ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

О'КЕЙСІ, Шон

(1880 - 1964)

О'КЕЙСІ, Шон - творчество писателя

О'КЕЙСІ, Шон (O'Casey, Sean - 31.03.1880, Дублин - 19.09.1964, Торки) - ирландский писатель.

О'Кейсі стоит в шеренгах таких реформаторов театра, как Дж.Б. Шоу, Ф. Гарсия Лорка, Б. Брехт, Ю. О'Нил, А. Чехов. Важным вкладом О'К. в развитие мировой драматургии было создание оригинальной трагикомедии и поэтической драмы как драмы социального действия. О'Кейсі родился в Дублине в многодетной семье (будущий писатель был тринадцатым ребенком), с детства страдал болезнью глаз. Через болезни и тяжелое материальное положение семьи он не смог получить систематического образования, рано начал трудовую жизнь. Юношей О'Кейсі принимал активное участие в культурном движении, известном под названием «Ирландское возрождение». Вместе с другими энтузиастами национального возрождения он изучал в классах Гэльской лиги ирландский язык, витіснену к тому времени на английском, занимался в молодежно-спортивных и театральных самодеятельных коллективах, пропагандировали национальные виды спорта и искусства. Знакомство с профсоюзным лидером Дж. Ларкин и участие в дублинском забастовки 1913 г. изменили отношение О'Кейсі к идеям культурной независимости. Будущее Ирландии он начал связывать с борьбой за политическое и экономическое освобождение. Об этом он писал в публицистических статьях и памфлетах, которые публиковались в республиканской периодике 10-20-х pp.

О'Кейсі был первым секретарем Гражданской армии, созданной для защиты прав рабочих, и автором ее программы, в которой провозглашалось, что «духовная и материальная собственность Ирландии принадлежат по праву народу Ирландии». О'Кейсі не принял участие в дублинском восстании 1916 г. и войне, вспыхнувшей вскоре (1919-1921), не только вследствие болезни, которая обострилась в этот период, а по той причине, что он не был сторонником создания «ирландской Ирландии», к чему стремились националистические силы.

Драматургическая деятельность О'К. началась в 20-х, когда на сцене «Еббітіетр» были поставлены его первые пьесы. «Тень стрелка» («The Shadow of a Gunman», 1923), «Юнона и павлин» («Juno and the Paycock», 1924), «Плуг и звезды» («The Plough and the Stars», 1926) составили своеобразную трилогию, посвященную, соответственно, англо-ирландской войне, гражданской войне и дублинском восстанию. О'Кейсі показал в них трагедию мирных жителей - их жизни были принесены в жертву братоубийственной войне; трагедию матерей, сыновья которых оказались по разные стороны баррикад; как выразилась героиня пьесы «Юнона и павлин», они «положили свое горе на чашу весов, и тела убитых сыновей уравновесили».

Следуя шекспировскую традицию, О'Кейсі утверждал дух трагикомедии как наиболее соответствующей ріВНОголоссю перевернутого революционного жизни. Трагические судьбы героев этих пьес представленные на живописном фальстафівському фоне. О'Кейсі вывел на сцену пеструю, шумную толпу дублинцев, которая, как писал он впоследствии, «может быть такой колоритной, такой доброй, такой злой, такой забавной». Его персонажи - жители перенаселенных доходных домов, втянутые в круговерть событий, захвачены ли подмятые ими, убиты случайными пулями. Веселым смехом О'Кейсі расправляется с ненавистными ему ходульною романтикой и националистическим фразерством. Как признавался драматург, его интересовали не боги и герои, а мужчины и женщины, задачу свою он видел в том, чтобы «поднять мішурне покрывало, под которым скрыта правда».

Позиция О'Кейсі вызвала резкую реакцию со стороны националистически настроенной аудитории. Премьера его пьесы «Плуг и звезды», которая состоялась на 10-летний юбилей дублинского восстания, сопровождалась скандалом. Драматурга обвиняли в унижении ирландцев и борьбы, которую они вели. «Неужели вы всегда так будете реагировать появление ирландского гения? - обратился В. Б. Йейтс к публике со сцены театра. - ...Слава О'Кейсі родилась сегодня. Это его триумф». Слова Йейтса оказались вещими. Пьеса «Плуг и звезды» вошла в золотой фонд мирового театра XX в.

Действие пьесы начинается с подготовки восстания и заканчивается его последние дни, когда потеснены англичанами ирландские республиканцы уже не в силах были удержаться на занятых позициях. Но именно восстание остается вне сцены. На сцене же возникает то живое фальстафівське фон, за которого и найпіднесеніші идеи возвращаются на грешную землю. Во втором акте у стойки бара сходятся дублинские обыватели и участники восстания со знаменами в руках - на одном из них изображены плуг и звезды, эмблема Гражданской армии. Пьяная ссора, задорная песенка проститутки, которой прерывается боевая команда, что именно раздается на улице, введены не для того, чтобы опорочить героические идеалы, а чтобы громче зазвучал незграйний хор голосов жизни. Сплав трагедии и комедии дал в этой пьесе значительный драматургический эффект. Фарсовые эпизоды меняются в ней эпизодами высокого трагического напряжения, чтобы найти потом решение в трагической иронии заключительной сцены. Около окна, освещенного вспышками пожаров, английские солдаты тоскливо поют: «Пусть не гаснет огонь в печи».

