|
НОССАК Ганс Epix
(1901 - 1977)
НОССАК Ганс Epix - творчество писателя
НОССАК Ганс Epix (Nossack, Hans Erich - 31.01. 1901, Гамбург - 02.11.1977, там же) - немецкий писатель.
Родился в семье богатого гамбургского коммерсанта, после окончания классической гимназии в Гамбурге изучал философию и юриспруденцию в Йене. В 1922 г., не закончив обучение, покинул университет, работал рабочим на фабрике, продавцом, журналистом, а после захвата фашистами власти в стране, чтобы не привлекать к себе их внимания, пошел служащим в торговую фирму своего отца. После его смерти в 1945 г. возглавил фирму, работая одновременно консультантом в издательстве. С 1956 г. целиком отдался литературному творчеству.
Первые литературные попытки Носсака приходятся еще на начало 30-х pp., но, начиная с 1933 г. - года фашистского путча, его публикации были отклонены, поскольку оказались несовместимыми с нацистской идеологией, а сам писатель был обречен на долгие годы молчания. Более того, даже те немногие произведения, которые Носсак писал в этот период в «ящик стола», были уничтожены во время бомбежки и пожара Гамбурга в 1943 г., за исключением двух пьес, вышедших уже после окончания Второй мировой войны: «Каїнове племя» («Die Rotte Kain», 1949) и «Главная репетиция» («Haupiprobe», 1956).
Писательской славы Носсак зажил во второй половине 40-х pp., после публикации романа «Некійя» («Nekyia», 1947), сборника «Стихотворения» («Gedichte», 1947), сборника рассказов и повестей «Интервью со смертью» (1948). Первые произведения Н. были навеяны попытками осмыслить горький опыт вчерашнего прошлого - фашизма и Второй мировой войны. Носсак рассматривает войну как всемирную катастрофу, мысль о которой вызывает у него чувство вины и «преданного прошлого», что их писатель пытается осмыслить в образах символического и мифологического звучания.
В повести «Гибель» («Der Untergang»), которая вошла в сборник «Интервью со смертью», речь идет о бомбардировке Гамбурга в 1943 г., очевидцем которого Носсак был. Картина реального бомбардировки метафорически усиливается и гиперболизируется, постепенно перерастая в символический образ апокалиптической катастрофы, в которой гибнет весь мир, а человек остается один на голой земле после всепланетной пожара. Как замечает А. Карельский, «образ «конца мира» и образ одинокого очевидца, «который выжил», «уцелел», становятся основополагающими структурными компонентами художественного мира писателя, словно двумя выходными точками внутренней топографии этого мира».
Апокалиптической символикой, связанной с мифологическими ассоциациями, пронизан и роман «Некійя» (в пер. с давньогр. некійя - принесение жертвы мертвым), главный герой которого во сне попадает в царство мертвых. Во время своего первого путешествия он оказывается в каком-то мертвом городе, которое, очевидно, символизирует собой вчерашний день, день катастрофы. Общаясь с тенями мертвых, бывшими жителями этого города, он приходит к выводу, что город погиб за свою слепую веру в возможность рационального постижения смысла бытия. Следующая путешествие героя интерпретирует песню XI «Одиссеи», где говорится о нисхождении Одиссея в Аид и его встреча с матерью. И снова писатель пытается оспорить постулаты рациональной логики, разрушительный мужской стержень, противопоставляя ему мирное женское начало как единственную возможность обновления человечества. К интерпретации в духе екзистенціалістської философии сюжетов античных мифов Носсак обратился и в других произведениях этого периода, в частности в новеллах-притчах «Орфейі...» («Orpheus und...», 1948), «Кассандра» («Kassandra», 1948) и др. Среди признаков, которые сближают художественный мир Н. с философией экзистенциализма, критики выделяют атмосферу «бытия в смерти», образ героя, находящегося на грани двух миров и идет «учиться до смерти», представление о «интервью со смертью» как единственный источник истинного знания.
Мотивами пессимизма, разочарования в человеке, которую ничему не научили горькие уроки прошлого, пронизанные и романы Н. 50-60-х pp.: «He позднее ноября» («Spatestens im November», 1955), «Спираль» («Spirale», 1956), «Младший брат» («Der jlimgere Bruder», 1958), «После последнего восстания» («Nach dem letzten Aufstand», 1961), «Завещание Луция Эврина» («Das Testament des Lucius Ewinus», 1965), «Дело Д'Артеза» («Der Fall d'Arthez», 1968), «Неизвестному победителю»(«Dem unbekannten Sieger», 1969).
В романе «Не позднее ноября» изображена история трагической любви жены респектабельного западногерманского промышленника Марианны Хельдеген и писателя Бертольда Мьонкена, поданная на фоне дантівської истории Франчески и Паоло. Поступок Марианны - это не банальная супружеская измена, наоборот, это попытка женщины вырваться из стерильного, великосветской жизни в сферу экзистенциального, «негарантированного», по словам самого автора, бытия. Роман Носсака может быть интерпретирован как произведение об утрате иллюзий, о невозможности счастья в мире, лишенного «человеческого лица». Аналогичную тематику Носсак нарушает и в романе «Спираль», герои которого стремятся переступить черту екзистенцій-ного инобытие. Юноша Карлос Хеллер, главный герой романа «Младший брат», выступает своеобразным символом авторской идеи высшего познания, прежде всего - познания потенциальных возможностей своего «я», «своей потерянной, так и не зреалізованої экзистенциальной чистоты, не загрязненной одними компромиссами с повседневностью». В романе «После последнего восстания» Носсак опровергает концепцию исторического оптимизма: «Когда последнее восстание закончилось, быстро выяснилось, что оно было неудачным, поскольку восставшие стремились к тому же, чего желали и те, против кого они восставали: власти». Роман Н. «После последнего восстания «приобретает форму философской притчи, что свидетельствует горький опыт революционных потрясений XX века. В романе «Дело Д'Артеза» Носсак противопоставляет бесперспективности революционных попыток изменения мира отдельными героическими личностями, способными на самопожертвование.
В двух последних романах 70-х pp. - «Украденная мелодия» («Die gestohlene Melodie», 1972) и «Счастливый человек» («Ein gliicklicher Mensch», 1975) Носсак продолжает разрабатывать традиции жанровой формы романа-притчи, интерпретируя в духе екзистенціалістської философии мифологические образы и сюжеты.
В. Назарец
|
|
|