|
НЕМАЯ ЮШІДЖ
(1897 - 1960)
НЕМАЯ ЮШІДЖ - творчество писателя
НЕМАЯ ЮШІДЖ (автонім. Али Есфендярі - 1897, с. Юш, Иран - 06.01.1960) - персидский поэт.
Немая Юшідж - самая значительная фигура в литературном процессе Ирана XX в. Он стоит у истоков развития всех современных школ и течений персидской поэзии. Немая Юшідж - основоположник и создатель нового направления в иранской поэзии. Он утвердил новый взгляд на действительность, ввел новую систему изобразительных средств и нормативы свободного стиха.
Немая Юшідж (при рождении его назвали Али) родился в с. Юш, расположенное в горной части Мазендерану. До 12 лет жил среди кочевников, а первым его учителем был сельский мулла, который учил его Корану и фамоті за письмами сельских жителей. Основное воспитание и образование он получил дома. Отец брал сына с собой в горы, где научил его езде и стрельбе из лука. Дома он занимался с ним арифметикой и письмом. Мать читала сыну классиков, прививая ему любовь к поэзии. В дальнейшем, когда Н. поселился в Тегеране, он учился сначала в медресе, а затем во французском колледже Сен Луи. Здесь Немая Юшідж освоил европейские языки, много читал по-французски. Позже он признавался, что знакомство с французским языком открыло перед ним новый мир. Персидскую литературу в колледже преподавал известный поэт низам аль Вафа, который разглядел в юноше поэтический талант и стал его первым наставником. В 1927 p. Немая Юшідж женился на дочери известного журналиста, издателя сатирического журнала «Суре Есрафіл» Мирза Джахангир-хана. С 1931 по 1933 г. он преподавал персидскую литературу в средней школе, с 1937 по 1940 г. сотрудничал в журнале «Музыка».
Первое значительное произведение Немая Юшіджа - романтическая поэма «Выгорела история» («Кессейерангпаріде», 1921), второй - поэма «Легенда» («Афсане», 1922), которая сделала его знаменитым. Потом он написал поэмы «Тюрьма» («Махбас», 1923), «Семья солдата» («Ханевадейе сарбаз», 1926), знаменитые стихи «О ночь!» («Эй шаб») и «Собиратель колючек» («Харкан»).
Со 2-й пол. 20-х гг. для поэта наступил трудный период поисков себя, смысла жизни, который длился почти до конца 30-х pp. Немая Юшідж много путешествовал, перебираясь из города в город. И лишь в 1937 г. он поселился в Тегеране как сотрудник журнала «Музыка», где впервые после долгого перерыва начал публиковать свои стихи и цикл статей. Стихи Немая Юшіджа пределы ЗО-40-х гг. изменили представление иранцев о поэзии. В статьях он изложил свое осмысление эстетических и философских проблем поэзии и искусства в целом, отталкиваясь от опыта писателей и мыслителей Запада и Востока. Эти его заметки составили впоследствии книгу «Цена чувств» («Арзеше ехсасат», 1956) - своеобразный первый манифест, в котором декларировались взгляды основоположника нового движения, в частности, на персидскую поэзию, необходимость и способы ее обновления. Немая Юшідж выразил потребность времени в выходе персидской поэзии на мировую арену и привлечение ее к тому раВНОобразие способов самовыражения, которое существует в западноевропейской поэзии.
Как считал Немая Юшідж, канонизирована форма персидской поэзии оказалась тормозом для ее дальнейшего развития и мешала восприятию и адаптации новых методов художественного самовыражения. Творчество Н. Ю. тяготеет к модернизму. На формирование особенностей мировоззрения художника несомненное влияние оказала традиционная суфийская философия, а также его увлечение французской поэзией XIX-XX вв. Обращение к модернизму помогло Немая Юшіджі преодолеть традиционные каноны.
Уже в начальный период творчества, в 20-х pp., Немая Юшідж настойчиво искал новый стиль. Его произведения этих лет сочетают особенности различных художественных систем. «Выгорела история» - поэма в форме меснаві - воспроизводит романтическую ситуацию и романтический характер героя. Молодой человек приезжает в город и, мечтая быть полезным людям. сталкивается с несправедливостью, непониманием и пренебрежением. Он решает уйти от людей и уединиться в горах. Особенностью этой поэмы стал постепенный переход от символического плана к реальному: мотивы любовной тоски, коварства любимого перемежаются прямыми, незавуальованими сентенциями, в которых высказывается недовольство социальной жизнью. Язык поэмы ідіоматична и приближена к разговорной. Следующая романтическая поэма - «Легенда» - вызвала чрезвычайно глубокий резонанс в литературных кругах. Многие литературоведы Ирана считают это произведение первой ласточкой «ше'ре ноу» («новая поэзия»). Новаторской прежде всего есть форма: поэма написана п'ятивіршем с раВНО-римованими четырьмя строками и пятым нерифмованным. «Легенда» - лирическая поэма о переживаниях влюбленного поэта, написанная в форме диалога между лирическим героем и любимым Афсане. Философичность за отсутствия дидактики и глубокий лиризм придают поэме той новизны, которая выделяет ее среди всего созданного ранее в персидской литературе.
