ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Тема вечной памяти в стихах Гийома Аполлинера «Мост Мирабо» и «Зарезанная голубка и фонтан»

Французский поэт Гийом Аполлинер, творчество которого ныне стала классикой, жил на рубеже девятнадцатого, «желеВНОго» века (по словам О. Блока), и века двадцатого, насыщенного катастрофами и войнами.

Стихи Гийома Аполлинера представляют собой удивительное сочетание эмоционального лиризма и внутренней трагичности. Аполлинер - один из первых поэтов, который затронул в своих произведениях самые обычные, на первый взгляд, темы и затронул проблемы нового времени. «Сложность» аполлінерівської творчества объясняется не замуреням в туман действительности, а наоборот - тесной связью с окружающим, стремлением реагировать на меняющееся жизни рубеже веков.

В стихах «Мост Мирабо» и «Зарезанная голубка и фонтан» поэт обращается к теме человека и его бытия в современном мире. В первом произведении - это изображение внутреннего мира человека, его ощущение неумолимого течения времени, и одновременно - неугасної надежды на вечность любви, даже если это любовь - воспоминание. Тема памяти звучит и в стихотворении «Зарезанная голубка и фонтан», но уже не в миноре, с трагическим окрасом. Поэт вспоминает своих друзей и подруг, жизнь которых унесла война. В страшной действительности войны человек остается одиноким перед бездонным «кровавым морем», и единственное, что может поддержать ее - вечная память о близких людях. Море превращается в нетленное фонтан памяти.

Книга Аполлинера «Алкогом» была опубликована в 1913 году после длительного периода молчания поэта и объединяет произведения 1898-1913 годов. Сначала Аполлинер задумывал свою сборку как «революционный календарь в стихах», но этот замысел не был воплощен. Однако название книги напоминает о том, что жизнь ХХ века, полного революциями и войнами, жгучее, как напиток огненного змея.

Стихотворение «Мост Мирабо», написанная примерно в 1912 году,- одна из знаковых в сборке. В этом стихотворении ярко проявилось лирическое начало: произведение повествует нам о любви, которая уходит безвозвратно, как Сена под парижскими мостами, а также о любви и надежду, что так же безграничны и непреодолимые, как бурные воды Сены. В «Мосту Мирабо» простые слова и образы в единстве с неприличным ритмом, напоминающим ритм народных песен, производят мощный лирический влияние. В этом стихи Аполлинер воспринял и передал сам дух народных песен, который оказался и в образах, и в поэтике, и в композиции произведения. Так, повторяющиеся строки в поэзии напоминают припев в фольклорной песни:

Пусть бьют часы ночь наступает

Проходят дни, а я еще есть

Образ над рекой непрестанно текущего времени, забирает и радости, и печали, противопоставляется другому образу - образу сплетенных рук, моста любви над вечностью:

Рука в руке постіймо глаза в глаза Под мостом рук Вода течет течет От вечных взглядов отдохнуть хочет Хотя лирический герой стихотворения одинок, его память о любви становится источником жизни и надежды:

Любовь сплива как и бегущая вода

Любовь сплива

Жизнь хога тягучая

Надежда же невгамовано страстная

Вторая большая поэтический сборник Аполлинера - «Каліграми. Стихотворения Мира и Войны». Большая часть стихотворений, вошедших в сборник, была написана во время войны, поэтому поэт назвал свое произведение «книгой военного времени». Часть стихов сборника была набрана в виде «каліграм», то есть так, чтобы их текст образовывал рисунок-дом, звезду, наклонные линии дождя... «Каліграми» (или «идеограммы») хорошо «вписывались» в стих-плакат, как, например, антивоенная поэзия «Зарезанная голубка и фонтан». Мощные струи фонтана, изображены и поэтично, и графически, символизируют скорбь по друзьям, которые гибнут на фронте, и фонтан крови, проливаемой на войне. Как скорбный фонтан, «воспоминания в небо летят», имена погибших друзей слышать в плюскоті воды.

Девушки-голубки тоже уничтожены войной - и только в памяти поэта остались их «нежные образы»... Но в каліграмі Аполлинера голубка все же взлетает в высь над фонтаном траура, над морем крови и слез. «Зарезанная голубка» Аполлинера стала прототипом голубки Пикассо, который создал образ-символ мира.

Стихотворение «Мост Мирабо» и «Зарезанная голубка и фонтан» - это не просто поэтические воспоминания, а дань вечной памяти, которая может сохранить человеческое в человеке, несмотря на ее одиночество в страшной действительности. Память о любимых и друзей противостоит и безудержном времени, и всем разрушительным силам, стремящимся разорвать связи человека с миром.

Несмотря на эхо печали и мировой скорби, поэзии Аполлинера проникнуты верой в светлое, нетронутое, вечное...