ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ОДЕН, Вестей Хью

(1907 - 1973)

ОДЕН, Вестей Хью - творчество писателя

ОДЕН, Вестей Хью (Auden, Wystan Hugh - 21.02.1907, Йорк - 28.09.1973, Вена) - англо-американский писатель.

Оден родился в английском Йорке в семье известного врача. В воспоминаниях о своем детстве он несколько иронично-гиперболизированы заметил: «Я был семи пядей во лбу не по годам, физически хилым, близоруким, слабым во всех играх, замарашкой и неряхой, нігтегризом, трусливым, лживым и сентиментальным парнем...» Оден получил хорошее образование в частной школе Грешамз-скул и колледже Крайст-Черч Оксфордского университета. В Оксфорде он подружился с группой «левых» писателей - С. Спендером, К. Ішервудом, Л. Макнісом и др. После окончания университета с 1930-го по 1935-го учительствовал, а после этого работал в государственной документальной кинокомпании. В 20-30-х pp. О. был одним із.активних участников движения молодых английских поэтов-экспериментаторов. Позднее этот кружок распался через взаимные обвинения и обиды.

Оден изучал английскую литературу в Оксфорде, испытал влияние Т. С Элиота, а также Дж. М. Хопкинса, что было типично для его поколения. Упорной своей книге «Стихотворения»(«Poems», 1930), воодушевленный идеями К. Марса, Ч. Дарвина и С. Фрейда, приветствовал расписание буржуаВНОго общества, однако Одена волновали не столько массы, сколько одаренные личности. Социальная критика, еще невнятная в этом сборнике, открыто выражена в «наймарксистськішій» из его поэм, «Танцы смерти» («The Dance of Death», 1933) - фантазии, написанной безразмерными стихами, и трех стихотворных пьесах, созданных совместно с К. Ішервудом для «Групп Тиетр» (Лондон), из которых найприкметнішими есть «Собака под кожей» («The Dog Beneath the Skin», 1933) и «Восхождение на Ф-6» («The Ascent of F.6», 1936) - експресіоністська аллегория об одаренном человеке, который разрывается между «левыми» и «правыми».

Поездка в Берлин способствовала формированию социалистических взглядов Одена и помогла ему окончательно осознать свою гомосексуальную ориентацию. Сочувствуя идеям коммунизма, Оден поехал защищать их в Испанию, приняв участие в гражданской войне как фронтовой водитель машины «скорой помощи». Поведение коммунистических повстанцев, их вандализм, осквернение церквей, возражение культурных и нравственных ценностей шокировали его. Он вернулся в Англию, где и была написана поэма «Испания» («Spain», 1937) - лучшее его произведение на политическую тему и один из лучших поэтических отзывов о гражданской войне в этой стране. Совместно с Ішервудом Оден написал также «Путешествие на войну» («Journey to a War», 1939) - рассказ о поездке в Китай. О выдающееся лирическое дарование Одена того периода свидетельствует и сборник «Смотри, незнакомцу» («Look, Stranger!», 1936).

В 1939 г. Оден переехал в США. Дата его прибытия в Нью-Йорк стала датой падения республиканской Барселоны, а еще через два дня в произведении «В память о Уильяма Батлера Йейтса» Оден отрекся от веры в действенность поэзии:

От нас, немудрых, ты не был мудрее,

И пережил твой дар тебя самого

И распад плоти; стихи зажгла

В тебе твоя Ирландия сумасшедшая.

Неистовство и климат в ней все те же -

Поэзия не меняет ничего.

В долине слов скрывается она,

Из жилищ уединенных течение ее достигает

Тех городов, где верим и где вмираєм;

Уста и суть, разгадка и тайна.

(Пер. М. Крыши)

В США Оден в основном зарабатывал на жизнь чтением лекций в различных коледжах. а с 1956 по 1960 г. был профессором поэзии в Оксфорде. В то же время он наездами жил в купленном доме близ Вены. Оден нигде не находил себе места и нигде не чувствовал себя как дома в Конце жизни он даже пытался купить дом в Австралии. Умер поэт в Вене в ресниц: 66 лет.

После возвращения из Испании в сознании Одена произошел перелом, и он осознал, что единственный главный стержень европейской цивилизации и культуры - это христианство. Вслед за екзистенціалістами он пришел к религиозным ценностям через С. Кіркеґора, и постепенно концентрировал свое внимание на мнении, что единственный смысл в этом абсурдном мире - признание лично: ответственности. Это прослеживается уже в таких сборниках, как «Другие времена» («Another Time». 1940), «Раздвоенный» («The Double Man», 1941). «В настоящее время»(«Forthe Time Being», 1944). Соответственно, были откорректированы много ранних произведений для «Собрания стихотворений» («Collected Poetry»), которое вышло в свет в 1945 г. В 1947 г. увидела свет «эклога в стиле барокко» «Век тревоги» («The Age of Anxiety»). Позднее творчество Одена представлена поэтическими сборниками «Вечерня» («Nones», 1951), «Щит Ахилла» («The Shield of Achilles» 1955), «Дань Клио» («Homage to Clio», 1960). «Собрание поэм» («Collected Longer Poems», 1969 и «Спасибо тебе, тумане. Последние стихи», а также книгой прозы «Рука красильщика и другие эссе» («The Dyer's Hand and Other Essays») и сборником критических работ «Предисловия и послесловия»(«Fore words and Afterwords»).

Достаточно лаконично и точно особенности поэтики Одена охарактеризовал И. Давыдов: «Тексты этого оксфордского эрудита богатые аллюзии, наслоение смыслов, отсылок к событиям истории древней и не очень, священной и не особенно, на реминисценции с английского и не только из английской литературы, к тому же формально отшлифованы (для Одена характерно стремление сочетать достижения классической английской поэзии с найвідчайдушнішим экспериментом)».

Для примера можно привести отрывок из хрестоматийного стихотворения Одена «Куда же ты, куда ?..» в переводе Есть. Крижевича, где «украинскому переводчику удалось-таки конгеніально воспроизвести оригинал с его алітераціями, консонансами и внутренними рифмами» (Г. Стриха):

- Куда же ты, куда? - говорит всаднику

віршник. -

Ущелье челюсти щирить, как печь!

Где ступишь ногой - утонешь в навоза,

Могила поглотит, изувечит ночь.

- А знаешь, - плетет полохкий палахкому, -

Туманы затлумлять твой путь к цели,

И взгляд твой пристальный видит там спальню,

Где ловушкой пустота вдруг пикнет: «Лети!»?

Среди многих литературных наград и премий, которыми была оценена творчество Одена, следует выделить Боллінґенівську премию (1953), Национальную книжную премию (1956) и Национальную литературную медаль (1967).

Украинский язык отдельные стихи Одена переложили Есть. Крижевич, М. Стриха, В. Мокровольський, В. Саратовский и др.



По Л. Гуніним