ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

НЕЗВАН, Витезслав

(1900 - 1958)

НЕЗВАН, Витезслав - творчество писателя

НЕЗВАН, Витезслав (Nezval, Vitezslav - 26.05.1900, с. Біскоупки - 06.04.1958, Прага) - чешский писатель.

Незван традиционно называют создателем новой чешской поэзии. Высокие достижения его творческого наследия признаются широким читательским целом. Он считал себя поэтом, который учит понимать обыденное в контексте вечности, сознавать свое человеческое предназначение, воспринимать себя как часть Вселенной. Поэтому в его произведениях сочетаются историческая конкретность и философский подтекст, реальный мир и богатство фантазии. По словам Незвала он мог «сниматься в небеса на своих поэтических крыльях», но потом опять возвращался на землю», которая давала ему вдохновение:

Не знаю, что произойдет за полгода,

не знаю, что станет до года.

Одно только знаю: лоза конец потока

прекрасная, как пражское барокко.

(«Не знаю», пер. В. Житника)

Родился Незван в семье сельского учителя в селе Біскоупки на Чешско-Моравской возвышенности. Будущий поэт гордился тем, что дед по отцу и дядя были квалифицированными ливарями, а сельский род матери был в почете в округе за чулість и справедливость.

Небольшая семья Незван, в которой была еще дочь Власта, жила, хоть и скромно, но в достатке. Отец с ранних лет старался развить в детях любознательность, интерес к музыке, поэзии, сам любил книги, собирал библиотеку. Мир чешской классики окружал парня с того момента, когда он начал учиться читать. Ученик начальной школы зачитывался книгами из серии «Друг родины». Больше всего ему нравились «Потоп» и «Крестоносцы» Г. Сенкевича.

Близкой была для Незвала и природа. Цветущие сады, косогоры и поля села Шаміковіце (сюда семья переехала 1903 г.) навсегда стали для него синонимом понятия «родина». Сельское детство эмоционально связало поэта с народными обычаями, поверьями, песнями, с яркой суматохой сельских праздников.

В 1911 г. он стал учеником гимназии в г. Тршебичі, где познакомился с художественным миром Ф. Достоевского, Е. Т. А. Гофмана, Э. По, В. Гюго и др. В гимназии написал целую тетрадь стихов, но, по его мнению, они были «банальным школьным римуванням». Другой страстью Незвала-гимназиста была музыка. По собственному признанию поэта, он, вероятнее всего, стал бы композитором и музыкантом, если бы в Тршебичах можно было продолжать систематические занятия музыкой.

Во время Первой мировой войны ученик девятого класса гимназии Незван надел мундир австрийского пехотинца. Однако ему повезло прервать свою военную «карьеру»: заболев и попав в больницу, он добился освобождения от военной службы и вернулся в Шаміковіце. После войны окончил тршебицьку гимназию и поступил в Брненський университет на юридический факультет. Проучившись семестр в Брно, перевелся на философский факультет Кардового университета в Праге, чтобы углубить образование. В Праге Незван расширил представление о западноевропейскую литературу, ознакомился, в частности, с «Антология французской поэзии» в переводе К. Чапека.

Весной 1922 г. вступил в союз молодых писателей и художников «Деветсил», сторонники которой (К. Тейге, И. Волькер) разрабатывали программу пролетарского искусства. Позже эстетическая программа К. Тейге и Незвала получила новое оформление и новое название - «поетизм», который вошел в историю литературы как самая влиятельная чешская авангардистское течение XX вв. «Поетизм, - отмечал Незван в 1928 p., - это способ смотреть на мир, чтобы он стал поэтическим». По мнению писателя, поетизм стал олицетворением желание «организовать реальность так, чтобы она была способна удовлетворить поэтический голод человечества, от которого страдает наш век». Сущность метода заключалась в новом понимании сюжета и композиции в поэзии. Вместо последовательного развития поэтической идеи или жизненной коллизии - свободное развитие поэтического образа через ассоциативное мышление. Реальные впечатления «трансформируются», между ними устанавливаются метафорические связи. Все стихотворение строится как развернутая метафора. Кроме того, «поетисти» провозгласили культ духовного эпикурейства, восхищение красотой слова, что способно изменить мир. Взгляды Незвала периода поетизму изложенные в книгах эссе «Волькер» («Wolker», 1925) и «Фальшивый марьяж» («Falesny marias», 1925), сборнике «Пантомима» («Pantomima», 1924), что близка к неокласицистичних сборников М. Рыльского.

