БЕРТОЛЬТ БРЕХТ
МАТУШКА КУРАЖ И ЕЕ ДЕТИ
Хроника из времен Тридцатилетней войны
1
Весна 1624 года. Командующий Уксеншерна вербует в Даларне войско для похода на Польшу. Вербовщик и фельдфебель разговаривают на пути у моста о том, что «мир - это беспорядок. Только война творит лад. Мирного времени человечество переводится палато. И люди, и скот развращаются крайне. ... Всякое доброе дело начинать тяжело, так и войну. Зато уже когда розбуяє, не сдержишь. Тогда люди начинают бояться мира, как игроки конца игры, так же придется подсчитать, сколько они проиграли».
Появляется фургон, который тянут два парня, а на нем сидят матушка Кураж и ЕЕ немая дочь Катрин. Матушка Кураж поет песню о том, что они лавочники и без их товаров солдаты не смогут воевать. Выясняется, что настоящее имя этой женщины-Анна Фирлинг, а матушкой Кураж ее прозвали после того, как она, «боясь разорения, под пушечным огнем выехала из Риги с полусотней хлебов в фургоне. Хлеб уже начал цвести...», поэтому женщине нужно было спешить.
Кроме Катрин, матушка Кураж имеет и двух сипов. И все ее дети - от разных мужчин. Этот, например, Ейліф Койоцький. Его отец всегда твердил, что он Койоцький то Мойоцький... сообразительный, весь в папеньку; то было так ловко стянет штаны с крестьянина, что бедняга ничего и не заметит». Меньший сын зовется Швейцеркасом, потому что отец у него был швейцарцем. А вот фамилию парня Фейош, но от совсем другого мужчины, венгра. А дочь имеет фамилию Гаупт, ибо наполовину немка.
Фельдфебель глаголет, что оба сына Кураж лучше подходят для военной службы. И отрицает, что они не пригодны для военного ремесла, и прибегает даже к гаданиям на бумаге, чтобы фельдфебеля пошить в дураки, но все бесполеВНО. Вербовщик забирает Ейліфа, к тому же парень и сам не против пойти с ним, пока матушка Кураж торгуется с фельдфебелем за какие-то пряжки.
2
В 1625-1626 годах мамаша Кураж колесит дорогами Польше в обозе шведской армии. Возле крепости Вальгоф она встречает Ейліфа. Командующий поздравляет Ейліфа с подвигом: тот, чтобы не платить крестьянам за волов, которых солдаты решили забить для своего обеда, изрубил четырех крестьян на куски. Командующий вполне одобряет такое поведение своего солдата: «Значит, ты их порубил. Что же, хорошо сделал, моим бравым воякам будет что перекусить. Разве в Писании не сказано: «Что причинил ты наймізернішому из братьев моих, то причинил ты мне»? Ты обеспечил им хороший мясной обед...»
Матушка Кураж слышит этот разговор и сердится: «Этот командующий, видимо, очень плохой, потому что ему нужны отважные солдаты... И вообще, где уже прибегают к высоких добродетелей, там что-то не в порядке. ...В хорошей стране нужны никакие добродетели, все могут быть простыми себе людьми, не очень умными...»
Ейліф затягивает песню про женщину и солдата, мать ее подхватывает, они с радостью узнают друг друга. Но потом Кураж дает сипу звонкую пощечину, не за то, что он захватил волов, а за то, что «не сдался в плен, когда на тебя напали четверо и хотели порубить на капусту! Разве я не учила тебя беречься! Финский чортяко!»
С
Через три года матушка Кураж вместе с остатками Второго Финляндского полка попадает в плен. Швейцеркас служит в этом полку военным казначеем, потому что он «честный и не такой храбрый», как Ейліф.
Матушка Кураж разговаривает с красивой девушкой Иветтой Потье, которая рассказывает историю своей любви. Девушке было семнадцать лет, когда она полюбила полкового повара Питера-с-люлькой, врага. Полгода они занимались любовью, потом враги ушли, Иветта уехала вслед за своим поваром, но больше уже никогда его не видела. Матушка Кураж не хочет, чтобы эту историю слушала ее дочь, потому Катрин - девушка «не такая милая, как порядочный».
Матушка Кураж разговаривает со священником и поваром о политике. Кураж перекопана, что «большие папы говорят, будто они ведут войну только ради страха Божия, только за добрые и хорошие дела. А как присмотришься поближе - и они вовсе не такие олухи, а воюют ради своей выгоды. Если бы не выгода, то и маленькие люди, такие как я, не хотели бы знать войны».
