|
НАСИМИ, Сеййід Імадеддін
(1369 - 1417)
НАСИМИ, Сеййід Імадеддін - творчество писателя
НАСИМИ, Сеййід Імадеддін (автонім: Сеййід Імадеддін - 1369, м. Шемаха - 1417, г. Алеппо) - азербайджанский поэт и мыслитель.
Место рождения Насими - Шірван. Некоторые исследователи утверждают, что он происходил из Баку, другие - которых большинство, местом его рождения считают Шемаху - столицу государства Шірваншахів. Отец поэта, Сеййід Мухаммед, был хорошо известной в Шірвані человеком. У Н. был брат, который также віршував под псевдонимом Шах Хандан. Шемаха после принятия ислама стал одним из значительных культурных центров. Здесь действовало немало школ, университетов, популярных на Востоке поэтических и музыкальных меджлисов; были богатые общественные и частные библиотеки. Из Шемахи вышла целая плеяда ученых и поэтов. Здесь и прошли школьные годы Насими. Анализ произведений поэта убеждает, что Насими смог получить образование, что соответствовала всем требованиям лучших тогдашних университетов. Он прекрасно знал классическую литературу и философию Востока и Древней Греции, основы мусульманской и христианской теологии, глубоко изучил медицину, астрономию и астрологию, математику, логику и др. Он настолько хорошо знал языки, одинаково свободно писал стихи на азербайджанском, фарси и арабском языках.
Насими жил и творил в исключительно тяжелое для Азербайджана время. Родина поэта подвергалась нападениям Тимура с юга и монгольского золотоордынского хана Тохтамыша с севера. Именно в таких исторических условиях в 80-х pp. XIV в. в Азербайджане и начало развиваться эретично-философское учение - хуруфізм, направленное против догм ортодоксального ислама. Насими стал самым жарким и самым выдающимся пропагандистом этого учения. Хуруфізм происходит от арабского слова «хуруф», то есть «буква», «алфавит». Последователи хуруфізму обожали 28-у и 32-у буквы арабского и персидского алфавитов, утверждая, что без них нельзя познать ни Бога, ни человека, ни вещи. Однако философский и социальный смысл хуруфізму, конечно, значительно шире и значительнее.
С целью активного распространения хуруфізму Насими, как и другие выдающиеся хуруфіти, пропагандировал идеи этого учения в Турции и Сирии, Египте и других арабских странах. Анализ его произведений показывает, что он посетил города Баку, Багдад, Бурсу, Шемаху, Халеб и др. Во время путешествий по странам Ближнего Востока поэт потерпел травли, гонений и даже был заключен, однако это его не останавливало. Пламенные стихи поэта-философа находили широкую аудиторию, их переписывали, учили наизусть, читали и пели на базарных площадях. Согласно распространенной легенде, именно это и привело его на эшафот в сирийском городе Халебе (Алеппо): юный хуруфіт, ученик поэта, в базарной толпе читал еретические стихи своего учителя, его схватили и, поскольку ради спасения Насими он признал стихи своими, приговорили к смерти. Насими, который в это время был неподалеку, поспешил к месту казни, признал свое авторство и погиб страшной смертью.
В арабском источнике «Кунуз-уз-захаб» эту казнь Насіміу 1447 г. в г. Халеб изображено так: «Вероотступник Али Насими был казнен во времена Йяшкеба. В то время в «Дар-уль-адли» («Дворец правосудия») в присутствии нашего шейха ибн хатиба ан Насірі и наїба (наместник) верховного кадия шейха Іззуддіна Шамуддіна ибн Амин-уд-Довле, верховного кадия Фатхуддіна аль-Малики и верховного кадия Шїхабуддіна-аль-Хан-бали рассматривалось дело об Али аль-Насими. Он сбил с пути истины некоторых сумасшедших, и они в ереси и безбожии подчинялись ему. Об этом сказал кадіям и богословам города некий ибн аль-шангаш Алханадан. Судья ему сказал: «Если ты докажешь то, что говоришь о Насими, я не казню тебя». Насими сказал «Келме-и-шахадет» (молитва о том, что он будет говорить правду), поклялся и отрицал то, что говорили о нем... На этом меджлис разошелся. Насими остался в тюрьме. Дело о Насими доложили султану Муайяду, который приказал содрать с него кожу, а тело в течение семи дней выставить в Халебе на всеобщее обозрение... Так и поступили. Этот человек был гяуром и мулхідом (богоотступником). Хай Бог милует, говорят, у него есть тонкие стихи».
Непреклонность и мужество Насими во время страшной казни вызвали в народе много легенд. Похоронили поэта в Халебе в семейном пантеоне, который до настоящего времени считается святыней. Поэзия поэта-философа быстро стала популярной среди народов Средней Азии, Турции, Ирана.
В начале своего творчества Насими стоял на позициях суфизма. В этот период он подписывал свои стихи псевдонимами «Гусейні», «Сеййід Гусей-нет», «Сеййід». В ближайшее Насими было учение известного иранского суфия и поэта X в. Гусейна Халладжа Мансура, который впервые провозгласил: «Я есть бог!» Отношение к Мансура не изменилось и после того, как Насими принял хуруфізм. В связи с этим С. Кулізаде отметил: «В центре творчества Насими стоит бог - прекрасный возлюбленный, который возвеличивает человека, награждая его своим сиянием. Путем самоотречения и нравственного совершенствования человек приближается к богу. Наивысшим блаженством для человека является встреча и; любимым, слияние с ним, растворение в нем Поэт пишет, что вопреки тем, кто считает любовь грехом, он не збочить с дороги любви, поскольку только эта дорога ведет к истине - богу».
Центральное место в газелях и касидах, к'ита и рубайах поэта занимает мысль о тождестве человека и Бога и божественность человека.
Украинский язык отдельные произведения Насими перевели М. Мирошниченко, П. Мовчан, А. Петькун, Бы. Степанюк, С. Тельнюк.
По М. Ибрагимовым
|
|
|