ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

НАРЕКАЦІ ГРИГОР

(931 - 1003)

НАРЕКАЦІ ГРИГОР - творчество писателя

ГРИГОР НАРЕКАЦІ (931-1003) - армянский поэт. Григор Нарекаці родился в Васпураканській области Армении, в семье ученого-епископа Хосрова Андзеваці. Воспитывался в Нарекському монастыре у своего двоюродного деда Онания Нарекаці, которого современники величали «великим философом». После окончания обучения Григор Нарекаці постригся в монахи, а впоследствии стал вардапетом монахов в монастыре. Вскоре он прославился своими знаниями и благочестием; уже при жизни о нем слагали легенды. Однако у Григора Нарекаці было немало недругов. Согласно преданию, сохранился в письменных источниках, он подвергся преследованиям, и его даже вызывали на духовный суд. Предполагают, что причина крылась в причастности Григора Нарекаці к еретических учений: его отец был предан анафеме как еретик, а учителя Григора Нарекаці подозревали его в приверженности к ереси тондракийцев, «не по доброй воле своей, а по принуждению католикоса». Григор Нарекаці похоронен в Нарекському монастыре. Могила выдающегося поэта-мыслителя на протяжении веков была местом паломничества.

Григор Нарекаці оставил значительное литературное наследие. Сюда входят гандзи (гимны в честь Бога или святых), «Толкование на «Песнь песней», «История Апаранського креста и Славословия св. Кресту и св. Богородицы» «Славословие св. апостолам», «Славословие св. Иакову, епископу Нізібійському», «Песни» («Таги») и значительное произведение - «Книга скорбных песнопений». Гимны, толкования и другие духовные произведения Григора Нарекаці мало чем отличаются от произведений традиционных жанров армянской церковной литературы. Однако и в них уже чувствуется большой поэт. Величие и гений Григора Нарекаці раскрылись в его песнях, особенно в монументальной поэме - «Книге скорбных песнопений «. Как произведения переходной эпохи, они содержат еще немало от мировосприятия Средневековья. Но самое главное то, что своими произведениями Григор Нарекаці пытался разрушить традиционные каноны церковной поэзии, вывести ее на широкий путь свободного творчества, поэтического вдохновения.

Выдающейся заслугой Григора Нарекаці стала новая эстетическая концепция, которая проявилась в произведениях поэта. Он впервые в армянской литературе сделал природу объектом поэзии, и в этом прослеживается связь его эстетических предпочтений с естественно-научными взглядами армянского ученого-энциклопедиста А. Шіракаці (VII в.). Одновременно Григор Нарекаці показал человека и его духовный мир как часть живой природы. Закономерно, изменилась и сама поэтическая форма. Характеризуя свою «Книгу скорбных песен», автор в эпилоге заметил: «Я собрал материал, соединил, расположил, основал, построил, поднял, показал, устанавливал как чудотворения единосущного предмета разветвленные главы изложения этого прекорисного произведения». Как отмечал М. Абегян, поэт рассматривал свое произведение как единое целое, как произведение, в котором есть общая, «сквозная» идея, тема, вокруг которой разветвляются все другие подтемы.

Новые гуманистические тенденции четко ощущаются уже в песнях Григора Нарекаці, что продолжали лучшие традиции армянской духовной поэзии. Самым распространенным жанром духовной песни были шаракани - простые и изящные по форме и содержанию произведения, которые исполнялись в сопровождении величественной мелодии. Григор Нарекаці в своем творчестве, в частности, в песнях, опираясь на лучшие образцы шараканів, создавал песни на новых эстетически-философских принципах. В песнях поэта вместе с приемами духовной поэзии используются приемы, которые берут начало в народной поэтике. Тематика песен Григора Нарекаці остается прежней - религиоВНОй, что видно уже из их названий - «Песня Рождества», «Песня Явление», «Песня Воскресение», «Песня Вардавара». Но поэт, воспевая эти христианские праздники, как заметил М. Абегян, зато застывших образов-символов традиционной духовной поэзии, перифраз Библии, абстрактных высказываний ввел в лирику живые поэтические образы, взятые из действительности. Песни Григора Нарекаці вдохновенно воспевают красоту человека и природы. Так, в одной из песен Рождества взамен привычного вславлення этого религиоВНОго праздника мы слышим величественный гимн в честь женской красоты, вместо традиционно бледного, бестелесного и абстрагированного образа девы Марии (Богородицы) поэт пытается создать образ живой, земной женщины идеальной красоты:

Когда ступает она -

будто жемчуг сверкают красотой.

Ножку переставит -

будто падают лучи света...

ГрациоВНО и жеманно прогуливается она.