Вдруг раздаются пушечные и ружейные выстрелы. На полк напалм католики. Матушка Кураж мажет пеплом лицо Катрин, чтобы сделать ее непривлекательной для солдат врага, и помогает священнику переодеться, чтобы католики не узнали в нем пастора.
Прибегает Швейцеркас со шкатулкой, в которой находится полковая касса. Мать советует ему выбросить ящик, потому что «кончилось твое скарбникування». он хочет спрятать деньги в фургоне матери, но и кричит: «Не дал тебе Бог ума! Они же повесят пас всех трех!» Но, в конце концов, прячет деньги в фургоне.
Через несколько дней обеспокоен Швейцеркас решает перепрятать ларец в кротячій время возле реки. Но его видят фельдфебель и одноглазый шпион из войска католиков. Они задерживают Швейцеркаса и начинают допытываться, где тот спрятал деньги. Чтобы спасти своих родных, Швейцеркас говорит, что не знает пи матушки Кураж, ни Катрин. Его выводят. Мать узнает, что сына хотят казнить за те деньги, и пытается придумать, где их взять, чтобы спасти Швейцеркаса.
Появляется Иветта с новым любовником, полковником. Она согласна купить фургон Кураж, но та согласна только отдать его в залог. В конце концов женщины договариваются, и Иветта хочет осмотреть фургон, взяла в залог. Кураж волнуется: «Теперь не время осматривать фургон, хотя он и твой. Ты обещала мне поговорить с фельдфебелем о моем Швейцеркаса. Нельзя терять и минуты. Я слышала, что за час он станет перед полевым судом. ... Беги и не иди на поводу у, ведь речь идет о жизни».
Иветта возвращается с известием, что «они соглашаются только на двести. И это надо сделать немедленно. Лучше всего мне пойти сейчас же с одноглазым до моего полковника. Он признался, что шкатулка была у него... Но он бросил ее в реку, когда заметил преследователей».
Но матушка Кураж готова заплатить только 120 гульденов, потому что ей же надо самой на что-то жить и тянуть Катрин.
Католики не согласились на такое предложение, и вот-вот должен прозвучать барабанный бой, который означает, что Швейцеркаса казнен. Взволнованная Кураж снова отправляет Іветту договариваться: она уже согласна заплатить за сына 200 гульденов. Но поздно, Швейцеркаса расстреляли. Иветта говорит, что католики не верят, что касса действительно в реке: «Они имеют подозрение, что она здесь и вообще, что вы его сообщница. Они хотят принести его сюда,- а может, вы, увидев его, викажете себя».
Католики заносят труп Швейцеркаса, но Кураж качает головой в знак того, что не знает этого мужчину. Матушка Кураж приходит к офицерской палатки жаловаться, потому что солдаты изрубили «своими саблями все, что было в моем фургоне, и ни за что пи о что потребовали от меня пять гульденов штрафа». Писарь говорит ей, что знает, что она прятала казначея протестантов, поэтому ей лучше не жаловаться, тем более, что маркитантов в армии мало, и Кураж позволят торговать. Но Кураж хочет пожаловаться.
К офицерской палатке подходят молодой и старый солдаты. Молодой кричит, что ротмистр «украл его награду», старик пытается его утихомирить. Матушка Кураж тоже советует молодому солдату поберечь голос, ибо придет ротмистр, возьмет его в дыбы, пусть тогда шумит. Появляется писарь и приказывает всем сесть, ибо идет ротмистр. Кураж говорит: «Видите ли, что я говорила? Вы уже сидите. Да, они знают пас и умеют с нами обращаться. ... Кто сидит, не бунтует. ...Я ничем не лучше вас. Они у всех пас оптом скупили отвагу. Еще бы, я же помешала бы своей торговли, если бы потеряла послушание. Я расскажу вам что-то о великой капитуляции». Матушка Кураж поет песню о «Великой капитуляции», смысл которой в том, что «надо жить в согласии с людьми, рука руку моет, стены лбом не прошибешь. По своей постели тяни ножку!» И после этого она говорит, что передумала жаловаться.
5
Прошло два года. Война все распространяется, и фургон матушки Кураж колесит по Польше, Моравии, Баварии, Италии. 1631 год. Фургон матушки Кураж стоит в разбитом морами баварском селе. Священник приводит раненого крестьянина, чтобы перевязать ему раны полотном из фургона. Матушка Кураж утверждает, что ничего не даст, потому что должна заботиться только о себе. Катрин замахивается на мать доской, но слышит из дома детский голос, бежит туда и возвращается с младенцем. А священник тем временем достает рубашки из фургона и рвет их на полоски. Кураж отнимает у дочери ребенка, потому что уже пришла в себя после потери рубашек, и жалуется, что победа войска нанесла ей только убытки.
