ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

НЕРУДА Ян

(1834 - 1891)

НЕРУДА Ян - творчество писателя

НЕРУДА Ян (Neruda, Jan - 09.07.1834, Прага - 22.08. 1891, там же) - чешский писатель.

Ян Неруда родился в Праге. Его отец был отставным солдатом, держал лавочку, которая почти не приносила доходов. Детские и юношеские годы Неруда прошли в одном из самых живописных районов Праги - Малой Стране, которую он затем неоднократно будет изображать в своих произведениях. Начальное образование Н. получил в Пражской академической гимназии. На то время это была единственная гимназия, где разрешалось преподавание на чешском языке. Директором этой гимназии был известный писатель-драматург В. Кліцпера, который пытался воспитывать в своих учениках патриотические чувства. Под его влиянием Неруда заинтересовался литературой и попробовал писать сам.

В 1853 году Неруда поступил в Пражский университет. Сначала он учился на юридическом, а затем на философском факультетах, усиленно изучая язык и литературу. После окончания университета некоторое время Неруда учительствовал. С конца 50-х гг. он стал профессиональным писателем. Свою литературную деятельность Неруда начал как журналист, устроившись в 1856 г. репортером в одну из немецких газет. Одновременно он пробовал себя в поэзии: в 1858 г. вышла в свет его первый поэтический сборник, которую, однако, чешская критика встретила весьма прохладно. Неудача не разочаровала Неруда, и он продолжал совмещать карьеру журналиста и поэта и, кроме того, пытался писать и художественную прозу. Но найінтенсивнішою в эти годы была деятельность Н. как журналиста. Вместе с поэтом В. Галеком он основал в 1858 г. литературный альманах «Май» («Maj»), вокруг которого начали объединяться молодое писательское поколение, с которым связывают первые шаги чешского реализма, идейным лидером и вдохновителем которого стал Неруда. В 60-х pp. австрийское правительство разрешило печать чешской периодики. В это время Неруда сотрудничал со многими периодическими чешскими изданиями, в частности, вел рубрику «Культура» в газетах «Время», «Голос», «Народные листки». На протяжении около 20-ти лет он выступал с рецензиями на новые книжные издания, спектакли, выставки. Значительную часть своей публицистики Неруда издал в двух сборниках дорожных очерков «Парижские рисунки» («Pafizske obrazky», 1864) и «Рисунки с чужбины» («Obrazyzciziny», 1879). Остальные публицистического наследия Неруда занимает пять томов и касается самых раВНОобразных сфер чешского жизни, начиная от литературы и искусства и заканчивая юмористическими описаниями быта и нравов чехов.

Жизнь самого Неруда было небогатым на внешние события. На рубеже 60-70-х гг. он совершил путешествие по странам Европы, во время которого посетил Германию, Францию, Словакию, Далмацию. Венгрию, Италию и Ближний Восток. Жил постоянно в Праге. Его личная жизнь была неустроенным. Неруда пережил два глубоких, но неудачные любви: до Крыльца Голіновоїта известной писательницы Каролины Свєтлої. До последних дней своей жизни Неруда принимал активное участие в развитии чешской культуры, поддерживал молодых художников и способствовал их творческому становлению. Кроме большого количества литераторов, которым Неруда открыл путь в литературу, он также был первым, кто по-настоящему оценил талант знаменитого чешского композитора М. Дворжака, художник.; А. Косарека и др. В последние годы своей жизни Неруда тяжело болел и умер 22 августа 1891 г. в ресниц: 57 лет. Похоронен он в Праге, на Вишегралському кладбище.

В чешскую литературу Н. вошел не только как выдающийся публицист, но и как поэт и прозаик Поэтическое творчество Н. начинается в 1857 p.. когда вышел его первый сборник стихов под названием «Кладбищенские цветы» («Hfbitovni kviti»). Эта сборка посвящена памяти одного из друзей, который преждевременно умер. В общем, стихи сборника является типичным образцом романтической лирики. Поэт пишет о горькое разочарование в жизни, в чувствах, в любви; выражает несбыточные мечты и надежды. Новый поэтический сборник, которое вышло в свет через десять лет, называлась «Knues стихов» («Knihy versu»). Сюда вошли как новые произведения, так и лучшие стихи предварительной сборника «Книга стихов» состоит из трех частей: в первой подаются эпические стихи, во второй - лирические и лиро-эпические, а в третий - стихи, написанные как отзывы на конкретные злободневные события чешского общественной жизни. Протест против социального и национального угнетения чешского народа выражен здесь уже глубже, с большей художественной убедительностью и силой критического пафоса. Перед читателем проходит целая вервечко образов, преимущественно представителей городских низов, которые описаны в самом процессе жизни, в раВНОобразных обстоятельствах трудового быта:

Печь пылает, дед поминутно греет

Руки шерхлі, как сухая лоза.

Круг вертится, сын чамріє -

Деревянную миску вырезается.

Круг шумит себе упорно,

В внучати глаза аж горят:

«Научи меня!» - «Зачем те муки

Для твоих маленьких ручонок?»-

«Как твои будут дрожать руки,

Чтобы для тебя миску вырезать».

