ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МОРРИС, Уильям

(1834 - 1896)

МОРРИС, Уильям - творчество писателя

МОРРИС, Уильям (William Morris - 24.03.1834, Волтомстоу - 03.10.1896, Лон-дон) - английский писатель.

Моррис родился в состоятельной семье. Его отец буз маклером и достаточно успешное вел свои дела. Детство Морриса прошло в живописном графстве Эссекс. Здесь, в небольшом городке Волтомстоу, расположенном неподалеку от Еппінгського леса, будущий писатель приобщился к красоте родной природы, познакомился с сельским бытом, обычаями, народными преданиями, легендами, песнями. Он любил называть себя «Человеком с Ессексу», испытывая прочность связей с корнями, вы-токами английской культуры, со средневековой стариной. Окончив школу, Моррис поступил в Оксфордский университет. Студенческие лета ознаменовались знакомством с художником Бьерн-Джонсом, который сыграл важную роль в жизни Морриса, а затем - с живописцем Д.Г. Россетти. Свои первые произведения (стихи и рассказы на темы из средневековой жизни) Моррис публиковал в студенческом журнале, созданном при его участии. Окончив университет, Моррис отказался от церковной карьеры, о которой мечтала для него мать, и обратился к изучению архитектуры и занятий живописью. Моррис принял участие в росписи одного из колледжей Оксфорда фресками на сюжеты средневековой истории. Этим было положено начало его многолетней деятельности художника-декоратора, интерес к прикладным искусством. Моррис был вдохновлен идеей обновления вкусов своих современников, стремлением пробудить в них желание отказаться от тяжелых и громоздких предметов викторианской обстановки, заменив их соответствующими национальных традиций полезными в ежедневном пользовании и вместе с тем красивыми вещами.

В 1881 г. Моррис принял участие в создании фирмы декораторов, которые создавали элементы интерьера - драпировки, мебель, витражи, украшенные росписями, резьбой, рисунками, выполненными с ориентацией на средневековые формы искусства, которые захватывали художников-прерафаэлитов (Бьерн-Джонсон, Россетти). Поиски и открытия Морриса в области декоративных искусств были раВНОобразными: он изобретал природные красители для тканей; создавал новые шрифты для книгопечатания, стилизуя их под старину; иллюстрировал переписувані им от руки манускрипты; занимался ткачеством. Деятельность эта не имела коммерческого характера. Морриса увлекала идея возрождения истинно творческих и в то же время народных первнів в производстве того необходимого, что окружает человека в его жизни и может одухотворить это жизнь настоящей красотой. Обращение к декоративному искусству было связано с поисками в сфере литературной деятельности.

В своей ранней литературном творчестве Морриса, как и Россетти, искал свой идеал в прошлом, в искусстве античности и средневековья, писал поэмы-стилизации, противопоставлял созданный им художественный мир вульгарным вкусам буржуа викторианской эпохи. В 60-70-х pp. Моррис создал поэмы «Жизнь и смерть Ясона» («The Life and Death of Jason», 1867), «Земной рай» («The Earthly Paradise», 1868-1870), «Сигурд Волсунг и падении Нибелунгов» («Sigurd the Volsung and the Fall of the Nibelungs», 1876). Тема «земного рая», что прозвучало в этих поэмах, станет ключевой в дальнейшей творчества Морриса. Достижения счастливого будущего Морриса свяжет с идеями социализма, однако в ранних произведениях он еще не выходит за пределы сказок и мифов. В них преобладает элегический тон, порожденный сознанием неосуществимости мечты о всеобщем счастье. Однако в то же время поэт не хочет смириться с мыслью о призрачности «земного рая»; обращаясь в «Сіґурді Волсунґу» мотивов и образов исландской мифологии, Моррис прославляет присущие его героям свободолюбие и мужество. Моррис дважды бывал в Исландии (1871, 1876); эта северная страна привлекала его не только красотой и величием древних саг и преданий, он восхищался силой и стойкостью характера исландцев. Эстетика прерафаэлитов, стилізаторство, обращение к далекому прошлому (до эпохи «перед Рафаэлем») уже в какой-то степени сковывали возможности поэта, не соответствовали характеру его новых идей и замыслов.

С конца 70-х гг. начался новый период в творчестве Морриса. в 1883 г. он стал членом Социал-демократической федерации. Моррис выступал на рабочих собраниях, участвовал в демонстрациях, издавал социалистическую газету «Комонуїл», ставшей органом созданной в 1885 г. при его участии Социалистической лиги. Участие в социалистическом движении обусловила новый характер его творчества. Творениях 80-х pp. воплощены его социалистические идеи: «Гимны для социалистов»(«Chants for Socialist», 1884 - 1885), поэма «Пилигримы Надежды» («The Pilgrims of Hope», 1885-1886), повесть «Сон про Джона Болла»(«a Dream of John Ball», 1888), утопический роман «Вести ниоткуда» («News from Nowhere», 1891). Социализм Морриса был утопическим.

Теме преданности социалистическим идеалам посвящена поэма «Пилигримы Надежды». ее герои - рабочий Ричард, его жена и их друг Артур - участники пролетарского движения в Англии. События Парижской коммуны (1871) побуждают их приехать во Францию и бороться на баррикадах. Жена и друг Ричарда погибают, а сам он возвращается в Англию, твердо веря в то, что дело Парижской коммуны победит в будущем. Вдохновленный этой Надеждой, он рассказывает людям нового поколения историю борьбы, участником которой он был, с тем, чтобы побудить их продолжить борьбу за светлое будущее. С поэмой «Пилигримы Надежды» перекликается немало стихов Морриса 80-х pp. В стихотворении «Марш рабочих» возникает образ революционной бури, в громовых відлуннях которой звучит голос народного гнева.