6
1632 года у баварского города Ингольштадт прячут императорского командующего Тилли. В маркітантському палатке матушка Кураж и Катрин переписывают товары. Матушка Кураж говорит, что ей жаль полководцев и императоров: «Они, видимо, думают, что делают великое дело и что когда-то люди будут их прославлять и ставить им памятники», но все идет насмарку из-за простой народ, который хочет лишь кружки пива и веселой компанійки и не имеет никаких высоких порывов».
Кураж спрашивает священника, не кончится со смертью командующего война, потому что ей нужно знать, делать или пи запас товаров, ведь сейчас все можно купить дешево. Священник уверяет ее, что война скоро не кончится, потому что она «удовлетворяет все потребности, в том числе и мирные, об этом уже позаботились...» Услышав эти слова, Катрин бросает на землю корзины с бутылками и убегает из палатки, потому что ей уже хочется мира: мать пообещала девушке, что когда наступит мир, и найдет себе мужа. Матушка Кураж возвращает дочь и приказывает идти в город, чтобы еще прикупить товара: «Не будь дурой, пусть война несколько затянется, то мы заработаем немного денег, и от этого мир будет еще лучше». Катрин возвращается с товаром и раной под глазом: ей пришлось защищать товар от солдат. Матушка Кураж сожалеет, что учила дочку защищать товар, даже ценой собственного здоровья: «Теперь она напівпропаща. Замуж теперь не получится, а она же так любит детей. Она и онемела через войну, еще в детстве какой-то солдат напихал ей чем-то рот. Швейцеркаса я уже никогда не увижу, а где теперь Ейліф, Бог знает. Хоть она запалась, эта война!»
7
Мамаша Кураж на вершине своей торговой карьеры. Втроем - священник, Кураж и Катрин - тянут путем повой фургон, увешанный новым же товаром. Матушка Кураж говорит: «Не порицайте войны, я не позволю. Говорят, она уничтожает слабых, но они и в мирное время погибают. Зато своих людей она кормит лучше»,- и в подтверждение своего мнения поет песню о том, что «как для войны не имеешь силы, то победы не увидишь ты».
8
В битве под Лютценом погибает шведский король Густав Адольф, и вроде бы война должна кончиться. Матушку Кураж это известие застает в бивуаке, взволнованная женщина: «не Хватало мне только, чтобы мир взорвался, когда я накупила нового товара».
Приходит повар, матушка Кураж расспрашивает о своего старшего сына Ейліфа. Повар отвечает, что Ейліф должен скоро прийти, а самой Кураж советует бежать на базар и быстро распродавать накуплений товар.
Появляется Иветта. Теперь она - полковница Штаргемберг. Девушка узнает в повару своего бывшего любовника, Питера-с-люлькой. Иветта обеспокоена такой встречей, она говорит матушке Кураж, что Питер «худший из всех бездельников, которые шлялись фламандским побережьем. Сколько у него пальцев на руках, стольких женщин он сделал несчастными. ... Аж удивление берет, как такой маленький человек мог когда-то сбить меня с толку! Только благодаря моей счастливой звезде я сумела снова подняться». Вместе с Кураж они идут на базар.
Вооруженные солдаты вводят Ейліфа, он бледен как мел, а на руках у него наручники. Выясняется, что парня ведут на казнь, ибо он ворвался в крестьянский дом и убил хозяйку. Священник замечает, что «во время войны его за это звеличали ... тогда это считали за геройство». Ейліф хочет дождаться мать, чтобы увидеться с ней, но солдаты гонят его дальше.
Вбегает задихана матушка Кураж и кричит, что мир закончился, опять идет война, и надо бежать. Повар рассказывает ей, что приходил Ейліф, но скрывает, что его повели на казнь. Матушка Кураж просит повара помочь ей тащить фургон, ибо рассказ Иветты не изменила ее отношение к Питера-с-люлькой. А еще она мечтает, что скоро ей повезет увидеть Ейліфа, «он мне найлюбший из всех».
