|
МОЛЬЕР (ЖАН БАТИСТ ПОКЛЕН)
(1622-1673)
МОЛЬЕР (ЖАН БАТИСТ ПОКЛЕН)
Великий французский драматург, театральный деятель родился в Париже 15 января 1622 года в буржуаВНОй семье и должен был унаследовать профессию своего отца, придворного шлалерщика, или стать юристом, но он решил стать актером. По рассказу Гримаре, первого биографа Мольера, дед частенько водил внука к Бургундского отеля на представления трагедий, трагікомедій, в которых блестяще выступал Бельроз, и можно представить, что очарован Жан-Батист мечтал быть похожим на кумира парижан. Но эта профессия считалась одной из самых никчемных. Актеры были прокляты церковью, их не разрешали хоронить на кладбище, если перед смертью они не отказались от своего занятия. Когда Мольер стал прославленных писателем своего времени, Французская Академия предложила ему стать академиком, но при условии, что он покинет театральную деятельность. Мольер остался актером и руководителем своего театра, поэтому двери Академии для него навсегда закрылись.
Испытав свои актерские силы в школьных спектаклях и постановках, он вступил в труппу «Блистательного театра» (1644), но этот театр отнюдь не процветал, все актеры были любителями, а не профессионалами. В конце концов он потерпел фиаско, и Поклен, который отвечал за финансирование театра, даже какое-то время сидел в долговой яме. Актеры решили покинуть Париж в поисках счастья «провинции. Там они пробыли двенадцать лет (1646-1658). Сначала их постигли серьезные неудачи: они играли только трагедии, поскольку класициети считали комедии низким жанром, не мог касаться значительных проблем, ибо действительность в комедиях отображалась очень поверхностно и вульгарно, широко использовались грубые шутки, непристойные ситуации. Комедия имела развлекать. Аристократический зритель с презрением относился к комедии, а парижская театральная труппа могла рассчитывать на успех, только покорив аристократов, иначе ей было не видать ни славы, ни денег.
Классицизм с его презрительным отношением к комедиям сдерживал развитие этого жанра. Мольер - тоже класицист по способу отображения действительности, но этот гениальный драматург свободно относился к правил и норм, заявляя, что люди должны быть представлены в комедиях такими, какими они есть, чтобы в действующих лицах можно было познать современное общество; а если правила классицизма не помогают этому, на них не надо обращать внимания.
Работая в провинции, Мольер начинает осваивать принципы и приемы комедийных жанров, пишет сценарии для своей труппы. Труппа нашла свой репертуар и своего зрителя. Актеры достигли вершин комедийного мастерства, и Мольер в их составе формировал свой талант. Он сыпал шутками, импровизировал, его легкое заикание давало комический эффект, а лицо с массивным носом, большим ртом и густыми бровями сверкали весельем. Через несколько лет актер становится во главе театрального общества. Слава о провинциальную комедийную труппу доходит до Парижа. Мольер не только сам полностью отдавался сцене, он стал первым учителем новых принципов сценической игры.
В 1658 году труппа Мольера вернулась в Париж. Она сыграла перед Людовиком XIV и его двором трагедию Корнеля «Никомед». Снова трагедия - опять неудача. Но Мольер, желая исправить положение, сразу же показал свою комедию «Влюбленный доктор» в духе итальянских комедий масок. Успех был огромным. Король оставил труппу в Париже, отдал ей театр Пти-Бурбон, выделил Мольеру ежегодный пенсион. Первой пьесой для нового театра стала одноактная комедия «Смешные манірниці» (1659). В ней высмеивались провинциалки, которые восхищались преціоВНОю культурой, мечтали о аристократическое жизнь, отказав своим буржуазным женихом. Комедия имела огромный успех, но аристократки обиделась на Мольера, считая, что он высмеял их. Действительно, Мольер со злостью высмеял намерения аристократии отгородиться от народа с помощью условной культуры, причудливой языка и манер. Враги решили отомстить драматургу. Труппу выселили из Пти-Бурбона, а здание театра снесли так быстро, что в нем погибли декорации и костюмы. Актеры оказались на улице, но не покинули Мольера, хотя их приглашали в другие театры. Король выделил труппе новые помещения - зала во дворце Пале-Ройяль. В этом помещении Мольер будет работать до конца своей жизни. Король опекал молодой мольеровский театр: из двадцати восьми спектаклей половина была впервые показана именно королю, а многие из комедий были написаны и сыграны по специальному повелению короля.
Постановка трагедий, не приносила успеха труппе, наталкивает Мольера по мнению переместить моральную проблематику трагедии с ее условными античными персонажами на комедию, которая изображает современную жизнь обычных людей. Впервые эта идея была воплощена в комедии «Школа мужей» (1661), вслед за ней была «Школа жен» (1662), в которых драматург поставил проблему выкипания. Прославляя свободное гуманное воспитание, право человека на брак по любви, Мольер выступил против официальной морали своего времени. Феодальное общество, церковники, богатые буржуа не могли простить Мольеру нарушение феодальной морали. Однако, несмотря на злопыхательство врагов, комедия шла с большим успехом.
