|
МЮССЕ, Альфред де
(1810 - 1857)
МЮССЕ, Альфред де - творчество писателя
МЮССЕ, Альфред де (Musset, Alfred de - 11.12.1810, Париж - 02.05.1857, там же) - французский писатель.
Родился в небогатой дворянской семье. Его отец, который служил в военном министерстве, занимался углубленным изучением трудов Ж. Ж. Руссо.
После окончания коллежа Мюссе занимался правом и медициной, пробовал себя в живописи. В 1828-1829 гг. он пристал к романтического кружка «Сенакль», которым руководил В. Гюго. Однако оказался вне борьбы литературных группировок. Ни реакционная позиция Ф.Р. де Шатобриана, ни демократические стремления В. Гюго не захватили писателя. Для восприятия действительности, свойственного Мюссе, характерны ирония и пессимизм, интерес к камерной, личной темы. Большое влияние на Мюссе произвело свободомыслие XVII ст. Мюссе выработал свой индивидуальный стиль. Для него характерны свобода, естественность языка, отсутствие архаизмов, пишномовної торжества, ясность мысли, точность и обраВНОсть сравнений, строение стиха, приближена к разговорной речи. В общем, стиль Мюссе отличается легкостью и прозрачностью.
В 1829 г. Мюссе издал первый поэтический сборник «Испанские и итальянские повести» («Contes d'espagne et d'ltalie»), в которой оказалось свойственно французским романтикам интерес южными странами: лирический герой ищет людей страстных, которые не знают сомнений. В поэмах и стихах, Мюссе в противовес традиции А. де Ламартіна, нет мистических мотивов. Материальный мир, земные чувства, доведенные до страсти, до преступления, - вот что является темой этих произведений. Но о сильных, роковые страсти Мюссе повествует в свойственной ему ироничной манере. Насмешливое, скептическое восприятие действительности составляет характерную черту сборки, как это видим, например, в «Песенке Фортуніо»:
Как вы интересуетесь именем,
Кого люблю я, -
За целое королевство вам
Не расскажу я.
Bloo, что в моей жизни
Она царица,
Что у нее косы золотые,
Словно пшеница.
Я все выполняю до дна.
Что только скажет,
Жизнь отдам, когда она
Мне прикажет.
Она и не слышала о любви
Мою бескрайнюю,
И в муках сердце роняет кровь,
И я умираю.
(Пер. М. Рыльского)
В 4-частинній поэме «Дон Паэс» («Dor. Paez»), вошедшая в первый сборник, царит «испанский колорит». Роковая любовь сплетается с вопросами чести. Во время спора дворян о том, чья любовница лучшая, Дон Паэс узнает, что его возлюбленная ему не верна, он защищает свою честь на дуэли и отравляет любимую. Напряженность чувств, щепетильность в вопросах чести представленные в поэме с легкой иронией.
Драматическая поэма «Каштаны из огня» («Les matrons du feu») пронизана трагической иронии. Действие поэмы происходит в Италии. Героиня поэме, танцовщица Камарго, - историческая личность (жила в XVIII ст.). Но события поэмы Мюссе полностью придумал. Трагическая ирония заключается в том, что ни высокая или низкая страсть, ни полное бесстрастие не дают человеку желаемого счастья В мире нет гармонии. Прекрасное соседствует с уродливым. Нет и идеальных героев. Но среди людей Мюссе возвышает трагических героев, таких, как Камарго. Эти герои сами создают свою трагическую судьбу, принимают духовные страдания.
Дальнейшее развитие жанр «драмы для чтения» получил в сборнике «Спектакль в кресле» («Un spectacle dans un fauteuil», 1832). Самая значительная в нем драматическая поэма «Уста и чаша» («La coupe et les levres»). Главный ее герой юноша Карл Франк считает единственным достоинством личности гордость. Он выступает против патриархальной морали, носителем которой является хор горных охотников, против Бога; считает, что бессмертна лишь материя, что миром правит не Бог, а золото. Карл убегает от охотников. По дороге он убивает дворянина и с его возлюбленной Бельколорою поселяется в замке. Став известным человеком, Карл решает проверить отношение к себе окружающих. Он делает вид, что умер и в маске находится возле гроба, видит измену своих приближенных, народа, что ему подчинялся, и даже Бельколори, которую он в маске соблазняет деньгами. Гордость Карла надломлена. Он решает вернуться к единой существа, которая его любит, - девушки Дейдамії, но накануне свадьбы Бельколора убивает Дейдамію кинжалом.
Этот последний эпизод перекликается с эпиграфом: «Между устами и чашей всегда найдется место для несчастья. Старинная пословица». Уже не люди сильных страстей, как в первой сборке, а хрупкие, словно не от этого мира существа воплощают в себе черты идеала. Такая Дейдамия. Эгоизм Карла Франка и страстность Бельколори вызывают несколько ироническое отношение Мюссе.
В драмах 1833-1834 гг.- «Андреа дель Сарто»(«Andrea del Sarto», опубл. 1851), «Прихоти Марианны» («Les caprices de Marianne», 1833), «С любовью не шутят» («On ne badine pas avec l'amour», 1834), «Фантазіо» («Fantasio», 1833), «Лоренцаччо» («Lorenzaccio», 1834) - стиль Мюссе теряет легкость и жизнерадостность, а отчасти и ироничность. Преобладают даже мрачные, трагические краски.
