ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МОР, Томас

(1478 - 1535)

МОР, Томас - творчество писателя

МОР, Томас (More, Sir Thomas - 07.02.1478, Лондон - 06.07.1535, там же) - английский мыслитель и политический деятель, писатель.

Мор - автор знаменитого романа «Утопия», положившее начало утопическом жанра. Будущий канцлер Генриха VIII, родился в семье ученого-юриста Джона Мора, сына рукавичника, который получил от короля рыцарское звание. После окончания школы в Сент-Антони был отдан в дом к архиепископу и лорд-канцлера сэра Мортона, который оказал значительное влияние на судьбу своего питомца. Мортон предрекал, что Томас станет «необычным человеком», он отдал его в Оксфордский университет, где Мора стал учеником первых английских гуманистов Лінакра и Гроцина. В доме сэра Мортона Мор слышал рассказы о правлении Ричарда III и впоследствии составил его жизнеописание, который существует в латинском и английском вариантах («History of Richard III»). Он был опубликован в 1543 г., после смерти Мора, став источником для шекспировской хроники и оказав влияние на последующую английскую историографию.

После окончания юридических школ Нью Инн и Лінкольнз Инн Мор был готов к принятию духовного сана, но изменил свое решение и стал адвокатом. Это помогло ему хорошо познать жизнь английского общества. В 1504 г. он был избран в парламент, где он зарекомендовал себя человеком бескомпромиссным и справедливой. После смерти Генриха VIII получил место помощника шерифа Лондона.

В 1499 p. Мор познакомился с великим нидерландским гуманистом Еразмом Роттердамским. Знакомство состоялось во время визита последнего в Англию. Во время своего следующего визита Эразм жил в доме Мора (1509). В письме немецкого гуманиста У. фон Гуттена Эразм поведал о Мора. В своем описании он подчеркнул соблюдения Мором одной из важнейших требований его времени: во всем избегать чрезмерности. «Тело-строением и телосложением он не отличается, - писал Эразм, - и все же о нем нельзя сказать, что он небольшого роста, поскольку во всех частях тела у него такая доладність, что лучшего нельзя и пожелать. Он белокожий, и лицо тяготеет скорее к белизне, чем к бледности, а румянец редко загорается. Волосы у него русые - темные, со светлым оттенком, или, если хочешь, светлое с темным оттенком. Борода не густая. Глаза серо-голубые в цятинку, что свидетельствует о мягкий характер, и британцы особенно любят такие глаза... Выражение лица, в соответствии с характером, открыт и полон веселого дружелюбия, готовой посмеяться при случае; по правде говоря, он скорее радостный, чем напыщенный и серьезный... Вот только руки крестьянские... Речь его удивительно внятная и разборчивая... Одежду он любит простой и не ходит ни в шелка, ни в бархате, ни в золотых цепях, если только не приходится одевать их ради дела. Удивления достойна его равнодушие к церемониям». Эразм совместно с Мором работал над переводами диалогов Лукиана, а также вместе с единомышленниками Мор принимал участие в составлении учебников для грамматических школ, которые открывались в то время в Англии. Вокруг Мора царила атмосфера дружелюбия и взаимопонимания. Во время разговоров с Мором Эразма возник замысел «Похвалы топоте», которую он посвятил М.

Свой досуг Мор посвящал литературе. В юности он писал стихи и комедии, создавал эпиграммы, писал стихи на латыни о детях, о своей юношеской любви, создавал бытовые зарисовки.

В 1510 г. Мор начал работу над «Утопией» («Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом остров Утопия» - «A fruteful and pleasaunt worke of the beste state of publyque weale, and of the newe yle called Utopia»). Латинский текст опубликован в 1516 г., английский перевод - 1551 p. Живя в эпоху великих географических открытий, когда на картах появлялись новые земли, Мор предложил читателям присоединиться к одной из экспедиций и познакомиться с жителями вымышленной им государства, греческое название которой «утопия» является игрой похожих по звучанию слов «несуществующая страна» и «благословенная страна». Так Мор открыл «островную» традицию в английской литературе.