Мольер своей задачей в творчестве видел безжалостное разоблачение пороков - эгоизма, честолюбия, ханжества и стяжательства, что порождались обществом, основанным на дворянских привилегиях и собственнических инстинктах. На 1664-1670 годы приходится наивысший расцвет творчества великого драматурга. Именно в это время он создает свои лучшие комедии: «Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп», «Скупой», «Мещанин-шляхтич». Самая значительная комедия Мольера «Тартюф» имела трудную судьбу. Постановка впервые состоялась в 1664 году во время грандиоВНОго праздника, который был устроен королем в честь своей жены и матери. Мольер написал сатирическую пьесу, в который обличал «Общество святых даров» - таинственную религиозную учреждение, пыталась подчинить своей власти все сферы жизни в стране. Королю комедия понравилась, он опасался усиления власти церковников. Но королева-мать Анна Австрийская была глубоко возмущена сатирой, она занималась этим обществом. Церковники требовали, чтобы автора сожгли на костре за неуважение к церкви. Комедия была запрещена, но Мольер продолжал работать над ней. Художественная форма третьего варианта была совершенной - ее напечатали, ее читают и исполняют на сцене уже более трехсот лет.
Мольер умер в своем театре сразу же после постановки последней комедии «Мнимый больной» (1673), где он исполнял главную роль. Только после долгих хлопот его вдовы и личного указания короля Людовика XIV смогли похоронить тело Мольера по христианскому обряду, против чего возражала церковь. Мольеровская труппа была указу короля объединенная с труппой Бургундского отеля, в результате чего появился театр «Комеди Франсез» - «дом Мольера», как его и поныне называют французы.
Последняя выдающаяся комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» (1670) написана в жанре «комедии балета»: по указанию короля в нее были включены турецкие танцы. Мольер смог, вводя танцевальные сцены в сюжет комедии, сохранить единство ее структуры. Основной закон структуры заключается в том, что комедия характера возникает на фоне комедии нравов. Носители обычаев - это все герои комедии, за исключением главного действующего лица Журдена. Сфера обычаи - традиции, привычки общества. Персонажи способны выразить эту сферу только вместе (такими являются жена и дочь Журдена, его слуги, учителя, аристократы Дорант и Доримена, которые имеют цель нажиться за счет богатого буржуа Журдена). Они наделены характерными чертами, но не характером; эти черты комически заостренные, но не нарушают правдоподобия. Журден, в отличие от персонажей комедии нравов, предстает как комедийный характер. Особенности мольєрівських характеров заключаются в том, что тенденция, которая существовала на самом деле, приходится до такой степени концентрации, что герой выходит из рамок естественного, разумного порядка. Такими являются Дон Жуан, Альцест, Гарпагон, Тартюф, Аргон - герои в высшей степени честные и бесчестные, мученики благородных страстей и глупые. Таким является Журден, буржуа, который решил стать дворянином.
Постановке самой комедии предшествовала увертюра, после чего на сцене появлялись учителя музыки и танцев, они очень довольны, что нашли себе богатого покровителя, господина Журдена, благосклонного к дворянству и светского обхождения. Так сразу же, с первых реплик пьесы, определяется ее основная тема. Журден грезит вырваться из ничтожности и стать знатным лицом. Это определяет все его помыслы, желания и действия, полностью подчиняет его натуру, делается смыслом его жизни. Знаменательным является первый выход господина Журдена: нарядившись так, как одевается знать,- ему уже кажется, что его мечта - мечта буржуа - становится явью. Господин Журден очень охотно входит в новую роль и действительно считает себя достойным этого высокого звания. Он поддерживает дружбу с теми людьми, которые близки к королевскому двору. Но чем увереннее ведет себя Журден, то более напыщенным становится, чем дальше, тем комичнее выглядит его желание быть аристократом. Что же вызвало «безумие» господина Журдена? А то, что его представление об исключительности дворянства были притворными. И поэтому сатира рождалась из вопиющего несоответствия суждений о величие и благородство знати и настоящей цены господствующего положения. Смеясь над Журденом, который так хочет стать аристократом, Мольер одновременно смеялся и над тем идеалом, который выдумал для себя Журден. Но как ни старался дворянстве Журден не быть похожим на самого себя, все же он оставался таким, каким он был. Занимая графу Деньги, он считает их до последнего су, ссорясь с портным, служанкой или женой, он прибегает к ругани и даже драки, забывая про все «великосветские» уроки; изучая науки, он выбирал ту из них, в которой видел практическую необходимость, а перед тоскливым пением отдавал предпочтение простой веселенькій песенке. Его жажда дворянства менее всего была хитрым расчетом буржуа, субъективно она становилась искренней мечтой, которая захватила всю натуру Журдена. Это приводит к тому, что уважаемый господин Журден легко вступает в последний, буфонний акт комедии и свободно действует в прихотливом маскараде посвящения в сан «мамамуші». Даром что его бьют палками, зато он достиг желаемой цели. И очень знаменательно, что в этой атмосфере всеобщего веселья раздаются серьезные слова, которые откровенно выражают позицию автора. На вопрос, что ставит Журден Леонту, жениху своей дочери Люсиль, дворянин он или нет, Леонт не без гордости отвечает, что он не намерен присваивать себе дворянское звание и не является дворянином. Он прослужил шесть лет в армии и чувствует себя человеком, которая полезна государству и обществу. Благородство Леонта, по мнению Мольера, приобретенная его образом жизни и деятельности, тогда как поведение изображенных в пьесе аристократов - графа Доранта и маркизы Дорименти - полностью лишили их той благородства, что была дана им от рождения. В общей композиции пьесы ее карнавальный финал был направлен на осмеяние позорной и пошлой страсти к «одворянення» - господин Журден становится всеобщим посмешищем.
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
«Школа мужей», «Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп», «Скупой», «Мещанин-шляхтич».
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бордонов Ж. Мольер.- М., 1983;
2. Булгаков М. А. Жизнь господина де Мольера.- М., 1991.
|
|
|