С конца 20-х гг. поэт заинтересовался тайнами подсознательных психических процессов личности, «игры чувств» и «игрой сердечных желаний». Он пытается проникнуть в глубины человеческой души, осветить ее «лучом интеллекта». Поэтому неслучайно его творчество постепенно подпадает под влияние сюрреализма. Незван импонировал поезд сюрреалистов к исследованию механизмов творчества, интуиции, подсознания, снов. Однако он всегда подчеркивал второй части термина «сюрреализм»: в сумерках потустороннего мира искал ключи для понимания реальности. «Никакой надреальности в трансцендентному смысле мы не признаем, - писал Незван. - Наша так называемая «надреальність» («сюр» с французского означает «над») является синтезом реальности. Мы за самое правдивое и полное постижения диалектически понятной и благоприятной реальности».

На рубеже 20-30-х гг. поэт создал чешский вариант сюрреализма. Согласно его концепции, настоящие сущность и стремление человека, не искаженные влиянием общества, содержащихся в эмоциональной, стихийной, подсознательной сферах психики, в поэтической фантазии, детском мировосприятии и т.д. Поэтому задача писателя - раскрывать тайны духовной жизни человека, освобождая ее чувства и переводя их из сокровенного плана в реальный.

В марте 1934 p. Незван основал в Праге группу сюрреалистов (К. Библ, И. Штирський, Туайя, К. Тейге), заключил манифест «Сюрреализм в ЧСР где поддержал программу французского сюрреализма. Круг произведений сюрреалистического содержания в Незвала 30-х гг. достаточно широкое: это его прозаические книги «Невидимая Москва» («Neviditelna Moskva» 1935), «Улица Жилое-Нер» («Ulice Git-lecoeur 1936), «Пражский пешеход» («Prazsky chodec» 1938); поэтические сборники «Женщина во множественном числе» («Zeru v mnoznem cisle», 1936), «Абсолютный могильник» («Absolutni hrobaf», 1937) и др. Незван много переводил с А. Бретона и П. Элюара, настойчиво предлагал сюрреалистический тип обраВНОсти в составленной антологии «Современные поэтические направления», (1937) и др.

В 1938 г. Незван из политических соображений отошел от сюрреализма. Годы фашистской оккупации Чехословакии поэт переживал вместе с: своей страной. Он не воспользовался предоставленной ему возможностью эмигрировать. С усилением режима оккупации его произведения перестали печатать. Стихи, написанные в 1941 - 1945 гг., вышли в свет уже после освобождения страны. В годы оккупации Незван впервые в своей жизни обратился к живописи, обнаружив в этой области искусства незаурядные способности. В 1944 г. Незвала арестовало гестапо, но вскоре его отпустили, поскольку не удалось собрать компрометирующий материал.

Яркая индивидуальность лирического «я» Н отразилось в сборниках стихов как раннего ( «Мост» - «Most», 1922), так и зрелого («Прага с пальцами дождя» - «Praha s prsty deute», 1936: «Женщина во множественном числе», 1936 и др.) периодов творчества. В частности, поэзии «Осень», «Из сказки» является эмоциональным откликом, который оставила в душе поэта конкретное событие, указана лишь мимоходом. При всем погружении в свой внутренний мир Незван связан с действительностью, переполнен ею («Хоругвь», «Плотник», «Утеха», «Страсти» и др.). Но действительность часто домислюється ним в сказочно-фантастическом плане. Поток реальных впечатлений поэта проходит через воображение и, нагромождая метафоры, создает подтекст.

Самые яркие и радостные цвета появляются в стихах на сельские темы («Вечерняя», «Весенняя» , «Сострадание»). Здесь село - не островок, а земля обетованная, где поэт ощущает радость бытия, спасаясь от беспокойного мира. Как и П. Тычина («Солнечные кларнеты»), Незван пытался «усилить» эмоциональную выразительность стихов музыкой, ища новые ритмы и мелодии, образные и ассоциативные ряды:

Прощай Когда эти слова последние свидетели

Счастье остается хоть памятка которая

Немножечко лицемерная языков запах дождинки

Как открытка простая языков платочек легкая...

Прощай Когда мы должны расстаться

Что же тем хуже надежды ничто не оживит

Хотим встретиться не розлучаймось сейчас

Прощай и платочек Судьба так велит

( «Прощай и платочек» , пер. Г. Кочура)

В 1953 p. Незвала наградили Золотой медалью Всемирного Совета Мира за поэму «Песня мира» («Zpev miru», 1950). В 1956 p. H. выступил с докладом «О некоторых проблемах современной поэзии» на II съезде Союза чехословацких писателей, где обосновал место чешской литературы в мировом литературном процессе.

Незван умер бы апреля 1958 г. от сердечной недостаточности, которую повлекло за собой воспаление легких. Лишь за неделю до того дня поэт вернулся из путешествия по Италии, был полон впечатлений и планов, но новые книги стихов уже остались ненаписанными.

Украинский язык отдельные произведения Незвала перевели А. Павлюк, П. Тычина, М. Рыльский, М. Бажан, А. Малышко, Г. Кочур, Есть. Дробязко, В. Житник, П. Перебейнос и др.



По А. Николенко