ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МУТАНАББИ

(915 - 965)

МУТАНАББИ - творчество писателя

МУТАНАББИ (автонім: Абу-т-Тайїб Ахмед Ибн аль-Хусейн - 915, м. Куфа - 23.09.965, поблете. м. Нуманія) - арабский поэт.

Мутанабби родился в Куфи в бедной семье, которая вела свою родословную от бедуинов Южной Аравии. В 925 г. будущий поэт с родителями вынужден был бежать из Куфы в Сирию до бедуинов, среди которых он провел около двух лет. Пребывание среди кочевников в значительной степени определило будущий общественный идеал поэта, его политические и художественные симпатии, а также сказалось на его мировоззрении. Мутанабби проникся особой любовью к бедуинской характера и совершенствовал знания арабского классического языка, которая сохранилась в бедуинской среде лучше, чем в крупных городах, жители которых общались местными диалектами.

В 933 p. Мутанабби выступил с какими-то проповедями сначала в Куфи, а потом среди сирийских бедуинов. По свидетельству арабских биографов, эти проповеди привели к появлению прозвища «Мутанабби» («Лжепророк»), под которым он известен и сегодня. За свои лжепророчі выступления и подстрекательство бедуинов к бунту поэт даже провел два года в тюрьме.

Первый период творчества поэта, который охватывает два десятилетия (928-948 pp.), прошел в Сирии. За то поэтический сборник этого периода была названа «Сирийскими стихами» («Шамійят»).

В ранней поэзии Мутанабби чувствуется значительное влияние периода смуты. Поэт выступает то как напыщенный проповедник, едва ли не основатель новой религии, то как выразитель бедуинской мировоззрения, который готов возглавить кочевников в их разбойничьих набегах. Поэзия этого периода носит героический характер - безудержное самовосхваление и прославление личной отваги чередуются в ней с описаниями сражений, героем которых непременно является сам поэт. В конце этого периода под влиянием неудач и разочарований в Мутанабби появляются первые минорные нотки, которые впоследствии станут привычными в его стихах.

В 948 г. поэт перебирается ко двору знаменитого алеппского обладателя Хамданіда Сайф ад-Даулі, покровителя многих литераторов и ученых. Здесь начинается второй период (948 - 957 гг.) творчества Мутанабби. По свидетельству биографов, поэт был ближайшим другом Сайф ад-Даулі, сопровождал его в походах на Византию и против бедуинов-кочевников. Стихи, созданные им в этот период («Сайфійят»), составляют более трети его поэтического дивана. В них поэт выступает исключительно как придворный панегірист.

При дворе Сайфа ад-Даулі поэт вынужден был постоянно бороться со своими идейными противниками и литературными соперниками. Раздражение Мутанабби против придворных недоброжелателей переросло в конце концов в прямое столкновение с одним из них, в результате которого Мутанабби вынужден был покинуть Алеппо. Поэт отправился в Египет ко двору іхшидидського обладателя, негра, евнуха Кафура, который враждовал с Хамданідами по поводу Сирии.

С пребыванием в Египте связан третий период (957-962 pp.) творчества Мутанабби. При Кафурі поэт исполнял роль придворного панегіриста, всячески заискивая перед нелюбимым покровителем. Однако вскоре, разочаровавшись и в нем, Мутанабби тайно бежал из Египта и создал на Кафура несколько подковыркой эпиграмм.

Последние годы жизни (962-965 pp.) прошли в блуканнях Ираком и Ираном. Поэт дважды побывал в Багдаде, в Арраджані (Южный Иран) и, наконец, в Ширазе - в Адуд ад-Даулі, придворным панегіристом которого он был около полугода. Тоска по родным Ираком заставила поэта покинуть Шираз, и в сентябре 965 г. на пути в Багдад он был убит человеком, сестру которой он высмеял в одном из своих стихотворений.

Творчество Мутанабби - вершина арабской панегіричної поэзии. В своих касидах-панегіриках поэт с большим мастерством связывает в одно целое компліментарну часть с воспеванием собственных добродетелей, яркие описания сражений с жалобами на равнодушие к нему уславлюваної лица и просьбами о вознаграждении. Традиционные образы древних касид органично переплетаются с усложненными фигурами нового стиля, во время манипулирования которыми поэт обнаруживает необычайную изобретательность и фантазию.

Свои собственные добродетели Мутанабби ценит очень высоко, причисляя к ним и военную доблесть, и поэтический талант. Вообще для зрелого творчества Мутанабби, поэта с ярко выраженным личностным началом, типичными являются пессимистические мотивы одиночества, невозможности найти свое место в обществе и в общественном сознании того времени.

Особую роль в касидах Мутанабби играют многочисленные лирико-философские отступления в форме поэтических сентенций. Гномічному характеру этих отступлений способствовала характерная для средневековой арабской поэтики смысловая герметичность бейту, которая ограничивала поэтическое поле и побудила поэта как можно лаконичнее выражать свои мысли и формулировать моральные постулаты. Сентенции Мутанабби пронизаны пессимизмом и отражают разочарование поэта, который осознал неосуществимость собственных жизненных идеалов и невозможность достижения личных целей.

Высокохудожественными в касидах есть и эпические описания битв и походов, насыщенные оригинальными сравнениями и метафорами. Особенно часто и мастерски Мутанабби использовал любимый прием средневековых поэтов - контрастное противостояние понятий. Эффект контраста достигается сочетанием словесных пар с взаємопротилежним значением, симметричным строением поэтического строки. Использование антитез и антонимов как поэтических фигур придает строкам его касид завершенности, лапідарності и экспрессивности.



По И. Фільштинським