ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МОРУА, Андре

(1885 - 1967)

МОРУА, Андре - творчество писателя

МОРУА, Андре (Maurois, Andre; автонім: Герцог, Эмиль - 26.07.1885, Эль-беф - 09.10. 1967, Париж) - французский писатель. Родился близ Руана в семье промышленника. Окончил Руанский лицей им. Корнеля. Большое влияние оказал на него преподаватель философии Е. Шартье, который зажил усеєвропейської славы под именем Ален. После окончания лицея будущий писатель стал одним из руководителей фабрики отца. Участвовал в Первой мировой войне, был переводчиком при Британском экспедиционном корпусе, что дало материал для первого романа - «Молчание полковника Брембла» («Les silences du colonel Bramble», 1918). Английский тема была продолжена в ряде художественных и публицистических произведений. В 20-30-х гг. он создал трилогию из жизни английских романтиков: «Ариэль, или Жизнь Шелли» («Ariel, ou la Vie de Shelley», 1923), «Жизнь Дизраэли» («La Vie de Disraeli», 1927) и «Байрон» («Byron», 1930), которая впоследствии была издана под общим названием «Романтическая Англия»; выпустил несколько романов: «Бернар Кенэ»(«Bernard Quesnay», 1926), «Превратности любви»(«Climats», 1928), «Семейный круг» («Le Cercle de famille», 1932) и др.

Когда началась Вторая мировая война, 54-рич-ный писатель записался добровольцем в действующую армию. После поражения Франции он оказался в США, где написал ряд исторических и публицистических материалов. После возвращения на родину издал сборники новелл, книгу «В поисках Марселя Пруста» («A la recherche de Marcel Proust», 1949), посвятил три книги французским романтикам - «Лелія, или Жизнь Жорж Санд» («Lelia, ou la Vie de George Sand», 1952), «Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго» (1955), «Три Дюма» («Les Trois Dumas», 1957). В год 80-летия Моруа написал последнюю биографическую работу «Прометей, или Жизнь Бальзака» («Promethee, ou la Vie de: Balzac», 1965).

Творчество Моруа поистине огромно - 200 книг, более тысячи статей. Его перу принадлежат романы и новеллы, критические статьи и философские эссе, литературные мемуары и исторические труды. Но прежде всего Моруа - мастер биографического жанра. Драматические коллизии жизни Моруа значительной степени фанере-вала история. Но, осознавая ужасающее лицо своего века, писатель не был склонен снимать ответственность с человека. Сам он не боялся принимать и принимал кодекс нетрадиционного решения, возвращаясь на фабрику, когда безумно хотелось в Париж, надевая мундир офицера в непризивному возрасте. И это же свойство он подчеркивал в своих героях. Его привлекали писатели-романтики и люди романтической судьбы.

Мировоззрение самого Моруа отличался последовательностью и цельностью. По своим взглядам он близок к просветителей XVIII в. Писатель любил повторять: «Я не чистый материалист и не чистый идеалист», что вполне в духе Просвещения. На его восприятие философских взглядов и систем огромное влияние произвел Ален, Особенно близка ему мнение учителя о том, что «человек и Бог сливаются в свободному человеку». В героях его книг, особенно биографических, читатель видит именно такого человека - человеческие достоинства и слабости сливаются в ней с божественным назначением.

Писатель, какие бы взгляды он ни исповедовал, к какой бы школе ни принадлежал, должен, по мнению Моруа, придерживаться всего трех заповедей: говорить правду, стремиться к прекрасному, защищать свободу, ведь без свободы нет правды. Моруа привлекает определенный тип - люди, которые без принуждения выбирают добро. Важной для понимания эстетических взглядов писателя является мысль о творце как о выразителе идей равенства людей и народов, национальной терпимости. Неслучайно героями романов Моруа были люди разных национальностей, а объектом его исследования - творчество не только французских, но и английских, американских, российских писателей.

В творческом наследии Моруа биографии занимают особое место. Об их успехе свидетельствуют огромные тиражи, многочисленные награды, которых удостоен писатель. Технике этого жанра он мог учиться еще у Плутарха, но были, конечно, и более ближе учителя - ведь особого распространения биографический жанр приобрел в XX ст. Это связано, очевидно, с пристальным вниманием к личности.

Критики и литературоведы, говоря о биографические книги Моруа, оперируют разными понятиями: художественная биография, биографический роман, романізована и даже белетризована биография. Последнее определение писатель решительно отрицал, утверждая, что в своих трудах он опирается исключительно на факты; документ становится у него необходимой, органической частью книги.

«Романтический» стержень в произведениях Моруа «заключается в неизбежном разрыве между тем проминальним образу мира и людей, что возникает у каждого подростка, и тем более точной картиной, которую отряды разворачивает перед ним время». В центре биографических романов Моруа - творческая личность, человек действия, труженик, бунтарь. Пессимистической разочаровании в человеке он противопоставляет веру в индивидуума, которого создают не только внешние обстоятельства, но и он сам. Такими предстают в него П.Б. Шелли и Дж.Н.Ґ. Байрон, Б. Дизраэли и В. Гюго, Жорж Санд и Дюма. Его биографические исследования возникли на рубеже исторического исследования, литературоведческого анализа и психологического романа.

По мнению писателя, биография в эстетическом плане имеет определенные преимущества над романом: «Когда мы читаем биографию знаменитого человека, мы заранее знаем главные перипетии и финал событий... Мы словно прогуливаемся знакомой местностью, оживляя свои воспоминания и дополняя их. Духовный покой, с которым мы осуществляем эту прогулку, лишенную неожиданностей, способствует эстетической установке».

Моруа интересует прежде всего духовное развитие личности, история выступает здесь лишь как фон в той мере, в какой она необходима для понимания этого развития. Ему интересно проследить, как постепенно формируется характер в соприкосновении с людьми и событиями. Писателю важно показать романтическую личность, которая выбирает свободу. Он знает вкус читателя, его заинтересованность интимной жизнью великих. Справедливости ради следует сказать, что Моруа этой опасностью пренебрегает, а иногда умышленно пишет об этом с целью увеличения популярности. Моруа хотел показать человека не только в величии, но и в слабости.

Писатель может развернуть известны биографии как сюжет, вот почему они читаются легко, как роман. Время показало, что интерес издателей и читателей рассказов Моруа не ослабевает, что, наверное, связано, помимо прочего, с вечными вопросами: какова роль личности в истории? как соотносятся герой и толпа, личность и толпа? кто ответственен за судьбы людей и народов - партии и классы лидеры-одиночки? существует реальная возможность извлечь уроки из истории? можно на примере великих людей учить новые поколения быть мудрее, терпимее, человечнее? Вряд ли книги Моруа дают ответы на все вопросы, но написаны блестящим пером метра они уже на протяжении десятилетий живут своей жизнью в литературе, став ее неотъемлемой частью.

В Украине отдельные произведения Моруа перевели В. Иваненко, Л. и П. Воробьевы, И. Овручская, Ю. Калиниченко, Есть. Кравец, О. Леонтович, Ю. Мацкевич.



В. Пронин