ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МУЗИЛЬ, Роберт

(1880 - 1942)

МУЗИЛЬ, Роберт - творчество писателя

МУЗИЛЬ, Роберт (Musil, Robert - 06.11.1880, Клаґенфурт - 15.04.1942, Женева) - австрийский писатель.

Вместе с Г. Гессе и Т. Манном Музиль является создателем «романа культуры», писателем, чья заслуга в том, что австрийская литература XX века стала заметным духовным явлением. Принадлежал к роду, в котором было много офицеров, чиновников и ученых (его отец за научные заслуги получил дворянский титул). Музиль должен был стать офицером, учился в закрытом военном заведении, но затем предоставил преимущество машиностроению (Высшая техническая школа в 1898 - 1901 гг.). В 1902-1903 гг. - ассистент в Высшей технической школе Штутгарта. С 1903 p. Музиль основательно занимался философией, преимущественно логикой и экспериментальной психологией, а также физикой и математикой в Берлине (1908 г.- защита диссертации, посвященной Е. Маху). В 1911-1914 гг. работал библиотекарем в Высшей технической школе в Вене, в 1914 г. - редактор «Нойе Рундшау», во время войны находился на итальянском фронте (Музиль дослужился до капитана). В 1918-1919 гг. работал в военном министерстве, после 1922 г. - «свободный художник». 1923 г. получил (вместе с В. Леманом) премию Клейста. В конце 20-х - нач. 30-х pp. Музиль - популярный театральный критик в Берлине и Вене. в 1938 г. эмигрировал через Италию в Швейцарию, где в 1942 г. умер от кровоизлияния в мозг.

Начало литературной деятельности Музиля характеризуется интересом самыми раВНОобразными философскими и художественными идеями: Г.В. Эмерсон, Г. Флобер, немецкие романтики, русская реалистическая литература, М. Метерлинк. Г. Ибсен, Ф. Ницше, Мах и др. Первые прозаические попытки - свидетельство дани литературным традициям, моде и даже «всеядности». Это прежде всего венский импрессионизм (П. Альтенберг, г. Бар, А. Шницлер, Г. Шаукаль), в общем вся атмосфера немецкого модерна. Молодой писатель прячется за маской «мсье вивисектора», пафос этого периода - в «расщеплении», «расчленении» собственной души, в пристальному вниманию к малейшим душевным движениям. Это была и реакция на предельную соціологізацію литературы со стороны естествоиспытателей, и следование собственному художественному методу, что именно формировался.

Над своим первым значительным произведением - романом «Смятение воспитанника Терлеса» («Die Ver-wirrungen des Zoglings Torlefl», опубл. 1906: 1965 - экранизация) Музиль работал с небольшими перерывами в течение 1903-1905 гг. Здесь он пытается проанализировать «интеллектуальные состояния», взаимосвязь морали и интеллекта, проследить становление личности, которая попала в определенной степени в экстремальную ситуацию, что подавляет, а то и искажает ее в среде закрытого учебного заведения, - тема довольно популярная в литературе того времени (можно назвать «Урок гимнастики» Г. М. Рильке, «Под колесами» Г. Гессе и др.). Все, что происходит вокруг главного героя - подростка Терлеса, - «смущает» его, заставляет воспринимать людей и события как нечто «эдакое», что грозит в любую минуту вырваться из-под власти конвенционных слов и понятий. Это события вокруг Базіні, одного из одноклассников Терлеса, пробуждение чувственности, что приобрел, через подростковый конформизм персонажа, патологических форм, а также идеи физико-математического плана, связанные с иррациональными числами и бесконечностью пространства. Сознание Терлеса интересна еще и тем, что это сознание, очевидно, начинающего художника в ее специфической форме, когда поза «вивисектора души» не выдерживает испытания и ощущается как нечто соромітне. Меткие характеристики временных «соратников» Терлеса - Райтинга и Байнеберґа, в образах которых Музиль хотел показать «будущих диктаторов в зародыше».

Примерно в конце 1904 г. в дневниках писателя появляются записи «Предыдущих заметок к роману» - первое воспоминание о знаменитое произведение «Человек без свойств». Этот набросок по духу и схеме еще близок к «Смятение» , но здесь уже появляются персонажи - прообразы будущих Вальтера, Клариссы и Ульриха. В 1911 г. вышел сборник новелл «Объединения» («Vereinigungen»), над которой Музиль работал в течение двух с половиной лет. Тема этих незначительных по объему текстов - отчуждение между мужчиной и женщиной, нередко вполне иррациональное, не детерминировано никакими внешними обстоятельствами, причем авторская рефлексия отсутствует полностью. Это некий психологический эксперимент, в котором фабула имеет факультативное значение, а на первый план выходит «погружение внутрь». Музиль очень высоко ценил «Объединения», но читательского успеха они не имели. После выхода сборника наступила определенная творческий кризис (до начала 20-х pp.) - пауза, отмечена публикациями небольших эссе и миниатюр, которые автор впоследствии объединит в книге «Прижизненное наследие» («Nachla zu Lebzeiten», 1935). Но это и период вызревания главного замысла, становление творческого метода.

