ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

НЕРУДА, Пабло

(1904 - 1973)

НЕРУДА, Пабло - творчество писателя

НЕРУДА, Пабло (Neruda, Pablo; автонім: Рейес Басуальто, Рикардо Элизер Нефтали Хэйес - 12.07.1904, Парраль - 23.09.1973, Сантьяго-де-Чили) - чилийский поэт, лауреат Нобелевской премии 1971 г.

Детство и отрочество Неруда прошли в городке Темуко, что на юге Чили, куда, став вдовцом, переехал в 1906 г. отец, Хосе дель Кармен Рейес Моралес. Хотя будущий поэт и не помнил матери (она умерла через полтора месяца после его рождения), однако отец дожил до сына славы и всегда относился к ней как к чему-то преходящему, считая, что настоящим человеком легче стать, работая в поле, или в лесу, или, как он, - на желеВНОй дороге. Уже перед смертью старик Хосе прошептал сыну ли не самый главный совет: «Не гнись... вирівнюйся!»

Директором школы, где учился Неруда, была Г. Мистраль, также будущий лауреат Нобелевской премии по литературе. Именно благодаря ей он впервые познакомился с русскими романистами и французскими символистами, тогда он и начал писать стихи. «Когда мне исполнилось четырнадцать лет, отец упрямо запрещал писать стихи, - вспоминал Неруда. - Он не хотел, чтобы его сын стал поэтом. Решив опубликовать свои первые творения, я начал искать псевдоним, который бы не вызвал у него никаких подозрений. В каком-то журнале я наткнулся на чешское фамилия, не зная, что оно принадлежит великому писателю...»

В 1921 p. Неруда отправился в Сантьяго, где поступил в Педагогический институт при столичном университете, решив стать учителем французского языка. Правда, он его так и не закончил, поскольку сблизился с молодыми поэтами и анархистами. В плаще и широкополой шляпе, унаследованном от отца, Неруда олицетворял в то время романтического поэта-мятежника.

С 1927 p. Неруда стал дипломатом, работал консулом в разных странах. В 1930 г. он вступил в брак с Марией Антуанеттой Хагенаар, індонезійкою голландского происхождения. Начало испанской войны встретил в Мадриде (1936). Активно выступил в поддержку Испанской республики, за что лишился своей должности, а в 1937 г. совместно с единомышленниками создал в Париже объединения для поддержки испанских республиканцев. В 1940-1943 гг. - генеральный консул в Мексике. В 1945 г. стал членом коммунистической партии и сенатором. После государственного переворота 1948 г. находился на нелегальном положении до того времени, пока не покинул страну, совершив переход через Анды верхом па лошади. В годы этой эмиграции поэт много путешествовал по странам Европы. В 1949 p. Неруда стал членом Всемирного Совета Мира, а в 1952 г. вернулся на родину, где продолжал активную литературную и политическую деятельность, 1969 г. - кандидат в президенты от коммунистической партии Чили. В 1970 - 1973 гг. - посол во Франции. Неруда умер от рака в своем доме, когда военные, совершив в стране переворот и уничтожив президента С. Альенде, отказались пропустить к поэту машину скорой помощи.

В 1921 p. Неруда написал стихотворение «Праздничная песня» («La cancion de la fiesta»), получила главную премию на студенческом конкурсе, однако его первым значительным произведением стал сборник лирических стихов «Сумеречное» («Crepusculario». 1923), где автор ищет смысл жизни и пытается разобраться в событиях, происходящих в мире; Это станет посутньою признаком творчества Н., который с неиссякаемым вдохновением анализирует социальную действительность. Поэт и себя чувствует и воспринимает как неотъемлемую часть мира:

Я - слово приглушенный печального пейзажа,

я - сердце измученное пустого небосвода;

когда я иду в полях, открыв душу ветра,

в моих артериях рек шумують воды.

А ты куда идешь? Словно голубая глина,

німотний пространство лег в руки різьбярки-ночи

Заря не вспыхнет. Мое зрение заслав млінню,

медовые ароматы плывут с полей Ленкоче.

(«Благоухание полей Ленкоче». пер. М. Литвинияі

Неруда удалось совместить мастерское владение поэтическими средствами с особой манерой изображения, которая делает поэта понятным и любимым не только для знатоков, но и непосвященных. Уже в сборнике «Двадцать стихотворений любви и одна песня отчаяния» («Veinte poemas de amor y una cancion desesperada», 1924) очевидны оригинальность, сформированность его творческой манеры, стремление где настоящего поцейбічного осмысления человеческого бытия и одновременно полна грусти понимание невозможности его абсолютного исполнения.

За время своей дипломатической деятельности в разных странах мира Неруда создал сборник «местожительство - Земля» («Residenciaenlatierra». 1925 - 1935), пронизанную мотивами тоски и одиночества. Здесь он пытается, рассказывая о своих тоску и одиночество, дать показания страхов и сомнений своего времени, предложить их социальное обоснование: доминируют гротескные образы хаоса и разрушения. Для сборки характерна ассоциативность образов, неожиданность их взаимосвязи. Она написана Неруда в традициях герметичной поэзии, для которой характерна принципиальная ориентация на особо подготовленного читателя, способного понимать многослойность поэтических образов, когда поэт сознательно нарушает привычные представления аудитории, свойственное ему восприятие причинових, логических и других связей окружающего мира.