Участники экспедиции, о которой рассказывает Мор, - реальные люди, которые жили на самом деле. Среди них сам автор, его покровитель кардинал Мортон, голландский гуманист Петр Эгидий, путешественник Амеріґо Веспуччи, знакомый Эгидия - Рафаил Гітлодей, от лица которого и ведется рассказ. Многие читатели поверили в реальность описанных событий. В примененном Мором методе берет начало традиция знаменитых мистификаций в литературе.

Мор высказал в своей книге мысли об идеально устроенном государстве и этим внес вклад в многовековые размышления о счастливом общественную жизнь. На его взгляды безусловно повлияли легенды о «золотой возраст» и идеи древних. Мор упоминает Платона и «коммунизм» первых христиан. Выдвинута гипотеза о том, что определенное влияние на «Утопию « оказали данные о общинный быт славянских народов. Существует мнение, что свою роль сыграли и рассказы о быте индейцев.

Все жители Утопии должны трудиться в меру своих сил. На их гербе сплелись серп, молот и пшеничные колоски. Они презирают деньги. В их стране из золота изготавливают только детские игрушки и ночные горшки. Воспитанные в разумной умеренности, они получают одежду и еду по необходимости. О спорности подобных суждений будет писать впоследствии многие. Но именно эта спорность заставляет размышлять над книгой Мора. В «Короле Лире» В. Шекспира есть строки:

Ведь нищий последний

И в нищете имеет какие-то радости.

Не дай человеку больше, чем ему нужно, -

И ты ее с животным сравнишь.

(Пер. М. Рыльского)

На ограниченно-равном распределении будет построен счастья идеального «Города солнца» Т. Кампанеллы. Мыслями о справедливо устроенное общество будут наполнены разделы о Телемское аббатство Ф. Рабле, размышления о «золотой возраст» Дон Кихота «Новая Атлантида» Ф. Бэкона разделы о королевство Брабдінгнег Дж. Свифта, «Вести ниоткуда» В. Морриса. Развитие идей Мора и споры с ними приведут к возникновению целого пласта «утопической» литературы, а в XX в. повлекут возникновение и развитие жанра антиутопии.

Размышления Мора сочетают публицистику с художественностью, сдобренные ярким творческим вымыслом, гротескным изображением ряда ситуаций, иногда с побутописанням. Писатель описывает быт утопійців, чем усиливает впечатление достоверности, невигаданість повествования.

В 1521 г. Генрих VIII пригласил Мора ко двору и предоставил ему рыцарское звание, а в 1523 г. по рекомендации короля М. стал спикером парламента, затем канцлером герцогства Ланкастерского, а в 1529 г. - канцлером королевства.

Бескомпромиссность Мора не позволила ему поддержать политику короля в отношении Реформации. Взгляды Мора находились в противоречии с учением Лютера об отсутствии у человека свободы: свободы и определенности наперед судьбы каждого. 1532 г. Мор отказался от должности. Ускорению процесса Реформации в Англии способствовало то, что у Генриха VIII не было детей в браке с Екатериной Арагонской. Мечтая о наследнике, он обратился в Рим к папе Клименту VII с разводом для повторного брака с Анной Болейн. После отказа в разводе он объявил себя главой англиканской церкви. Мор не поддерживал в этом короля, считая его действия противоправными. Королю же было необходимо одобрение человека, известного всей Европе. Мор был арестован, и 6 июля 1535 г. его казнили во дворе Тауэра. Во время казни Мор держался с достоинством и даже шутил с палачом. В 1886 p. Мора был канонизирован.

После смерти Мора его книга была переведена на итальянском языке 1548 г. и изданная в Венеции.

В 1637 г. она вышла в Кордове испанском языке.

Леся Украинка в статье «Утопия в беллетристике» (1906) отмечала, что Мор, в отличие от Платона, «поставил свой колективістичний идеал на демократический почву», а благодаря «живым рисункам» стал «наравне с лучшими белетристами новейшей эпохи». «Утопию» на украинском языке перевели И. Шаровольський (1931) и Й.Кобів(1988).



Есть. Чорноземова