В начале 20-х pp. Музиль много занимался проблемами современной культуры, полемизировал с А. Шпенглером, чью идею о «закат Европы» он отрицал (современный этап австрийский писатель склонен был рассматривать, скорее, как переход, перегруппировка сил и пересмотр ценностей), задумал мелодраму «Есдіак», в которой в определенной степени пытался культивировать экспрессионистскую эстетику (замысел остался неосуществленным, был написан только пролог, где действуют аллегорические фигуры Мужчины, Женщины, Нужды, Смерти, что никак не корреспондируют с реальностью). В начале 20-х pp. Музиль задумал сразу несколько романов: «Архивариус» (автобиографические впечатления от трехлетней работы библиотекарем в Венской Высшей технической школе); «Дьявол» (история доктора философии, который отказался от научной карьеры); научно-фантастический роман «Планета Эд»; «Шпион» (во многом схож с сюжетной построения «Человека без свойств».)

В 1920-1921 гг. возникает идея «параллельной акции» - как один из главных сюжетных компонентов. 1923 г. его издателем стал Е. Револьт, который освободил писателя от журналистской поденки и сделал целиком посвятить себя выполнению главного плана. В интервью 1926 г. Музиль говорит о романе «Сестра-близнец», окончательное название книги возникнет в 1927 г. После пяти лет упорного труда завершена рукопись первого тома «Человека без свойств « (август 1930 г.), который уже в октябре вышел в Берлине («Der Mann ohne Eigenschaften»; том I - «Путешествие на край возможного» - «Reise an den Rand des Mоglichen»). E. Револьт начал требовать продолжения, и в марте 1933 г. появились 38 разделов второго тома - «тысячелетнее царство» («Ins tausendjahrige Reich»).

Отношение нацистского режима к творчеству писателя (его роман трактовали как «упадническую» литературу) и причины сугубо биографического характера (был женат с еврейкой) заставили Музиля 1933 г. покинуть Германию, а после «аншлюса» 1938 г. и Австрию. 1943 p., уже после смерти Музиля, Марта Музиль осуществила по подписке издание части творческого наследия писателя. К изданию («Fragment aus dem NachlaB») тиражом 200 экземпляров вошли разделы с гранок 1938 г. и ряд других разделов и подразделов. Полное издание текста (под редакцией А. Фризе) получилось 1952 г. Согласно этой версии, «параллельная акция» и история Ульриха доведены до начала Первой мировой войны и краха всех иллюзий главного героя.

В романе две главные сюжетные линии: «параллельная акция» и история Ульриха, главного выразителя «отсутствия свойств». СвоеобраВНОй вступительной новелле есть эпизод с плотником Моосбруґґером, в котором можно усмотреть определенного медиума катастрофических тенденций времени. Своего пика музілевська сатира достигает в изображении «Каканії» - Австро-Венгерской империи накануне ее краха. «Параллельная акция» (1918 г. немцы собираются праздновать тридцатилетие правления германского императора, австрийские «патриоты», не желая отставать, намерены приурочить к этой же даты празднования по случаю 70-летнего пребывания у власти Франца Иосифа) - простая и гениальная находка писателя, версия более реальная, чем сама реальность, читателю легко поверить, что так вполне могло бы быть».

Музиль дает широкую панораму верхнего общественного слоя Вены - министерские чиновники, дворянство, военные, финансовая аристократия, и делает это в есеїстичній форме, обычно через сознание главного персонажа, которому присущи значительной степени автобиографические черты. Декларируемая «отсутствие свойств» у ведущего протагониста не означает безликости, знівельованості «я» - это, скорее, заявка на «дистанцию», на скептическую отстраненность от мира, в котором довольно часто верховодит глупость. Без этой «отсутствия свойств» и «дистанцированности» не был бы возможным эксперимент, осуществляемый Ульрихом: исследование распада детерміністського мышления и связей этого процесса с новейшими достижениями физики и математики (теория относительности, квантовая физика), выявление «сосуществующих возможностей» (может так, а может и иначе). Поиск главным героем «топосу» происходит под знаком «утопии» (высшей точки «утопия» достигает в истории взаимоотношений Ульриха со своей сестрой, когда «тысячелетнее царство» заканчивается еще одним крахом иллюзии). Роман «Человек без свойств», хоть и остался незавершенным,- одна из вершин мирового литературного процесса XX в., а его автора можно не колеблясь отнести к классикам XX века.

В Украине отдельные произведения Музиля перевел Ю. Прохасько.



В. Никифоров