|
МОРАВИА, Альберто
(1907 - 1990)
МОРАВИА, Альберто - творчество писателя
МОРАВИА, Альберто (Moravia, Alberto, автонім: Пінкерле, Альберто - 28.11. 1907, Рим - 26.09.1990, там же) - итальянский писатель.
Моравиа, выходец из состоятельной интеллигентной семьи, провел всю жизнь в Риме, образ «вечного города» стал одним из ведущих символов всей прозы писателя. В первом романе - «Равнодушные» («GH indifferenti», 1929) события ограничены узким кругом римской семьи, которая является воплощением социальной трагедии эпохи - равнодушия. Коммерсант Лео Мерумечі много лет был любовником Маріяграції, богатой вдовы с двумя детьми. За эти годы Лео разорил Маріяграцію, а когда она зістарілася, соблазнил ее дочь Карлу. Сын Маріяграції, Микеле, пытается вступиться за сестру, пригрожуючи полюбовнику матери пистолетом. Трус Лео соглашается вступить в брак с Карлой. На протяжении действия романа в отношениях персонажей изменений почти не происходит, кажется, что действие остановилась, характеры статичны.
«Равнодушных» критика связывала с антифашистским романом, т.к. в произведении Моравиа воспроизвел затхлую атмосферу передфашистської эпохи, духовное вырождение человека, его человеческую предвзятость как предпосылку фашизма. Герои романа лишены каких-либо чувств, кроме тщеславия и сребролюбия. Именно марнославство. а не любви заставляют зістарілу Маріяграцію во всем потакать Лео. В этом обществе царит ложь, позорные поступки выдаются за высокоморальные: Лео разоряет семью, обижает дочь и мать, но ведет себя как друг семьи, как их благодетель. Интересный герой в этом романе - Микеле, юноша интеллигентного склада души. Возмущен окружающей ложью, Микеле лишь один раз выражает протест, а потом снова охладевает. Сам образ безразличия в этом психологическом романе приобретает значение символа широкого философского обобщения - равнодушие, отмирание души осознается как общечеловеческая трагедия XX ст., источник всех социальных бед.
В 1947 г. писатель создал роман «Римлянка» («La romana»), в 1953 p. - «Римские рассказы» («Raccont romani»), которые впоследствии дополнялись новыми сборниками, так что понятие «римские рассказы» стало претендовать на статус литературного термина. Образ Рима в этих произведениях приобретает широкое обобщение, и одновременно роман и рассказы отличаются естественной конкретностью, локальностью. Действующие лица романа и рассказов - обычные жители Рима, которые вынуждены искать пути к выживанию любой ценой и чаще всего этой ценой становится отказ от морали.
В «Римлянці» главная героиня Адриана - женщина с лицом мадонны и духовным цинизмом блудницы. Она становится «доступной» без особых угрызений совести, хотя в душе лелеет мечту о любви. Трое мужчин в жизни Адрианы, и у каждого из них частичка ее души. Первый из них шеф фашистской полиции Астуріта, одержимо влюблен в Адриану, второй - бандюга-здоровяк Сонцоньо, к которому героиня чувствует непонятное и неуправляемое физическое влечение, а третий - студент из благородной семьи Джакомо Діодаті, участник антифашистского Сопротивления, которого Адриана любит душой. События стягиваются в узел в конце романа: Джакомо попадает в тюрьму, в пылу странной апатии (снова мотив роковой равнодушия!) называет имена своих товарищей по Сопротивлению. Адриана требует, чтобы Астуріта немедленно уволил Джакомо, влюбленный полицейский выполняет ее просьбу беспрекословно. Измена Джакомо не имеет последствий, но юноша не может простить себе позорный поступок и накладывает на себя руки. Адриана горько оплакивает Джакомо, почти не замечая гибели Астуріти и Сонцоньо. Свою будущую ребенка, отцом которого она считает бандита Сонцоньо, Адриана хочет доверить семье любимого Джакомо. С этой ненародженою существом связана в романе тема будущего Италии, и сам образ блудницы Адрианы словно очищается, в нем проступают черты мадонны, человеческой матери. Роман Моравиа отличается звичаєописовістю, бытовыми деталями, и больше всего - психологічністю. Кроме этого в нем заметный политический подтекст, осуждение фашизма как дегуманизации, морального обнищания.
В «Римских рассказах» - послевоенная Италия. Рассказ идет от первого лица, обычно, это простой парень из тех, кто водит такси, стоит за прилавком, моет посуду в ресторане, бродит в поисках работы, может с отчаяния стать воришкой, а если повезет, устроится в кино на роль гангстера. Жизненная достоверность и лиризм «Римских рассказов» приближает их к неореализма, однако, в отличие от неореалістів, Моравиа никогда не развивает темы солидарности простых людей, они в него разобщены, одиноки. Почти трагически звучит этот мотив разобщенности в рассказе «Ромул и Рем»: двое бывших друзей из Сопротивления после войны становятся почти нищими, и один из них, осознавая свой позорный поступок, грабит другого. Словно ничего не изменилось с того времени, когда Ромул убил своего брата Рема, а позже основал город Рим. Трагическое в рассказах Моравиа соседствует с комическим.
