ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

НАВОИ, Низамаддин Мир Алишер

(1441 - 1501)

НАВОИ, Низамаддин Мир Алишер - творчество писателя

НАВОИ, Низамаддин Мир Алишер (09.02.1441, Герат - 03.01. 1501, там же) - узбекский поэт и мыслитель.

Навои родился в столице Хорасанського княжества Герате в семье сановника падишаха Гіясіддіна Кичкинэ, его назвали Алишером (свой поэтический псевдоним «Навои», что значит «мелодичный», он взял позже). Семья Навои была одной из самых культурных в Герате. Дядя будущего поэта, Абу Саид, довольно искусно віршував, а второй дядя, Мухаммад Али, снискал славу талантливого музыки и каллиграфа. С детства Навои воспитывался вместе с детьми тімуридських семей; он особенно дружил с султаном Хусейном, будущим правителем Хорасанського княжества, также поэтом, покровителем искусств.

Навои учился в Герате, Мешхеде и Самарканде. Среди его учителей был Джами, замечательный персидско-таджикский поэт. В 1469 г. Навои вернулся из Самарканда в Герат в день, когда его приятель Султан Хусейн занял престол своих предков. Вскоре Навои назначили на высокую государственную должность хранителя печати, затем - визиря с чествованием титулом эмира. В 1476 г. поэт подал в отставку, оставшись однако «приближенным его величества». Навои не мог полностью отойти от государственных дел. Он возглавлял власть то в городе Астрабаді (что считалось почти ссылкой), то в самом Герате. Умер поэт 3 января 1501 г.

Исторические источники сообщают, что Н. был щедрым покровителем наук и искусств. Он поддерживал творчество таких выдающихся историков, как Мірхонд, Хондамір, Васифи, Давлетшах Самарканде, художника Бехзад, архитектора Кавашедіна, многих поэтов, музыкантов, каллиграфов. Однако и сам Навои был не только поэтом и государственным деятелем, но и музыкантом, художником, архитектором, историком и философом.

Навои был воспитан по-арабски и, особенно, фарсімовною поэзией того времени. Свое творчество он начал как перськомовний поэт, быстро освоив технику и образный строй классической персидской поэзии. Но он жил во время распада старых культурных зон и формирование новых национальных культур. Как отмечал М. Конрад, «этот выдающийся поэт, поэт-мыслитель... стал классиком узбекской поэзии, основоположником узбекской литературы. Его вывели из чрезвычайно широкой сферы и ввели в узкую. Поэт, у которого герои - кто угодно: Фархад - китаец, Шапур - перс, Ширин - армянка, Кайс - араб, Искандар - грек, этот поэт стал поэтом узбекского народа».

Гуманистический универсализм Навои прослеживается в обширности и многообразии его творческого наследия. Его лирические стихи (газели) собраны в большой сборный диван «Сокровищница мыслей» («Хазойін аль-маоні»), состоящий из четырех циклов: «Чудеса детства», «Диковинки юности», «Диковинки среднего возраста» и «Напутствие на старость». Сюда же входят стихи сложных форм, созданные на основе газели,

Навои написал свою «П'ятерицю» («Хамсе»), куда вошли «Беспокойство праведных», «Фархад и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь планет», «Стена Искандара». Он также является автором философской поэмы «Язык птиц» («Яіст аттайр», 1498-1499). Кроме того, перу Н. принадлежат литературоведческая работа «Собрание избранных» («Маджаліс аннафаїс», 1491/92-1498/99), работа с поэтики «Вагарозмірів» («Мезон аль-Авзон», 1492), лингвистическая труд «Спор двух языков» («Мухокамат аль-лугатайн», 1499), исторические произведения «История царей Аджама» («Таріхі мулукі Ажам», 1485-1498/99), «История пророков и ученых» («Таріхі анбійо ва хукамо», 1485-1498/99), а также философские трактаты, биографии некоторых его современников и т.д.

Как лирический поэт, Навои был учеником персидских классиков. Его стихи не поддаются датуванню, и в них едва улавливаются отклики на известные нам события жизни поэта. Диван «Сокровищница мыслей» разворачивается как лирическая исповедь поэта, который чутко фиксирует богатую гамму своих переживаний. Поэзия Навои метафорическая. Вся она - непрерывное нагнетание метафор, в которых поэт был чрезвычайно смелый, находчивый и точный. Как человек, который тонко чувствует природу, Навои наполнил ее образами свою поэзию. Здесь и свежая зелень лугов, и манящая прохлада леса, и жаркая небесная синь, и холодная белизны горных снегов, здесь птицы, звери, различные цветы и травы и в то же время мерцание звезд на черном, опрокинутой чаше ночного неба.

Чувство любви поэт трактует как такое, которое возвышает, одухотворяет, облагораживает, но одновременно и подчиняет человека, сжигает ее дотла. Эта одержимость любовью свойственна Навои, и мысли о неизбежности смерти не вызывают у него пессимистического отношения к миру:

То же прими как неизбежность мир оставить,

Навои,

Выведи любовь и нежность из мирского

тупика.

Он трактует любовь как усепоглинаюче чувство, которое придает человеческой жизни большего смысла. Оптимистический пафос лирики Навои выражен и в стихах к виночерпия.