(Подстрочный перевод.)

Созданный Григорием Нарекаці образ женщины идеальной красоты доминирует во всей армянской средневековой любовной лирике, вплоть до поэзии Саят-Нова (XVIII в.). Поэт, придавая образу девы Марии земных, человеческих черт, тем самым как бы хотел подчеркнуть, что нет непреодолимой пропасти между человеком и Богом, человеческим и божественным, и это давало ему возможность говорить «от всей глубины сердца» с самим Богом.

В песнях Григора Нарекаці отразилось эмоциональное восприятие поэтом природы. Природа в песнях поэта - неиссякаемый источник вдохновения. Неповторимые картины живой, вечно меняющейся природы Григор Нарекаці изобразил в «Песни Вардавара». Восхищение величественной картиной природы выражено и в таких песнях Григора Нарекаці, как «Песня Явление», «Песня Воскресения», в которых лишь религиозная концовка остается данью старой традиции.

Поэма «Книга скорбных песнопений» (1002) вобрала в себя все лучшее, что создала армянская поэзия предыдущих эпох, и вместе с песнями стала началом нового этапа армянской литературы. Поэма Григора Нарекаці состоит из 95 глав, в ней более 10 тысяч строк. Неизвестно, сколько лет над ней работал автор, но завершена она была за год до его смерти. В жанровом плане - это лирическая поэма, написанная смешанным стихотворным размером с превосходящими п'ятискладовими стопами. На протяжении сотен лет «Книга скорбных песен» была чрезвычайно популярной, армянский народ почитал его наравне со Священным Писанием. В то же время она была и недосягаемым образцом поэтического искусства для армянских поэтов многих поколений.

По мнению Григора Нарекаці, человек рождается абсолютно чистой и доброй. Однако в этом несовершенном и грешном мире она утопает в грехах и преступлениях, а спастись может только возлагая надежду на Бога, стремясь к нему, как к идеалу. Человек, говорит поэт, должна постоянно совершенствоваться, стараться быть похожим на Бога, чтобы иметь право соединиться, слиться с ним как со «светлым прообразом высочайшего совершенства» (Г. Абегян). Спасение человека, по мнению поэта, - в ее совершенствовании. Эта гуманистическая идея и пронизывает все произведение.

В «Книге...» Григор Нарекаці перечисляет свои (и вообще человеческие) грехи, и чем больше тех грехов, тем бесконечными они ему кажутся. Бесчисленными признаниями поэта в своих (человеческих) пороках и грехах будто еще сильнее акцентируется мысль о «несовершенство» человека и «совершенство» Бога. В то же время в поэме большое внимание уделено изображению противоречий между душой и телом, в основе которых лежит дуализм идеала и реальности. Как другие поэты и мыслители Средневековья, Григор Нарекаці стоит перед альтернативой: чему отдать предпочтение - душе или телу? При решении этого вопроса он не выбирает пути, продиктованного церковной догматикой. Решения тяжелой дилеммы автор находит в стремлении к примирению и гармоничного сочетания тела - «творения Божьего» - и души - «Божьей благодати». Такое примирение, по мнению поэта, может произойти опять же с помощью «Божьей благодати», веры и стремления к «божественной истины».

Григор Нарекаці с большой поэтической силой утверждает право человека на жизнь. Осознавая неизбежность смерти, поэт изображает ужас смерти - величайшую трагедию человека. Он отчаянно молит Бога, чтобы тот «не ускорял приход конца», не давал выпить преждевременно «горькую чашу смерти». Поэтическое воображение Григора Нарекаці поистине безгранична, он видит сатану, Страшный суд и даже собственную смерть. Причем, описывая свою смерть, поэт говорит вообще о общечеловеческую трагедию.

В сравнении со своими песнями, Григор Нарекаці в «Книге скорбных песнопений» сделал смелый шаг вперед в художественном отражении действительности и человека. Впервые в армянской поэзии внутренний мир человека стал объектом лирики, «Книга скорбных песнопений» глубоко психологическая и эмоциональная. В поэме раскрыты тончайшие оттенки состояния человека: печаль и радость, сомнение и вера, мечты и размышления, экзальтация и стон, гнев и возмущение.

Свою миссию как поэта Григор Нарекаці обраВНО выразил строками из четвертого раздела:

Когда разрушительные ураганы, бури неправедности

Срочно ударят в море житейском

По всей телесной основе человека,

Успокой крыльями...

Книги скорбных песен,

Что принадлежит Тебе.

(Пер. И. Драча)

На украинском языке часть песен из поэмы Григора Нарекаці перевел И. Драч, а полный перевод «Книги трагедии» сделал М. Нестерчук.



По В. Налбандяном