ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Гуманистический пафос этика добра и любви к людям в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Поиски добра и справедливости... Они смущают умы, разжигают страсти. В столкновении разных идей и убеждений художники пытаются найти высшую правду, ту единственно правильную идею, которая может стать общей для всех людей.

Поиски справедливости иногда заводили Федора Михайловича Достоевского в беду, заставляли выступать против собственных более ранних убеждений. Но в наиболее сложные для писателя и всего народа годы он продолжал искать пути освобождения человечества от страданий, которые несет с собой антигуманный строй.

В романе «Преступление и наказание» отражено два мира. Один мир - город богатый, другой - бедный, о котором и пойдет речь в произведении. Именно там страдают люди.

Достоевский показывает, что душный город, грязь и теснота способствуют ощущению духовного одиночества людей. И поэтому люди относятся друг к другу с недоверием, завистью и ненавистью.

Герои произведения попадают в ситуации, которые не подлежат никаким правилам. Если бы Соня Мармеладова не пошла на улицу - умерли бы с голода ее родные. Сестра Раскольникова, Дуня, соглашается на брак с циником Лужиним, чтобы дать возможность брату Родиону закончить университет. Для обеих героинь добро в отношении к ближним становится злом в отношении к себе. Однако обе они способны на самопожертвование. Недаром Солнышка дарит Раскольникову «простонародный» крестик. Ведь путь обновления героя - признания народной веры, носителем которой является Соня Мармеладова. Судить героя может только она. Судить любовью, чувствительностью и взаимопониманием. Подтекстом автор высказал идею, что людей спасет братское отношение друг к другу.

А насчет Дуни, то она и Разуміхін почти не вспоминают о Боге, их гуманизм сугубо земной, а к «наполеоновской теории» они относятся так же негативно, как и Соня.

Даже страж общественного строя Порфирий Петрович является человеком гуманным, потому что пытается спасти общество не столько от преступников, сколько от теорий. Гораздо порядочнее, чем Раскольников, выступает Свидригайлов, потому что в нем пробудилась совесть. Поэтому он спас от голодной смерти детей Катерины Ивановны, вытащил из грязи и стыда Соню, оставил деньги для своей невесты, чтобы защитить ее от возможного падения. Своим самоубийством Свидригайлов доказывает Раскольникову невозможность иного пути для человека, нарушившего моральные принципы общества: «Понимаю, какие вопросы у вас в ходу: нрав-чувственные, что ли? Вопросы гражданина и человека? А вы их побоку: зачем они вам теперь-то? Хе, хе! Затем, что все еще гражданин и человек? А когда так, то и соваться не надобно: нечего не за свое дело браться».

Проявления доброты свойственны даже дурнуватому Лебезятникову, который заступился за Соню без малейшей личной заинтересованности, даже рискуя перед хозяйкой и соседями своей репутацией тихого жильца, потому что этому персонажу не свойственны ни подлость, ни ложь, ни низость.

Более девяноста персонажей в романе Достоевского. В чертах каждого из них, главных или эпизодических, можно найти множество положительных черт, изувеченных обществом.

Но в борьбе с этим обществом формируются фигуры Разумихина и Дуни, к которым можно полностью отнести слова Федора Достоевского: «Уже подрастает поколение, которое будет гуманно, человечно и великодушно».