Образ влюбленного поэта имеет много традиционных романтических рис - страдание, неудовлетворенность и разочарование. Он пытается осмыслить тайны бытия и смысл своего существования и назначения, который видит в бессмертии искусства:
Тот, кто давно ходит в грубой одежде
из шерсти.
Творит бессмертные мелодии.
Влюблен, всю свою жизнь
В неведении, ходя в одежде легенды,
Обманывает самого себя.
Наибольшее влияние на мировоззрение и творчество поэта в 40-х pp. произвели сюрреализм и экзистенциализм. Из сюрреалистических приемов Немая Юшідж широко использовал фрагментарность текста, эффект неожиданности, отчужденность образов, несоответствие формы произведения его содержанию. Важно, что эти приемы обеспечивали самое главное - плюрализм в смысловом толковании. Этот плюрализм и стал одной из важнейших особенностей «ше'ре ноу» в противовес каноническому толкованию сюжета, темы, мотива, образа.
Со временем Немая Юшідж отошел от формального использования сюрреалистического письма, все больше склоняясь к философии и эстетики экзистенциализма. В стихах 40-х pp. («Мой буджахль» - «Буджахле ман», «Возвращение мандрівця» - «Базгардане тает саргаште», «Птица печали» - «Морге гам», «Мое сияние» - «Табнаке ман», «Крук» - «Гораб», «Лунный цветок» - «Голое махтаб» и др.) поэт словно нащупывает основные черты отношение лирического героя к действительности, то круг переживаний и жизненных ситуаций, в которых отражались противоречия эпохи.
Стихотворение «Птица печали» - один из шедевров «ше'ре ноу». В нем наиболее ярко воплотились некоторые особенности обраВНОго строя и творческого метода поэта в целом, связанные с преодолением традиционной поэтической условности, обращением к модернистской техники и созданием «нового видения». Основная идея стихотворения - проблема «поэт и действительность», которую Немая Юшідж рассматривает сквозь призму внутреннего мира своего лирического героя:
На этой стене печали, словно столб дыма,
Извечно сидит птица с распростертыми
крыльями.
Иногда голова его содрогается, словно в такт
Грустным мыслям, что заполонили его.
Его лапы обожжены,
Погруженные в пепел.
Он смеяться умел.
Но теперь печаль - его сущность...
Воплощенная печаль, он ежесекундно горько вздыхает.
Вглядывается в мрак моих глаз,
Именно меня в темноте смотрится на пути...
В надежде утра будем разговаривать
один с одним.
Из золотистого пыли рассвета витчемо коконы
вокруг собственных тел.
Я - руками, он - своим пением
что-нибудь и создадим.
Сюжет стихотворения развивается в двух планах - аллегорическом и исповедательно-личностном. В последних строках - кульминация и развязка; здесь сочетаются обе темы, происходит наложение образов лирического героя и птицы печали: аллегорический план сливается с личностным.
40-е гг. отличаются раВНОплановостью творческого метода Немая Юшіджа: его модернистские искания в поэзии уравновешиваются романтической и реалистической тенденциями. Во 2-й пол. 40-х гг. появляются такие стихи, как, например, «О люди!» («Эй адамха!»), «Кукуріку»(«Кукаліку»), где четко прослеживается авторская мысль, до минимума сведены алогизмы и абсурдные образы. Из модернистских школ в этот период Немая Юшідж больше всего привлекал экзистенциализм.
Стихотворение «Пери» («Перійян», 1941) демонстрирует развитие романтизма в поэзии Немая Юшіджа, который прослеживается на протяжении всего творческого пути поэта, начиная с «Легенды» и заканчивая «Манелі» (это последнее значительное произведение поэта, написанный на сюжет японской сказки). Сюжет «Пери» основывается на мифе. Образы пере романтично совершенные. Они олицетворяют музу, вдохновение, мечту; их души неподвластны звабі зла:
Сокровища этого мира
Не манят
Отшельниц: на морском побережье они
Свою печальную мелодию
Не перестанут петь.
Дальнейшая разработка поэтических принципов Немая Юшіджа прослеживается в творчестве целой плеяды поэтов, которые пришли в иранскую литературу в 50-х pp. Каждый из них, прежде чем стать индивидуальностью, прошел школу Немая Юшіджа, или школу «ше'ре ноу». Это признают все поэты, поскольку другого пути у них не было.
По М. Ніколаєвською
|
|
|