Наибольшее влияние на развитие личности Неруда произвела Іспанія. ей он посвятил поэтический сборник «Испания в сердце» («Espana en el corazdn». 1937), где выразил свою солидарность с борьбой Испанской республики против фашизма. Здесь перед читателем и Испания, разделена на два непримиримо враждующих лагеря, которую Неруда увидел при встрече с этой страной.

В 1938 г. Неруда начал работу над эпической поэмой о Чили. Здесь он ярким и образным языком говорит о величии своей родины и революционные традиции народа. Находясь в подполье, Н. писал сочинение, который стал книгой про Латинскую Америку. Это произведение - «Вселюдська песня» («Canto general», 1950). Завершая ее в условиях подполья, Неруда хотел помочь народам, научить их борьбе против феодализма, отсталости, угнетения, хотел показать им возможность поисков лучшей жизни. Поэт воспевает Латинскую Америку, ее природу, социальную жизнь. В этой поэме - исповедь поэта, утверждение идеалов борьбы за социальную справедливость против колониальной политики великих держав мира. Произведение субъективный. Неруда написал то, о чем размышлял, что почувствовал, что в чем-то переосмыслил, поэтому его произведение стало не только книгой про Латинскую Америку, но и исповедью великого гражданина, манифестом великого патриота мира.

Что-то похожее, но на более узком материале Неруда сделает в «Оде изначальным вещам» («Odas elementales», 1954-1957), где он прославляет явления обыденной человеческой жизни, наделяя их философской значимости и индивидуальными особенностями. Этой книгой открывается новая страница творчества поэта, который тяготел к философской всеобъемлемости и значимости, что получит дальнейшее развитие в его сборнике «Эстри-вагаріо» (1958):

Это и значит, что мы без края

на берег жизни ступаєм,

мы вечно новорожденные,

и ум зашло зря мы в рту

столько тихих имен,

названий пустых, ненужных,

столько букв горластых,

имен, твоих и моих,

столько чернильных надписей...

(«А не много ли названий?», пер. К. Дрюка)

В послевоенный период наиболее плодотворными стали конец 50-х - 60-е pp. К этому времени поэт достиг пика своего мастерства. Это подтверждают сборника «Плавания и возвращения» (1959), «Сто сонетов о любви» (1960), «Камни Чили»(1961), автобиографическая поэма «Мемориал Черного острова» (1964) и др. В них читатель замечает безусловное расширение границ поэтического мира Н., размышления о смысле жизни, образ обновляемой природы, философские размышления о множество общих и отдельную проблем человеческого бытия:

Как я умру, а ты живой будешь,

как ты умрешь, а я живым останусь,

больше земли не отдадим скорби,

есть только земля, где мы живем.

Пыль на пшенице и песок пустыни,

время, ветер и странствующая вода

несли нас, как посеянную зерно,-

могли бы мы разминуться навек.

Эту сенокос, где встреча состоялась,

мы безмірам маленьким отдадим,

но любовь не кончится никогда,

как не было рождения, то и смерти

не будет у нее, потому что она - река,

меняются лишь падоли и губы.

(«Сто сонетов о любви», 92; пер. Д. Павлычко)

В 1971 p. Неруда стал лауреатом Нобелевской премии по литературе «за поэзию, которая воплотила в себе душу и судьбу целого континента». В официальном заявлении Шведской академии, в частности, отмечалось: «Тот, кто бы взялся отыскать недостатки в поэзии Неруда, не потратил бы много времени. Поэтому, кто бы захотел найти ее сильные стороны, не пришлось бы тратить времени совсем». Для самого Неруда много его произведений должны были стать «поющими листами», в которых отражаются природа и настроения, размышления автора об истоках человека и смысл его бытия.

В творчестве Неруда встречаются разные эпохи. Тут сказывается и жизни поэта, который прошел через увлечение различными философскими, политическими и эстетическими теориями. В юности Н. тяготел к анархистских группировок, а в искусстве - до авангардистских. Поэт пытался осмыслить те явления, которые существовали в мире. Он не был сторонником безусловного отрицания или разрушения, раВНОго рода двусмысленностей.

Творчество Неруда - пример неустанных поисков и активной позиции автора, его умение искать и находить самые важные и актуальные вопросы творчества и жизни.

Украинский язык отдельные произведения Неруда перевели М. Бажан, М. Терещенко, Л. Первомайский, М. Литвинец, К. Дрок, М. Москаленко, П. Дорошко, А. Малышко, Д. Павлычко, И. Драч, Н. Кащук, С. Борщевский, В. Колодий, П. Марусик, С Желоб, М. Фишбейн, Бы. Александров, И. Костецкий, В. Волк и др.



А. Макаров