8 класс СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Мои впечатления от «Книги песен» Г. Гейне
Сборник «Книга песен» была издана в Гамбурге в 1827 году. Это была большая книга, над которой Г. Гейне работал десять лет. В сборник вошли пять циклов: «Юношеские страдания», «Лирическое интермеццо», «Возвращение на родину» и два цикла «Северное море». Кроме того, сюда были включены стихи из «Путешествия по Гарца».
Именно в «Книге песен» наиболее полно раскрылось дарование поэта, который соединил в стихах традицию народной песни с индивидуальными приемами сатиры и юмора. Не найліричнішим стихотворением сборника является широко известная «Лорелея». Картина, изображенная в стихотворении, завораживает поэтической красотой:
Прохладен воздух, темнеет,
И Рейн уснул во мгле.
Последним лучом пламенеет
Закат на прибрежной скале.
Сколько раз потом именно эта картина представала в воображении, когда упоминалась Лорелея. Она такая же волшебная, как удивительная природа вокруг. И кажется, ее длинные волосы - то продолжения струй великого Рейна. Среди известных стихотворений в сборник включено «На севере диком стоит одиноко». Этот стих прекрасно перевел на русский М. Лєрмонтов. Но кроме общеизвестных ныне стихов, так много говорят сердцу читателя поэтические строки, в которых каждый находит отголоски собственных чувств:
Сердце, сегадце, сбрось оковы
И забудь печали гнет!
Все прекрасный май вернет.
Что прогнал декабрь суровый.
Гейне возникает не только мечтательным поэтом-романтиком, но и человеком веселым, остроумным. Часто стихи, которые начинаются печальной картиной, елегічними размышлениями, вдруг врываются шутливым замечанием, ироничным строкой. Так происходит во многих стихах, в частности в «Старинной песни у камина», «Если ты станешь моей женой», «Дитя, и мы с тобой знали» и т.д. Гейне сознательно смешивает стили, торжественные слова граничат с бытовой лексикой. Это вызывает юмористический эффект. Стихи дарят надежду. Они оптимистичны по самой сути. Так тоскливо от первых строк стихотворения «Сегодня ты такой печальный». Настроение отчаяния царит среди воспоминаний, от которых можно навек разучиться смеяться. Но вот и последняя строфа:
Уж поздно. Дали серебрятся
Сквозь мокрый снег белесой мглой.
Однако время одеваться
И ехать в гости. Боже мой!
Итак, все-таки жизнь продолжается, и оно не позволяет долго грустить. Именно такие мысли пробуждает прекрасная поэзия Генриха Гейне.
|
|