«Уже шестнадцать лет продолжается война за веру. Германия потеряла больше половины жителей. В некогда цветущих местностях свирепствует голод». Весной 1634 года возле полуразрушенной церкви повар рассказывает матушке Кураж, что получил в наследство кабак, и предлагает ей ехать вместе с ним и сделаться шинкаркою. Но повар не хочет брать с собой Катрин, потому что «разве гостям будет приятно смотреть все время на такую уродину».
Повар и Кураж поют песню про человеческие добродетели, мудрость, храбрость, честность, доброту. Из песни получается, что те добродетели лишь мешают человеку, значит, лучше вообще их не иметь. Кураж говорит повару, что без Катрин никуда не поедет. Катрин вешает на колесо фургона старые повару брюки и мамину юбку и собирается уйти. Матушка Кураж задерживает ее и говорит, что отказала повару не за дочь, а через свой фургон, без которого уже не представляет своей жизни. Кураж и Катрин впрягаются в фургон и везут его прочь.
10
В течение 1635 года матушка Кураж и Катрин ездят путями Средней Германии за ободранным войском. Проезжая мимо одну крестьянскую избу, они слышат песню:
«Была красивая роза
У нас в садике малом.
Да, тот цветок прекрасный
Сажали мы недаром.
Как хорошо иметь собственный.
Хоть небольшой, дом».
Матушка Кураж и Катрин, остановившись, слушают эту песню, а потом тянут своего фургона дальше.
11
В январе 1636 года императорское войско грозит протестантскому городу Галле. Ободранный фургон матушки Кураж стоит возле крестьянской избы с огромной соломенной крышей.
Из рощи в дом заходят трое солдат и прапорщик. им нужен проводник, чтобы показал дорогу до города. Крестьяне отвечают, что не знают тропы, но солдаты угрожают порубить скот семьи. Тогда молодой крестьянин соглашается провести врагов к городу. А его родители обсуждают, что произойдет в городе, когда туда вдеруться солдаты. Из-за фургона выходит Катрин, крестьянка говорит ей, что теперь им осталось только молиться: «Молись, бедная худобинко, молись! Мы никак не можем предотвратить кровопролитие. Хоть ты не можешь говорить, и можешь молиться. ... Отче наш, сущий на небесі, услышь молитву нашу, не дай погибнуть городу, не погубляй тех, которые сейчас спят и ничего не ведают. Збуди их, пусть встанут они, пусть залезут на стены и увидят солдат, что вот идут на них среди ночи с пушками и копьями... Отче наш, услышь нас, только Ты можешь помочь... мы бессильны. И у нас нет копий и другого оружия, мы не можем решиться...»
Оказывается, что в этих крестьян в городе живет дочь с зятем и четырьмя детьми, младшему еще нет двух лет. Растеряна и растрогана услышанным, Катрин забирает из фургона барабан и лезет по лестнице на крышу дома. Там она начинает бить в барабан. Крестьяне приходят в ужас и начинают кричать Катрин, чтобы она прекратила барабанить, ибо придут католики и переколють всех копьями. Но Катрин продолжает барабанить. Появляются прапорщик с солдатами и молодым крестьянином. Католики пытаются утихомирить Катрин то лаской, то угрозами, а старый крестьянин начинает рубить дрова, чтобы отвлечь внимание жителей города. Крестьянка предлагает крушить фургон, парень несильно ударяет по фургону. Но вдруг кричит: «Барабань еще! А то все погибнут! Барабань еще... барабань еще...» Солдат бьет парня копьем. Катрин продолжает барабанить, и в конце концов солдаты стреляют в девушку из ружья. Катрин делает несколько последних ударов и падает. Но здесь хлопают грохот городских пушек. Немая Катрин добилась своего разбудила город.
12
Матушка Кураж сидит возле фургона над своей убитой дочерью. Крестьянин пытается прогнать ее. Кураж поет мертвой Катрин колыбельную песню:
«Люли-люли, ты не знай Горя и надругательства.
В Польше первый сын погиб, Кто знает, где мой второй?»
Крестьянин спрашивает, есть ли еще в матушки Кураж родные. И отвечает, что есть сын Ейліф. Крестьянин советует ей разыскать сына, а Катрин они похоронят сами как следует. Матушка Кураж дает им деньги на похороны. Крестьяне с поклоном жмут ей руку и выносят Катрин. С барабанным боем проходит полк. Матушка Кураж впрягается в фургон и кричит солдатам, чтобы они взяли ее с собой, потому что ей надо торговать дальше. Звучит песня:
«Эй, христиане! Тает снег! Мертвецы вкушают супокій. И каждый, кто еще не пал, Встает, чтобы отправиться в бой».
|
|