Печь пылает, згорбивсь дед и плачет,

Сын припал к тех старческих рук.

Круг молчит, а внук вокруг скачет:

«Папа, почему не крутится этот круг?»

(«Дедова миска», пер. Д. Чередниченко)

Важное место в сборнике занимают стихи о роли поэта и поэзии в обществе. Идеал Неруда - это поэт-гражданин, который посвящает свое творчество общественному служению. В 1878 p. Неруда издал новый поэтический сборник «Космические песни» («Pisne kosmicke»), где выделяются три тематические линии: прославление величия Вселенной, философские размышления о судьбе человечества, увлечение творческими достижениями человека, могуществом его разума, перед которым раскрываются все тайны межзвездного пространства.

Почти одновременно Неруда выступил и как прозаик. Его первый рассказ «Моему воробью» было опубликовано в 1859 г. В 1864 г. он издал сборник рассказов «Арабески» («Arabesky»), в которых первым из чешских писателей полномасштабно ввел в чешскую прозу тему города. Путешествиями Неруда странами Европы и Ближнего Востока навеяна сборник рассказов «Разные люди» («Ruzni lide», 1871). Как и ранее, писатель концентрирует свое внимание не на событиях, а на человеческих характерах. Сюжеты этих произведений, как правило, несложные, насыщенные яркими бытовыми деталями и тонкими психологическими наблюдениями. Как и в предыдущих произведениях, рассказ автора пронизана интонациями мягкого юмора.

В 1872 г. появилась повесть Неруда «Босяки» («Trhani»), посвященная жизни и труда рабочих, занятых на строительстве желеВНОй дороги. Величайшим из прозаических достижений Неруда стал сборник «Малостранські повести» («Povidky malo-stranske»), которая вышла в свет в 1878 г. Действие всех повестей происходит в одном из районов Праги - Мала Страна, откуда и название книги «Малостранські повести» - это не сборник, а тематический цикл, жанровую специфику которого определяет его переходный характер. С одной стороны, каждая из повестей - это самостоятельный, тематически и сюжетно завершенное произведение, а с другой, все повести связаны целым рядом общих рис. их объединяет не только место действия, но и тип проблематики и связанные с ней конфликты и герои, единство стилистической и идейной позиции рассказчика. Сборник состоит из 13 повестей, из которых первая - «Неделя в тихом доме» - и последняя - «Фигурки» - значительно превышают все другие по объему. Первую и последнюю повесть книги сближает и однотипность принципов их внутреннего строения. Обе повести построены в форме рассказа о жизни обитателей одного малостранського дома, остальные одиннадцать повестей цикла при этом выполняют функцию дополнительного раскрытия уже созданного образа Малой Страны, вносят в него новые детали. В основе их сюжетов - какой-то забавный или необычный эпизод из жизни малостранця.

В тематическом плане можно выделить две группы «малостранських» повестей. В первой описаны специфические условия и образ жизни среднестатистического чешского буржуа - мелкого служащего, домогосподаря (владельца дома), торговца, врача, студента и т.д. («Неделя в тихом доме» , «Господин Ришанек и господин Шлегл» , «Врач Всіхгубив» , «Как господин Ворел обкурював свою трубку», «Фигурки» и др.). В центре всех этих произведений психология и взаимоотношения «малостранців», конфликты, которые возникают между ними на бытовой почве, и разные странности, связанные с чертами их характеров. Вторая тематическая группа представлена двумя «детскими» повестями - «Месса Св. Вацлава» и «Почему Австрия не была разгромлена 20 августа 1849 года в полпервого дня «.

С 80-х pp. XIX ст. Неруда занимался преимущественно публицистикой и поэзией. В 1883 г. он начал издание дешевой серии лучших произведений чешской поэзии «Поэтические разговоры». Эту серию Неруда открыл изданием своего нового поэтического сборника «Баллады и романсы» («Balady a romance»). Программа сборника была сформулирована в эпиграфе, которым она открывалась: «Я зову простые слова, чтобы напомнить древние легенды, где душа народа жива». Баллады и романсы этого сборника - это небольшие лиро-эпические произведения с четко выраженной сюжетной построением или же жанровые зарисовки. Того же года Неруда издал еще один поэтический сборник «Простые мотивы» («Proste motivy»), в которой преобладают произведения интимной лирики.

В 60-х pp. Неруда, который на протяжении всей своей жизни писал эпиграммы, начал готовить к печати «Книгу эпиграмм», которая так и не вышла. Последний поэтический сборник Неруда - «Песни страстной пятницы» («Zpevy Patecni») была напечатана в 1896 г., то есть через пять лет после смерти поэта. Стихи этого сборника - это своеобразный творческий завещание поэта, а название ее - глубоко символична. Поэт рассказывает о страданиях своего народа, своей родины, прибегая к образу распятого Христа, который пережил муки страстной пятницы и дождался светлого и радостного воскресения.

Украинский язык отдельные произведения Неруда перевели М. Рыльский, И. Вирган, Л. Первомайский, Г. Кочур, С. Головановский, Д. Белоус, М. Терещенко, В. Шевчук, Д. Чередниченко и др.



В. Назарец