В 1926 г. О'Кейсі переехал в Англию, но, как он признался, Ирландия осталась его единственным способом художественного мышления. В своих пьесах он создавал «Ирландию в миниатюре» как микрокосм мира. Начиная с пьесы «Серебряный кубок» («The Silver Tassie», 1928), О'Кейсі привлекает к драматической действия элементы экспрессионистской драмы, с помощью которых создает обобщающие образы-символы («За оградой» - «Within the Gates», 1933); «Звезда становится красной» - «The Star Turns Red», 1939).

В 40-50-x pp. О'Кейсі писал разные по жанру пьесы. В «причудливой комедии» «Пурпурный прах» («Рифіе Dust», 1940) бурный поток паводка сметает все, что отжило свой век. В героической трагедии «Красные розы для меня» («Red Roses for Me», 1942) охапку красных роз кладут на грудь погибшего героя - рабочего и художника, борца и мечтателя. В комедии «Петух-денди» («Cock-a-Doodle Dandy», 1949) фантастический петух, символ радости и веселья, поднимает переполох в мире собственников и фанатичных церковников. Героиня трагикомедии «Костер епископа» («The bishop's Bonfire», 1955) становится жертвой религиоВНОго фанатизма. В «веселой комедии» «Барабаны отца Неда» («The Drums of Father Ned», 1958) бой барабанов предвещает победу над устаревшими нормами жизни.

Структура этих пьес определяется сочетанием обыденного и возвышенного, языковыми переходами от будничной прозы к поэтической, приближенной к ритмізованого стихотворения. Ощущение масштабности достигается не так значимостью событий или действующих лиц, как вторым поэтическим планом. Конфликт между старым миром, в котором жадный уживаются с религиозными фанатиками, и миром молодости, веселья, жизнелюбия находит воплощение в поэтических образах. Противники и защитники «жизни во всей его полноте», темное и светлое, старое и молодое - такой поэтический ряд, обобщает глубокие социальные процессы.

Творчество О'Кейсі дала импульс развитию современной ирландской драмы. Как заметил Бы. Фрил, драматург следующего поколения, «мы все вышли из его шинели». О'Кейсі проявил себя и как великолепный мастер прозы. Со страниц его шеститомного автобиографической эпопеи возникает образ насмешливого и жизнерадостного человека, мягкого и доброго, когда он говорит о тех кто близок ему по духу, и едкого и резкого относительно идейных противников.

«Я стучусь в дверь» («Knock at the Door». 1939) - так назвал он книгу о начале своей бесстрашной и радостного битвы с жизнью. Во второй книге автобиографии - «На пороге» («Pictures in the Hallway», 1942) - воспроизводятся духовные поиски Джонни Кэссиди (рассказ ведется от третьего лица), который пытается найти свое место в пестром общественно-культурной жизни Ирландии на рубеже веков. В «Барабанах под окном» («Drums under the Windows», 1945) центральное место занимают такие события, как забастовка 1913 г. и Пасхальное восстание 1916 г. Четвертая книга автобиографической эпопеи - «Прощай Ірландіє» (1949) - худшее произведение О'Кейсі. Элегические мотивы по поводу жертв освободительной борьбы сочетаются : острой сатирой на националистов, которые пришли к власти. В жизни героя это было начало его творческого пути драматурга. Постановка первой пьесы сделала О'Кейсі самым популярным драматургом «Эбби-тиетр», с которым, однако, вскоре у него возникли раВНОгласия. Действие двух последних книг эпопеи - «Роза и корона» («Rose and Crown» 1952) и «Закат и вечерняя звезда» («Sunset and the Evening Star», 1954) - переносится в Англию Писатель предполагает близкий распад Британской империи, он слышит похоронный звон что звістує: «Печальные звуки. Корона разбита, вянет роза». Сам же он готовится к «прощального поцелуя миру», хотя «и теперь, когда солнце зашло и вечерняя заря целомудренно прикасается к ночи, еще много чего надо сказать, немало сделать».

Эстетические взгляды О'Кейсі отражены в книгах: «Летучая оса» («The Flying Wass», 193» «Зеленый ворон» («The Green Crow», 1956), «Лес красочной шапкой» («Under a Colored Cap» 1963) - и в посмертно изданных «Благословениях и проклятиях» («Blasts and Benedictions», 1967). В них он последовательно выступает против натурализма, копирование жизнь на сцене, против наивного реализма. Ссылаясь на образы В. Шекспира, О'Кейсі пишет: «Реальный характер в п'єс. всегда оказывается лишенным части своє. реальности, драматург, который создает характер. всегда его увеличивает, расширяет, углубляет» Своими выступлениями О'Кейсі способствовал созданию английского национального театра как театра Шекспира.



А. Саруханян