в течение 663 вечеров. Немало театров Европы осуществили постановку этой пьесы. Двое мужчин и две женщины разговаривают, пьют, мечтают и убивают свои мечты. Один из мужчин, «безвольный» Джордж, чувствует, что мир движется к тому состоянию, когда уже «не найдется места для музыки», а идеалом человека будет верзила Ник, холодный ученый, который строит сверхцивилизацией.
Олби сотрудничал с раВНОобразными актерскими труппами, осуществляя постановки пьес европейских драматургов, «классиков» театра абсурда Же. Гонит, Е. Ионеско, Г. Пинтера.
Началом нового этапа творчества Олби стала сюрреалистическая пьеса «Крошка Алиса» («Tiny Alice»), поставленная в 1965 г. Это произведение, которого сам Олби не мог объяснить. Это абсолютизация необычного, невероятного: место действия - реальный замок или вымышленная конструкция. Алиса - старуха или юная красавица... За событиями, разворачивающимися на сцене, стоит философия не стоит ничего? Над этим немало спорили критики, режиссеры, сойдясь на том, что объяснить новое произведение Олби действительно невозможно: это пьеса не только о столкновении видимого и сущего, в ней - не только картины, порождаемые подсознанием каждого человека, это не только гравийная слабого мужчины и сильной женщины. В этом произведении - реминисценции из Библии и «Алисы в стране чудес», темы Ф. Дюрренмата, эффекты вроде Же. Гонит. Пьеса «Крошка Алиса» так и осталась загадкой. Олби стал одним из самых известных драматургов Америки, журналисты называли его «новым о'нилом», «юным Стріндберґом», «Уильямсом севера». Олби охотно дает интервью, рассказывает о своих планах, рассуждает о ситуации в театре, говорит о том, что перед современным драматургом должны стоять две задачи: первое - попытаться изучить и изобразить состояние человека, вторая - познать природу той формы искусства, к которой он обращается в своем творчестве. По мнению критики, в выполнении второго задания Олби нет равных среди современных драматургов Америки.
В 1966 г. за пьесу «Хисткарівновага»(«Delicate Balance»), своеобразную интерпретацию пьесы «Кто боится Вирджинии Вулф?», Олби получил Пулитцеровскую премию. Однако это произведение разочаровал многих поклонников таланта Олби. В том же году Олби избрали членом Национальной Академии искусств и литературы.
В это время Олби создал пьесы на основе романов Дж. Парди «Малькгольм» («Malcholm», 1966). Дж. Купера «Все в саду» («Everything in the Garden», 1967), несколько ранее совершил драматургическую переработку повести К. Маккалерс «Баллада о невеселом кабак» («The Ballad of the Sad Cafe». 1963). Эти работы имели успех, однако оценка критики не была высокой. Две одноактові пьесы. поставленные 1969 г., «Ящик» («Box») и «Цитаты председателя Mao» («Quotations from Chairman Мао Tsetung») - это новый шаг в творчестве Олби на пути поиска місткішої выразительной формы за максимальной условности содержания. Это, безусловно, интересное экспериментирование.
В 1969 г. Олби посетил Советский Союз, побывав в Москве, Киеве, Одессе, Ленинграде, имел возможность познакомиться с литературой «оттепели», писателями, неизвестными в Европе и Америке.
Пьеса 1970 г. «Все кончено» («All Over») - один из виднейших произведений Олби, его постановкой было отмечено десятилетие творческого пути драматурга. Однако она не была должное оценена публикой.
После четырехлетнего перерыва в 1975 г. Олби вынес на суд зрителей свое новое произведение - драм;. «Морской пейзаж» («Seascape»), вызвавшая неоднозначные отклики в прессе. Олби обвиняли в неумении выстраивать интригу, в неспособности создавать характеры, что якобы превращает его пьесу «умышленное мудрствования». В одном из интервью Олби ответил своим оппонентам: «Беда в том, что люди слишком неосвічені. чтобы понять, что является театральным искусством а что - его осквернением». Похожи на двух морских ящериц, персонажи драмы «Морской пейзаж» стремятся к уединению в мире. Трагические последствия некоммуникабельности - тема, прошедшая через все творчество Олби. Теперь драматург более оптимистично смотрит на мир, замечая улучшения эстетических вкусов американцев.
Последнее произведение Олби «Пьеса о новорожденном» («The Play About the Baby», 2000) была поставлена в Нью-Йорке в 2001 г. В 1996 p. драматург получил награду Центра Кеннеди за плодотворно прожитую жизнь, а в следующем году президент Б. Клинтон вручил ему Национальную медаль за достижения в области искусства.
«Олби - единственный значительный драматург, который есть сейчас в США», - писал Т. Уильямс, и новые произведении: Олби - безусловное тому подтверждение.
А. Ардаб'єва
|
|
|