Лирика Навои, при всей ее артистической виртуоВНОсти, обращенная к народу. У поэта есть стихи, в которых он упрекает несправедливых правителей и которые отличаются неподдельной любовью к простолюдинам. Впрочем, и сама жизнь Навои, аристократа, человека высокой, рафинированной культуры, который постоянно прислушивался к нуждам народа, подтверждает народные корни его гуманизма. Сам Навои признавался на склоне лет: «По средствам своих я брал себе для пропитания только то, что необходимо обычному человеку - довольствовался халатом, который защищал меня от жары и холода, и непритязательной пищей. Остальное же я тратил на общение с народом, на питание слуг и домочадцев. А то, что оставалось после расходов на еду и на выполнение различных обязанностей, я отдавал на благотворительные дела».

Усепоглинаючою силой чувства, высокими порывами, глубокой мудростью отличаются положительные герои пяти больших поэм Навои. Развивая давние поэтические традиции «П'ятериць» Низами, Амира Хусро и Джами, поэт создал глубоко оригинальный поэтический цикл, предоставив традиционным сюжетам нового идейно-художественного содержания. В поэмах Навои нарушаются важные для его времени вопросы нравственности, любви и дружбы, философии, науки, искусства, государственного устройства.

«Смятение праведных» («Хайрат аль-ас-рар», 1483) - поэма философско-дидактического характера. Значительное место в ней отведено вопросам политики. Поэт резко критикует несправедливых и жестоких властителей. Его идеал - своеобразный вариант просвещенной монархии, когда правитель окружает себя мудрыми, образованными и бескорыстными советниками. Поэма Навои - гимн «яркому небу знаний», противопоставляемого «ночной тьме невежества». Гуманистические тенденции имеются и в мыслях поэта о равенстве всех перед судьбой.

Поэма «Лейли и Меджнун» («Лайлі ва Маджнун», 1484) - книга об одержимости любовью, недаром героя произведения - арабского юноши Кайса прозывают «Меджнуном», то есть «одержимым джиннами». С него смеются, его приковывают к цепи, посылают в Мекку он вынужден бежать и скрываться, но ничто не может умалить его любви к Лейли. Чистота и сила чувства противостоят здесь не только злу племенной розни и неравенства, но и извечному злу, которое царит в мире. Преодолеть это зло Лейли и Меджнуну суждено лишь ценой смерти. В результате влюбленные умирают вместе, в смерти обретая желанное единение.

Усеперемагаюча сила любви изображена в поэме Навои «Фархад и Ширин»(«Фарход ва Ширин», 1484). Но это произведение сложнее по строению, чем «Лейли и Меджнун». В поэме «Фархад и Ширин» поэт обращается к новым важных тем, поэтому и образный строй поэмы богатое многом другой. Наряду с полуфантастическими эпизодам здесь можно найти правдивый и вдохновленный описание будничного труда землекопа и каменотеса. В поэме немало фольклорных мотивов (напр., борьба с огнедышащим драконом, сказочные предсказания, магическое зеркало, гиперболизация силы героя и т. д.), а также авантюрных эпизодов - блужданий, кораблекрушений, преследований и героически-романтических сцен - описаний мужественных поединков, осад, рукопашных схваток, в которых герой заставляет бежать целое войско. Таким образом, здесь одержимость любовью побуждает протагониста к отважных, самоотверженных поступков:

За сотни локтей он кусками скал

Поражал вражеские войска наповал;

Он все вокруг, словно камень грома, бил,

Он голову бы и льву взлома сбил...

Мог на поругание отдать врагам

Свой дух, любовным полон чутьем?

(Пер. М. Желательна)

Начав писать давньоузбецькою языке тюркі, Навои тем самым обратился к новой, менее изысканной, более непосредственной народной аудитории. Он не мог рассчитывать на то, что каждый Лого читатель или слушатель хорошо знает персидско-таджикскую поэтическую традицию. Невольно Навои делал каждую поэму более синтетической: например, в поэму «Фархад и Ширин» введены идеи и темы не только «Хосрова и Ширина», но и частично «Лейли и Меджнуна» и «Искандер-наме» Низами.

Поэма «Семь планет» («Сабаї Саййора», .484) состоит из семи самостоятельных стихотворных сказок (о царевиче Фартука, о Ювелира Зайду, о приключениях индийского шаха Джуна и др.), навеянных фольклорными мотивами и обрамленных повествованием о любви Бахрома Гура ю прекрасной китаянки Диларам. Здесь Н. выступает великолепным рассказчиком, он мастерски обрабатывает народные легенды и предания. В его палитре много красок: от резких, гротескных при сатирическом разоблачении бесчеловечных правителей, коварных политиканов - в мягких, пастельных при рассказе о чистую, благородную любовь, самопожертвование, дружбу.

«Стена Искандара», или «Вал Искандара» («Садді Іскандарі», 1485), - это гуманистически философское воспроизведение легендарных жизнеописаний Александра Македонского, подвигам которого в древности и в средневековье было посвящено много произведений. Поэма основана на знаменитой философской и социально утопической поэме Низами искандар-наме». Поэма Навои - это произведение о силе и пытливость ума человека, о смысле его жизни. Александр действует согласно с советами собрания румських мудрецов, осуществляет бесконечные походы, повсюду устанавливает справедливые порядки.

Мир образов и чувств Навои одухотворил поэзию народов Среднего Востока, прежде всего узбекскую литературу, первым великим представителем которой он был. Заслуга Навои не только в том, что он убедительно доказал неограниченные возможности узбекского поэтического творчества и создал «языке тюркі» гениальные произведения, а в том, что он выразил передовые, гуманистические идеи своего времени во всей их сложности, противоречивости, во всем переплетении великих прозрений и ошибок, безудержного прославление жизни во всех его проявлениях и печальном скепсисе.

На украинском языке в переводе М. Желаемая вышла поэма «Фархад и Ширин» , газели - в переводе М. Терещенко.



По А. Каюмовым