В исторической трагедии «Лоренцаччо» Мюссе, используя шекспировские приемы, предоставляет охвату действительности чрезвычайной широты. Принцип романтического историзма проявляется здесь и в выборе объекта изображения (попытка поднять восстание против флорентийского герцога Алессандро Медичи и немецких захватчиков, поддерживающих его), и в показе народа как движущей силы истории, но силы пассивной. Главное внимание сосредоточено на сложном характере племянника Алессандро - Лоренцаччо. Он готовит убийство дяди, которое должно стать сигналом к восстанию, но политическая деятельность оказывает пагубное влияние на Лоренцаччо, развращая его. Он глубоко одинок, а совершив убийство, сам в этом убеждается. Его бывшие сторонники бросают его. В конце пьесы Лоренцаччо, отчаявшегося во всех идеалах, закалывают наемные убийцы.
Со временем Мюссе все больше отходил от романтического театра. В статье «О трагедии» (1838) он прямо призывает возродить классическую трагедию. Однако образцом для нее он выбирает не Расина, а Софокла. Материал для трагедии Мюссе советует брать из национальной истории (например, подвиг Жанны д'арк). Следовательно, ряд достижений романтической драмы Мюссе хотел сохранить.
Но в поэзии Мюссе сохраняет романтические позиции. В 1835-1837 гг. он написал четыре стихотворения под общим названием «Ночи» («Les nuits»), в которых выступил как певец «мировой скорби». Судьба человека - одиночество. Страдания одинокой души становятся источником прекрасного, поскольку эти страдания позволяют человеку стремиться к прекрасному, оторвавшись от всего земного. Здесь Мюссе сближается с чужим ему Ламартіном.
Мюссе был выдающимся прозаиком. Особенно известен его роман «Исповедь сына века» («La confession d'un enfant du siecle», 1836). Бытует мнение, что в романе отразились личные отношения Мюссе с писательницей Жорж Санд, пик которых приходится на 1833 г. (осень и зима в Венеции), а добровольный уход Мюссе, который обнаружил, что Жорж Санд влюблена в итальянского врача Пьетро Паджелло и любимая им, приходится на март 1834 p., хотя отдельные встречи продолжались до 1835 г. В письме к Жорж Санд от ЗО апреля 1834 p. Мюссе попросил ее вернуть его письма: «Я собираюсь написать роман. У меня большое желание описать нашу встречу, мне кажется, это поможет мне исцелиться и преподнести мое сердце. Я хочу-возбуждение ваты тебе алтарь, хотя бы на собственных костях». Но название показывает, что в образе главного героя Октава он воспроизводил типичные умонастроения молодежи своего времени. Октав случайно раскрывает неверности своей возлюбленной. Разочарование в любви приводит к разочарованию во всем мире, к «мировой скорби». Под влиянием своего приятеля доктора Дежене, циничного и аморального человека, Октав отказывается от своих идеалов, хочет стать расчетливым. Но существование без идеалов, жизнь, полная удовольствий, оборачивается духовной пустотой. Герой оказывается на грани самоубийства. Об этом говорится в первых двух частях романа. О возможном возрождении героя Мюссе повествует в последних трех частях. Девушка Бригитта, полна религиоВНОй веры, идеальных стремлений, пытается воскресить идеалы Октава, но роман заканчивается трагически: Октав, узнав о чувствах Бригітти к другому мужчине, уезжает, чтобы «из трех человек, которые страдали по его вине, только один остался несчастным».
Итак, герой остался неизлечимым. Природа его «недуга» раскрыта во втором разделе первой части, где дается характеристика эпохи Реставрации. «Когда Наполеон умер,- пишет Мюссе,- власть божественная и человеческая были фактически восстановлены, но вера в них исчезла». Молодежь овладел «непостижимый беспокойство»: «Обречены властителями мира на бездействие, праздность и скуку, отданные в руки раВНОго рода тупых педантов, юноши видели, как вспененные волны, для борьбы с которыми они уже напрягли свои мышцы, отступают перед ними». Люди поделились на два лагеря: «возвышенные умы... замкнулись в болезненных видениях», а «люди плоти... знали одну заботу - считать свои деньги». В этой атмосфере и развивается болезнь всеобщего разочарования, безнадежности и возражения. «И вот молодежь нашла применение для своих бездействующих сил в восторге отчаянием». Таким образом, «болезнь возраста» имеет социальный характер.
В 1837-1850 гг. Мюссе написал новеллы «Еммеліна» («Emmeline», 1837), «Фредерик и Бернеретта»(«Frederic et Bernerette», 1838), «Марго» («Margot», 1838), «Мими Пенсом» («Mimi Pinson», 1845) и др., в которых совершенствуется его психологическая мастерство. Литературную премию, присужденную ему в 1848 г. Французской академией, он отдал семьям жертв июньского восстания. В 1852 p. Мюссе избрали членом Французской академии.
На украинском языке ряд произведений Мюссе перевели В. Щурат, М. Рыльский, М. Орест, П. Омельченко, Борис Тен, В. Колодий, Вс. Ткаченко.
В. Луков
|
|
|