По-новому осмысливаются события средневековой истории Англии и образы ее героев. В повести «Сон про Джона Болла» Моррис обращается к теме крестьянского восстания XIV в., возглавляемого Вотом Тайлером. Одним из крестьянских проводников был и священник из Кента Джон Болл. Повесть написана в традиционной для английской литературы в форме «видения» (ее использовали В. Ленгленд, Дж. Чосер Дж. Беньян Дж. Н. Г. Байрон, П.Б. Шелли). События происходят в графстве Кент в течение одного дня и одной ночи. Воссоздана атмосфера народного гнева, сила стихийного протеста крестьян. В беседе, которую ведут между собой рассказчик (он называет себя «Человеком с Ессексу») и Джон Болл, возникает образ будущего; ради него гибнут те, кто идет сегодня за Вотом Тайлером.

Наиболее полно свою мечту о счастливой будущности человечества Моррис воплотил в утопическом романе «Вести ниоткуда «. Это самое известное произведение Г. Писатель вновь использует в своей утопии фольклорную форму видения. Герой-рассказчик вскоре после собрания Социалистической лиги, где спорили о том, каким будет социалистическое общество, засыпает и видит сон. Ему снится, будто он оказался в обществе будущего. Повествование в этом романе имеет лиро-эпический и публицистический характер. Один из персонажей рассказывает о том, как Англия стала социалистической. Переход от капитализма к социализму осуществлялся путем революционной борьбы. Рабочие объявили всеобщую забастовку, початася гражданская война, народ одержал победу. Моррис говорит о новом моральный облик людей будущего. Они добрые, веселые, спокойные. Основой расцвета личности есть радостная творческая работа. Люди увлечены работой. В труде проявляются их прекрасные душевные качества. В этом плане важны сцены сенокоса и строительства дома. Картина будущего в романе утопическая. Явно недооценена роль технологического прогресса. Герои Морриса предпочитают труда ремесленников. Людям будущего Моррис приписывает преимущественное интерес ремеслами и искусством Средневековья.

Своеобразие структуры и стилистики повествования заключается в использовании, наряду с художественной обраВНОстью, лиро-эпическими средствами, средств публицистики. Посутня роль принадлежит пространным отступлениям, в которых и говорится об изменениях, происходящих в обществе. Английский историк А. Мортон отметил, что в творчестве Морриса слились воедино традиции английской фольклорной утопии с гуманистическими традициями «книжной», ученого утопии, начатая в культуре Англии «Утопией» Т. Мора.

В 80-90-х pp. Моррис побывал во многих городах Англии и Шотландии, выступал перед различными аудиториями, пропагандируя идеи социализма. На одном из митингов, организованном в защиту свободы собраний и свободы слова, Моррис был арестован: его обвинили в нападении на полицейского и отдали под суд. О становлении своих убеждений и взглядов Моррис писал в статье «Как я стал социалистом» («How I Became Socialist», 1894).

Личность Морриса многогранна, его интересы и увлечения раВНОобразны - литература, живопись, архитектура, прикладное искусство, политика, общественная деятельность. В многогранных интересах Морриса английский писатель Д. Линдсей, автор книги «Уильям Моррис. Его жизнь и творчество», видит определенную целостность, перспективу идейно-художественного становления человека. которая мечтала о прекрасной жизни на Земле и соединила мечту с идеей социализма. Освобождение человека Моррис рассматривает как социальную и эстетическую проблемы. Большой интерес в связи с этим составляют его статьи по проблемам искусства: «Цели искусства» («The Aims of Art», 1887), «Искусство под игом плутократии» («Art Under Plutocracy», 1883), его лекции «Красота жизни» («The Beauty of Life», 1880), «Малые искусства» («The Lesser Arts», 1882), «Будущее архитектуры в условиях цивилизации» («The Prospects of Architecture in Civilization», 1881) и др.

Моррис считал, что искусство не достигнет расцвета, пока не изменится общество. Искусство выражает общество, в котором оно существует. В вульгарной, механизированной и нелюдяній капиталистической цивилизации он усматривал причины упадка искусства, постепенного исчеВНОвения красоты и романтики. Он определял прекрасное как объективную необходимость, присущую природе и жизни человека, как органический дар природы и то, что создается руками тружеников. Прекрасное воплощает в себе закон гармонии, который соответствует общим законам жизни, красоту жизни и природных форм. Прекрасная человеческая мысль, воплощенная в работе и творениях труда; это выражение души народа и человека. Очень важно развивать то врожденное чувство прекрасного, которое присуще каждому человеку. Настоящее искусство является выражением мысли и слова, стремление света и знания. Оно воспроизводит историческую правду, содержит в себе идеал полнокровной и разумной жизни, оказывает благотворное моральное влияние на людей.

Эстетические идеи Морриса неразрывно связаны с его деятельностью в сфере культурной жизни Англии последней трети XIX в.

Леся Украинка, анализируя роман «Вести ниоткуда» , отмечала гуманистический пафос мечты автора о счастливом будущем человечества. Вместе с тем она обратила внимание на определенный схематизм образов людей будущего и ограниченность представлений писателя о бесконфликтный характер грядущего общества.

Н. Михальская