ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЕТЕ

«Я той силы часть, что делает лишь добро, желая лишь злого» (образ Мефистофеля в трагедии Иоганна Вольфганга Гете «Фауст»)

Человечество всегда пыталось понять окружающий мир, объяснить природные явления и сущность бытия. Достаточно вспомнить библейский рассказ о Еве, которая вкусила яблока с дерева познания, труда алхимиков эпохи Возрождения, направленные на изобретение философского камня, с помощью которого можно будет превратить металл в золото и получить эликсир жизни, возвращает молодость и здоровье.

Но именно в эпоху Возрождения человек прониклась верой в свое всемогущество, что вызвало новый всплеск церковной диктатуры и вылилось в костер инквизиции, направленное на проявление и уничтожение демонов. Тогда появилось множество легенд о сделке человека с нечистым, среди которых и легенда о докторе Георгия Фауста, которая во множестве переводов стала духовно родным всей Европе.

Но Фауст был героем именно для Гете, потому что жил в нем в течение шестидесяти лет. За эту трагедию, которая стала символом всей жизни писателя, Гете брался за рукопись в предсмертные минуты и во время тяжелой болезни в девятнадцать лет, после болезни и кратковременной слепоты на пятьдесят первом году и на семьдесят пятом, когда боялся, что не успеет его завершить. Возможно, поэтому конец трагедии и стал своеобраВНОй исповедью поэта перед жизнью. Ведь гений Гете был признан при жизни, поэтому для него «целью жизни является сама жизнь». И вот именно этой жизни он подводит итог: «Не может вечность поглотить мои дела, мои труды». А поскольку Фауст жил в поэту, то он и менялся вместе с Гете. Девятнадцатилетний пост передал своему герою тревоги собственной юной душ и и определил его в личном лирико-драматическом плане. Можно даже рассматривать как произведение автобиографическое, потому что в нем отразилась духовная эволюция автора. Герой Гете прошел одинокий путь, хотя стремился полноты жизни. Но всю жизнь за ним шла тень Мефистофеля как его внутренний голос, как его второе я:

У меня в груди две души живут,
Между себя крайне не похожи и враждебные.
Одна впилась жадливо в мир земной
И роскошествует в нем в любовной неге,
А вторая рвется в тоске огневой
У неба родные высочества.

И тут появляется Мефистофель как посланник духа земли. Собственно, второе Я Фауста становится зримым. Мефистофель олицетворяет все порывы Фауста, его жажду полноты жизни. Фауст готов отдать душу за эту полноту, за то, чтобы произнести: «Остановись, мгновение! Прекрасна ты!». Но именно Мефистофель является олицетворением всего зла, что живет в Фаусте. Итак, когда Фауст живет порывом, - он с Мефистофелем заодно, а когда его осаждают совести, - он расстается с Мефистофелем как с чем-то безобразным и позорным. Мефистофель здесь разный: то привлекательный, то отталкивающий.

Мефистофель, для которого цель оправдывает средства, готов все вырвать с корнями - в этом его суть. А Фауст преодолел дух отрицания и неверия творческой работой, в которой Мефистофель не видит смысла, считая победу за собой. Для Мефистофеля вся мера жизни человека в том, чтобы поставить на ее душе печать. В борьбе за душу человека Мефистофель предстает беспокойным и растерянным. А сцена его борьбы с розами полна иронии и глубокого смысла, ведь, забыв о душе Фауста, он выражает собственные неизвестные чувства к ангелам.

Итак, второе Я Фауста, которое олицетворяло желание злого, побеждено силой добра, жаждой творчества и бессмертия человеческой мысли.