ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ОЭ, Кэндзабуро

(рожд. 1935)

ОЭ, Кэндзабуро - творчество писателя

ОЭ, Кэндзабуро (род. 31.01. 1935, с. Эхимэ) - японский писатель, лауреат Нобелевской премии 1994 p.

Родился Ое в небольшом селе на острове Сикоку. В 9 лет потерял отца. С детства был замкнутым и молчаливым, чрезвычайно много читал и почти не общался со сверстниками, за что получил прозвище «барсук». После получения начального образования поступил в Токийский университет на отделение французской литературы (окончил университет в 1959 г.), где и состоялось его писательское становление. Оэ был самым молодым из писателей, получивших признание в 50-х pp., и даже получил прозвище «писатель-студент». Уже через 10 лет одно из издательств выпустило десятитомне издание произведений Оэ. Сам писатель считал себя представителем, по его определению, «запоздалого поколения», которому не досталось ничего, кроме горечи поражения и утраты всех идеалов и жизненных ценностей. Поэтому юные герои, главные персонажи первых произведений Оэ, полные апатии, чувство разочарования и «потерянности», бесцельности собственного существования.

В одном из первых рассказов Оэ «Чудная работа» («Кімьона сіґотейу», 1957) его герой-студент зарабатывает на жизнь тем, что помогает сотрудникам больницы вмертвляти подопытных животных. Беззащитность животных, которые с тупой покорностью идут на смерть, символизирует для писателя жизнь современного поколения японцев.

Вопрос смерти, бесцельности существования занимают внимание Ое и в удостоенном премии Акутагавы рассказе «Превосходство мертвых» («Сісяно огорі», 1957), рассказах «Содержание скота» («Сіїку», 1959), «Наше время» («Варерано дзідай», 1959), романах «Делая прививки почке, стреляя вягня»(1958), «Семнадцатилетний» (1961) и других произведениях, отмеченных интересом автора к философии экзистенциализма.

В 1-й пол. 60-х гг. появились повести Ое «Крик» («Сакебі коз», 1962) и «Сексуальная человек» («Сейтекі нінґен», 1963), в которых писатель на волне модного тогда увлечения идеями т.н. «сексуальной» революции отдает дань проблемам сексуальности, которой придает гипертрофированного значения и считает едва ли не главным содержанием жизни человека. Но одновременно появляются и другие произведения Оэ, где нарушаются и более серьезные проблемы жизни общества, которым писатель, обычно, предоставляет остросоциального и философского звучания. Одной из главных тем этого времени в творчестве Оэ становится проблема нравственных исканий послевоенных поколений молодых японцев. Впервые в полный голос эта тема раскрывается в его романе «Запоздалая молодежь» («Окурете кита сэйнэн», 1962). Произведение посвящено истории становления подростка в завершающие годы войны и в послевоенный период. Отравлен шовинистической пропагандой герой оказывается неподготовленным для правильного понимания значения того исторического испытания, перед которым предстает его родина после принятия условий капитуляции. Попытка приспособиться к нормам послевоенного общества «всеобщего благосостояния» приводит его к моральному краху, к полной духовной деградации.

Эта же тема остается главной и в романе «Личный опыт» («Кодзінтекіна тайкен», 1964), в котором отразилась его душевная травма, вызванная рождением в 1963 г. больного ребенка с пораженным мозгом. И хотя впоследствии у писателя родились здоровые сын и дочь, потрясение, что испытал Ое, обострило его способность сопереживать. Герой романа уже в условиях мирного, послевоенного развития японского общества, встает перед дилеммой осознанного выбора своего дальнейшего жизненного пути. Проблема заключается в том, что герой должен либо отказаться от своего новорожденного неполноценного ребенка, или же честно и мужественно принять испытания судьбы. В конце концов, герой отвергает возможность пойти путем бездумного гедонизма и принимает решение оставить ребенка, понимая, что в этом заключается его прямая моральная обязанность, его общественная позиция, которая предусматривает ответственность одного человека перед другим. Эта идейная позиция станет магистральной и для всего дальнейшего творчества писателя.

