ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

НЕМЦОВА, Божена

(1820 - 1862)

НЕМЦОВА, Божена - творчество писателя

НЕМЦОВА, Божена (Nemcova, Bozena - 04.02.1820, Вена - 21.01.1862, Прага) - чешская писательница. Немцова - выдающийся чешский прозаик XIX в., мастер «деревенской» прозы. Она отразила в своих произведениях не только быт, но и мировоззрение крестьян Чехии и Словакии, ее творчество проникнуто духом патриотизма и народности. Сказки Н., ряд ее рассказов и прежде всего повесть «Бабушка» вошли в золотой фонд чешской литературы.

Немцова родилась в Вене и была внебрачным ребенком чешской горничной Терезии Новотної и фурмана-немца Иоганна Панкла. Вскоре после ее рождения родители зарегистрировали брак и переехали в Ратиборжице (неподалеку от м.Ческа Скаліце), где служили в герцогини Заганьської. Воспитанием Божены основном занималась ее бабушка Магдалина Новотна, которая привила внучке не только высокие нравственные идеалы, но и любовь к народу, его быта, языка, фольклора. Близость к барскому двору также повлияла на развитие девочки, с одной стороны, развив ее культурно, а с другой - позволив ей увидеть всю полноту социальных контрастов. Н. окончила только начальную школу, но была достаточно хорошо образована; гостившая в семье барского управляющего в Звалковицях, она ознакомилась с немецкой литературой, прежде всего с творчеством Й.К.Ф. Шиллера. В 17 лет ее выдали замуж за правительственного чиновника Йозефа Нємеца, по сути, чужого ей за своими интересами и характером. Однако именно благодаря ему Немцова, находясь в Праге (1842-1845), сблизилась с передовой творческой интеллигенцией, прежде всего с поэтом В. Б. Небеским, под влиянием которого начала писати. ее талант развился в Ходському края (сев. восток Чехии), где она жила сначала в г. Домажлице, затем - в г. Вишеруби. с 1845 по 1848 г. изучая быт и фольклор ходов.

После 1848 г. И. Немец как чешский патриот потерпел гонений; творчество Н. власти тоже не нравилась. Супруги с четырьмя детьми была вынуждена переехать сначала в Нимбурк, а потом в Либерец, в 1850 г. Нємеца направили в Венгрию. Немцова с детьми переехала в Прагу, где прожила 12 трудных лет: умер ее старший сын Гінек, она сама тяжело болела, до этого после увольнения мужа добавились материальные лишения. Осенью 1861 г. Немцова поехала в Літомишль. чтобы издать там свои произведения; заболев, она вернулась в Прагу и там вскоре умерла.

Первыми произведениями Немцова были стихи патриотического, лирического и феминистического характер), написанные под влиянием В.Б. Небеского и опубликованы в журналах («Славное утро», «Женщина:': Чехии» и др.). Однако настоящим его дебютом стали «Народные сказки и легенды» («Narodnf bachork;. a povesti», 1845-1847), собраны в Ходському крае и в северо-восточной Чехии. Тесно связанные с фольклором и более зрелой рукой написаны «Словацкие говори и повести» («Slovenske pohadb a povesti», 1857-1858), материал для которых Немцова черпала из своих путешествий по Словакии в 50-х pp.

В 40-х pp. Немцова публиковала в периодике публицистические статьи, должны сначала этнографический, краеведческий характер, хотя в них часто фигурируют актуальные политические мотивы ( «Образки с Домажлицьких окрестностей» - «Obrazy z okoli domazlickeho» и др.). Нескрываемые симпатии к простому народу и неприятие буржуазии вызывали крайне негативное отношение к Н. буржуаВНОй прессы, с которой о творчестве Немцова полемизировал на страницах журнала «Ческа вчела» один из лучших тогдашних писателей К. Гавличек.

