СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЕТЕ
«Я той силы часть, что делает лишь добро, желая лишь злого» (образ Мефистофеля в трагедии Иоганна Вольфганга Гете «Фауст»)
Человечество всегда пыталось понять окружающий мир, объяснить природные явления и сущность бытия. Достаточно вспомнить библейский рассказ о Еве, которая вкусила яблока с дерева познания, труда алхимиков эпохи Возрождения, направленные на изобретение философского камня, с помощью которого можно будет превратить металл в золото и получить эликсир жизни, возвращает молодость и здоровье.
Но именно в эпоху Возрождения человек прониклась верой в свое всемогущество, что вызвало новый всплеск церковной диктатуры и вылилось в костер инквизиции, направленное на проявление и уничтожение демонов. Тогда появилось множество легенд о сделке человека с нечистым, среди которых и легенда о докторе Георгия Фауста, которая во множестве переводов стала духовно родным всей Европе.
Но Фауст был героем именно для Гете, потому что жил в нем в течение шестидесяти лет. За эту трагедию, которая стала символом всей жизни писателя, Гете брался за рукопись в предсмертные минуты и во время тяжелой болезни в девятнадцать лет, после болезни и кратковременной слепоты на пятьдесят первом году и на семьдесят пятом, когда боялся, что не успеет его завершить. Возможно, поэтому конец трагедии и стал своеобраВНОй исповедью поэта перед жизнью. Ведь гений Гете был признан при жизни, поэтому для него «целью жизни является сама жизнь». И вот именно этой жизни он подводит итог: «Не может вечность поглотить мои дела, мои труды». А поскольку Фауст жил в поэту, то он и менялся вместе с Гете. Девятнадцатилетний пост передал своему герою тревоги собственной юной душ и и определил его в личном лирико-драматическом плане. Можно даже рассматривать как произведение автобиографическое, потому что в нем отразилась духовная эволюция автора. Герой Гете прошел одинокий путь, хотя стремился полноты жизни. Но всю жизнь за ним шла тень Мефистофеля как его внутренний голос, как его второе я:
У меня в груди две души живут, Между себя крайне не похожи и враждебные. Одна впилась жадливо в мир земной
И роскошествует в нем в любовной неге, А вторая рвется в тоске огневой У неба родные высочества.
И тут появляется Мефистофель как посланник духа земли. Собственно, второе Я Фауста становится зримым. Мефистофель олицетворяет все порывы Фауста, его жажду полноты жизни. Фауст готов отдать душу за эту полноту, за то, чтобы произнести: «Остановись, мгновение! Прекрасна ты!». Но именно Мефистофель является олицетворением всего зла, что живет в Фаусте. Итак, когда Фауст живет порывом, - он с Мефистофелем заодно, а когда его осаждают совести, - он расстается с Мефистофелем как с чем-то безобразным и позорным. Мефистофель здесь разный: то привлекательный, то отталкивающий.
Мефистофель, для которого цель оправдывает средства, готов все вырвать с корнями - в этом его суть. А Фауст преодолел дух отрицания и неверия творческой работой, в которой Мефистофель не видит смысла, считая победу за собой. Для Мефистофеля вся мера жизни человека в том, чтобы поставить на ее душе печать. В борьбе за душу человека Мефистофель предстает беспокойным и растерянным. А сцена его борьбы с розами полна иронии и глубокого смысла, ведь, забыв о душе Фауста, он выражает собственные неизвестные чувства к ангелам.
Итак, второе Я Фауста, которое олицетворяло желание злого, побеждено силой добра, жаждой творчества и бессмертия человеческой мысли.
|
|