С темой фашизма, войны, Сопротивления связан и роман «Чочара» (1957), который был полностью закончен и опубликован только в 1957 г. Главная героиня романа - Чезіра происходит из горной Чочарії, что известная дикостью своих жителей. Чезіра - натура энергичная, в Риме она быстро нажила состояния торговлей, а во время войны еще и спекуляцией, но война выбила Чезіру из привычной среды: она вместе с дочерью Розеттою становится беженкой, теряет все нажитое имущество. В романе перед читателем предстает тыл с его разрухой, с лишениями, голодом, произволом иностранных солдат. В этом романе предыдущие образы писателя изображены в другом ракурсе: обесчещенная Розетта спокойно и чуть ли не с собственной охоты становится блудницей, однако Чезіра надеется вернуть дочери утраченную веру в жизнь и добро. Появляется в «Чочарі» и интеллигент, антифашист Микеле Феста, который не является участником Сопротивления, но близкий ему по духу. Этот новый Микеле уже не похож на героя «Равнодушных», он активен в своей гуманности; не герой-борец, а скорее мученик Сопротивления, который погибает от фашистской пули, заступившись за жителей чужого ему села. Гибель Микеле отзывается болью в сердце Чезіри, очищая ее душу. В романе «Чочара» есть признаки, сближающие его с антифашистской литературой.
Социально-психологический роман «Презрение» («II disprezzo», 1954) посвящен судьбе итальянской интеллигенции в послевоенное время. Молодой писатель Риккардо Мольтені ищет «правильный путь» в искусстве и жизни. Ради заработка он идет работать в кино, пишет сценарии для Батиста, преуспевающего продюсера кассовых фильмов. Баттиста забирает его жену красавицу Эмилию и заставляет писателя переделывать на развлекательный лад сюжет древнегреческого «Одиссеи». Писатель Риккардо Мольтені не сразу понимает, что он, по сути, благословляет ухаживания Батиста к Эмилии и способствует искажению классической древней поэмы на угод;. прибыльном кино. Эту двойную измену Риккардо осознает слишком поздно: Эмилия покинула его, а впоследствии погибла в аварии, «сломалась», ударившись в автомобиле и повредив позвоночник Риккардо презирает и себя, и других. В конце концов, он отказывается от службы в Батиста; теперь у него нет работы, нет жены, нет перспективы. Роман «Презрение» написан с добрым чувством к интеллигента, который не хочет служить массовой культуре. В романе поднимаются проблемы семьи, культуры, которые тесно связаны со зловещей темой «выживания» человека в обществе, где царит культ денег.
В 50-х годах Моравиа написал несколько драм, связанных с темой дегуманизации личности «Беатриче Ченчі» (1955), «Не вияснюй» (1957). Впоследствии он создал довольно «жестокие» драме: «Мир такой, какой он есть» (1966), «Бог Курт (1967), «Жизнь-игра»(1969). В центре драмы «Беатриче Ченчі» («Beatrice Cenci») - история отцеубийства - исторический сюжет, впервые привнесен в литературу английским поэтом П.Б. Шелли. В драме Моравиа Беатриче лишена героического ореола. В начале потрясена развратными ухаживаниями родного отца, в кинц: драмы она становится любовницей мужчины, который согласился убить старого графа Ченчі. Из жертвы Беатриче превращается в убийцу отца, теряя при этом нравственные ориентиры, честь и достоинство.
В пьесе «Мир такой, какой он есть» профессор Мілоне выдвигает концепцию, которую называет «терапией языка»: из лексики будут удалены «устаревшие» слова: «любовь», «истина», «разум», а останутся лишь технические термины, спортивные и бытовые обозначения. «Бог Курт» - философско-политическая драма, события которой происходят в концлагере. Комендант лагеря Курт проводит «культурный эксперимент»: заставляет еврея Саула играть роль Эдипа в трагедии Софокла, режиссерская интерпретация Курта требует, чтобы за ходом спектакля Саул убил своего отца и изнасиловал мать. Эта антифашистская драма Моравиа есть также выступлением против современной интеллектуальной режиссуры, с ее жестокими экспериментами; зловещего трактовка приобретает мысль о стирании границ между театром и жизнью.
Моравиа затрагивает темы отчуждения человека от реальности. В поздних «римских рассказах» (сб. «Автомат» - «L'automa», 1963) и в романе «Скука»(«La noia», 1960). Моравиа поднимает тему отчуждения человека.
Главный герой романа «Скука» - художник Дино, который испытывает столь острую нудьгу. что она причиняет ему страдания, и разрушает его творческую активность. Страданием Дино противопоставлены уверенность и уравновешенность его матери, для которой скука - привычное состояние: содержание u жизни заключается в светских успехах и материальных достижениях, хотя острой необходимости в этом нет, поскольку она и без того богатая. Для нее важен сам процесс обогащения. Дино не присуще стяжательство, он находит другой спасение от скуки - эротику. Роман Моравиа, который и раньше не был далек от натуралистичности, на этот раз достигает признаков, характерных для эротического романа XX в. Роман «Скука» завершается самоубийством Дино - единственный выход, который нашел герой. Дино - последний из молодых героев Моравиа, которые представляют новое поколение итальянской интеллигенции, - это не труженики, а потребители с неуемным влечением к наслаждению. Удовлетворение этих влечений опустошает. В романе заметна критика современной цивилизации, что не способна утолить духовные потребности умственно развитого человека. Реализм Моравиа сочетает изящество психологического анализа и сатирический гротеск, в его романах имеющиеся многочисленные литературные реминисценции, художественные символы широкого обобщения.
Поздние произведения писателя - сборник рассказов «Рай» (1970), роман «Я и он» («Ио является lui», 1971), «Внутренняя жизнь» («La vita interiore», 1978), «Тысяча девятьсот тридцать четвертый год» (1983), «Наблюдатель» («l'uomo che quarda», 1985).
Отдельные произведения Моравиа украинском языке перевели И. Труш, А. Перепады, В. Скуратовский, П. Соколовский, Б. Александров.
И. Полуяхтова
|
|
|