В значительной мере краеведческий характер носили первые попытки Немцовой в жанре «сельского» рассказы. Это были очерки о Домажлиці: «Долгая ночь», «Сельский образок». Ее дальнейшие рассказы, рисуют, обычно, судьбу одной женщины. - свидетельство растущего мастерства: «Барушка», «Сестры», «Розарка». Своеобразие стиля Немцовой углубляется в рассказах «Карла» («Karla», 1855), «Дикая Бара» («Diva Вес», 1856). В изображении деревенской жизни все больше проявляются реалистические элементы, характеры приобретают выразительности и психологической убедительности.

В годы глубокого личного кризиса, после смерти сына, Немцова написала свое лучшее произведение - повесть «Бабушка» («Babicka»), навеянную воспоминаниями о детстве и ее бабушку, о найденной радость творчества. Желание найти гармоничный мир, пусть даже такой мимолетный и хлипкий, как мир детства, повлекло за собой определенную идеализацию образов. При этом Немцова понимала, что дети уже с детства видят немало жизненных противоречий. Центральная фигура повести - бабушка - воплощение положительных черт чешского народа, нравственный идеал и пример для подражания. Дидактическая тенденция ни в коей мере не снижает художественной ценности книги, а органически связана с бабушкой, хранительницей народных традиций, вобравшая опыт и мудрость многих поколений. Поэтому бабушка находит выход из любой жизненной ситуации, вызывая уважение своей чистотой, мудростью даже в «пани княгини».

Сюжет повести связан с годовым календарно-обрядовым циклом жизни и обычаев, что позволяет Нємцовій свободно чередовать сцены и эпизоды. Как драматический контрапункт посреди спокойной по тону повествования воспринимается балладная история несчастной Вікторки, в которой совмещены реалистичные моменты с элементами легенды.

Бабушка служит как бы связующим звеном между миром взрослых и миром детей, воспитывая в духе народных традиций, любви и доверия к природе. Характер бабушки раскрывается не только через события, происходящие непосредственно, но и через воспоминания, - и всегда героиня выступает как внутренне целостный характер, подтверждая убежденность автора в том, что моральная благородство победит несправедливость. Примечательны слова, которыми княгиня провожает бабушку в последний путь: «Счастливая женщина!»

В отличие от большинства современников, Немцова в своем творчестве опиралась не на книжную, а на народный язык, виртуоВНО используя ее богатство, динамизм, выразительность, творчески переосмысливая ее.

Однако главным своим произведением Немцова считала роман «Горное село» («Pohorska vesnice», 1856), в который она вложила весь свой жизненный опыт, все знания о народе, особенно о ходов и словаков. В жанровом аспекте это т. наз. «проблемный» роман: история благородного графа Гануша Бржезенського и его словацких друзей служит иллюстрацией идеи социальной справедливости, близости чехов и словаков, народного просвещения.

Проблема взаимоотношений господствующих классов и народа - тема повести «В замке и под замком» («V zamku a v podzamci», 1856), в которой Немцова сумела показать контраст между условиями жизни бедных и богатых, осудила спесь и эгоизм «господ». Но, как и в «Горном селе», в произведении доминирует гармонізуюча тенденция - вера автора в добрый стержень человеческой природы и в возможность мирного разрешения общественных конфликтов.

Этой же верой пронизаны и другие рассказы Немцовой, где центральной фигурой обычно становится «хороший человек», носитель положительного идеала: «Бедные люди» (1856), «Добрый человек»(1858), «Хижина у подножия горы» (1858), «Господин учитель» (1859).

Немцова интересовалась украинской культурой, в частности народной прозой. В очерке «Картины из словацкого жизнь « (1859) Н. описала украинские обряды - сватовство и свадьба. Элементы украинского фольклора есть в сб. «Словацкие сказки и сказания» (Ш51-58). Отдельные произведения Немцовой переложили С. Пархомовська, А. Багмут, Ю. Круть, Д. Андрухив.



Т. Козак