Во 2-й пол. 60-х pp. Оэ написал один из самых известных своих произведений - роман «Футбол 1860 года» («Маньєн ганьєнно футобору», 1967), удостоен премии Танидзаки Дзюнъитиро. В этом произведении события знаменательного для Японии 1960 г. - года борьбы против «соглашения о безопасности» - перекликаются с событиями столетней давности. Героя романа, который вступил на путь политических махинаций, писатель сравнивает с его предком - руководителем крестьянского восстания. По словам В. Гривніна, «то, что произошло сто лет назад, было для главаря крестьян, человека эгоистической и корыстной, не больше, чем игрой. Такую же игру, по мнению автора, затеял через сто лет и потомок предводителя восстания». К тому же периоду относится и активная публицистическая деятельность Оэ. В 1965 г. он издал свои «Хиросимского записки» («Хиросима ното»), а в 1967 г. опубликовал «Записки о Окинаву», в которых выступил в защиту идей мира и гуманизма.

К теме морально-этических идеалов японской молодежи Оэ обращался и в 70-х pp., что показал его известный роман «Окутали меня воды до души моей» («Кодзуйва вагатамасій ни ойобі», 1973). В этом произведении писатель впервые коснулся проблемы левого экстремизма и показал, как отсутствие социальных идеалов лишает молодежь четкого понимания расстановки сил в обществе, понимания, против кого она должна направить сопротивление, лишает ее позитивной программы, без которой любое противопоставление себя обществу теряет смысл.

В 70-80-х pp. Оэ написал еще целый ряд произведений, которые стали известными далеко за пределами его страны: «Записки спасателя» («Пінтіранна тьосе», 1976), где продолжена критика левого экстремизма, высказана мысль о моральной ответственности общественно-политических сил за судьбу человечества, которое стоит на грани глобальной ядерной катастрофы; «Игры современников»(1979) - остросоциальный роман, содержащий размышления писателя о прошлое, современное и будущее Японии; «Вставайте, о юноши новой эры» (1983) - произведение, в котором Ое рисует образы пророчеств В. Блейка, возмужания своего сына Хикари; автобиографический роман «Письма к милому прошлому» (1987) и др. В 1994 г. Оэ была присуждена Нобелевская премия по литературе «за то, что он с поэтической силой сотворил воображаемый мир, в котором реальность и миф, объединяясь, рисуют тревожную картину сегодняшних человеческих невзгод».

Украинский язык отдельные произведения Оэ перевели И. Дзюб и И. Дубинский.

По меткому наблюдению И. Ермаковой, Ое в зрелый период своего творчества «продолжает осваивать новые литературные «технологии». Он движется от экзистенциального романа к ро-ману-мифа, построенном по методикам конструирования. В основе этого направления - тоска по мифу - мечта о восстановлении утраченного единства человека, времени и космоса.

После публикации в 1993-1995 гг. трилогии «Пылающее зеленое дерево» Оэ заявил, что больше романов писать не будет. И все же в 199S г появился новый роман «Кульбит», в котором обрисованы нравы религиоВНОй секты, что похожа на Аум Сенрікйо. Главный герой - смертельно больной художник Кідзу - попадает в секту через свое гомосексуальное влечение к члену секты Икуо. Інакомовно, через замысловатое плетение сложных фразеологических оборотов, писатель подводит к мысли, что между ними растет напряжение и накапливаются психологические противоречия. Критики считают, что этот роман является своеобразным посланием - размышлением о смысле жизни современного японца, о его неустроенность и пустоту, хотя он очень сложный как для прочтения, так и для понимания.

Оэ - самый титулованный японский писатель. Как общественный деятель, он известен своими критическими высказываниями по поводу современной культуры и политической обстановки в стране. Он отказался от высокой государственной награды - ордена Культуры, поскольку орден по его мнению, - «плоть от плоти нынешней государственной системы», которую он, как сторонник демократических ценностей, не принимает.



В. Назарец