ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Противоречивость и трагичность образа Понтия Пилата (по произведению М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Михаил Булгаков родился в Киеве в семье профессора Духовной семинарии. Вера в Бога в семье не была предметом разговоров. Она была органической составляющей отношений между членами семьи, основой воспитания детей.

В своем творчестве писатель часто обращался к теме веры, борьбы добра и зла, Бога и Дьявола. В романе «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков создает три мира, которые связаны между собой. Первый - мифологический или библейский, второй - сатирический, третий - фантастический.

Известно, что в Новом Завете Библии есть четыре Евангелия, четыре варианта истории деяний, суда и казни Иисуса Христа. В своей книге Булгаков создает пятый, и в его изложении известна история становится до того земной, что не вызывает никаких сомнений в ее правдивости. Кажется, что именно так и происходить те давние события, как их описал Мастер.

Понтий Пилат - государственный деятель и тонкий политик. Когда-то он был храбрым воином, умел ценить мужество, отвагу и сам не знал страха. За это его назначили на высокую должность, и Понтий Пилат переродился. Он овладел искусством лгать, лицемерить, думать одно, а говорить другое. А поскольку чаще всего имел дело с такими же людьми, то поверил в силу именно таких отношений, а не в силу нормальных человеческих чувств, порывов.

Понтий Пилат верой и правдой служит императору Тиберию, хотя лицо императора не вызывает у него особого уважения. Как только прокуратор вспомнит лысую голову с рідкозубим венцом, круглую язву на лбу, беззубый рот с отвисшей нижней губой - «с его слухом происходило что-то необычное - как будто где-то заиграли тихо и гроВНО трубы и очень ясно послышался гнусавый голос, тянущий слова: «Закон об оскорблении величества...» И сразу в голове Пилата проносятся мысли: «Погиб! Погибли!»

Он боится не за жизнь, а за карьеру. И когда ему приходится решать, рискнуть карьерой, или отправить на смерть Иешуа, который покорил его своим умом, удивительной силой своего слова, он выбирает второе.

Он испугался и этим страхом обрек себя на вечные муки совести. Оправдать его моральное падение нельзя никакими обстоятельствами: сложной, неприятной должности, головной болью, страхом перед жизненными обстоятельствами. Для Булгакова каждый человек - это духовная личность, и если мы хотим сохранить свою душу, то сделать это можем только одним способом: быть в согласии с самим собой, не предавать своего высокого предназначения на земле. Человек должен быть ответственным за свою судьбу, а в условиях жестокого выбора проявляется истинная сущность человека.

Пилат на своей службе императору привык ко лжи. Впервые в жизни он не понимает, почему Иешуа не спасает свою жизнь, а честно и прямо отвечает на все вопросы прокуратора.

Прокуратор видит перед собой невинного человека и пытается в разговоре подсказать Иешуа правильные ответы: «Отвечай! Говорил? Или... не... говорил?.. - Пилат проиВНОсил слово «не» несколько дольше, чем это положено делать на суде, и взглядом как будто передавал Иешуа мысль, которую хотел, видимо, внушить арестанту».

Как опытный политик, разговаривает он с Каифой, пытаясь повлиять на решение первосвященника, но так, чтобы не навлечь на себя никаких подозрений.

И в обоих случаях он получает поражение. Иешуа в своей абсолютной честности просто не понимает Прокуратора, а Каифа скорее обречет иудеев на гибель, чем позволит, чтобы проповеди Иешуа дошли до ушей народа.

Трагедия Понтия Пилата в том, что он верит в вечную жизнь. Прокуратор знает, что придет время - и он станет перед высшим судьей, который не поверит лжи, оправданием, уловкам. За каждое слово, за каждый поступок придется отвечать, и смерть невинного, святого мужа будет вечно лежать на совести Пилата.