|
МОЛЬЕР
(1622 - 1673)
МОЛЬЕР - творчество писателя
МОЛЬЕР (Moliere; автонім: Поклен, Жан Батист - 15.01.1622, Париж - 17.02. 1673, там же) - французский драматург.
Родился в буржуаВНОй семье и должен был унаследовать профессию своего отца, придворного оббивальника, или стать юристом, но он решил стать актером. Эта профессия считалась одной из самых низких и найзневаженіших. Актеры были прокляты церковью, их не разрешалось хоронить на кладбище, если перед смертью они не отрекались от своего ремесла. Когда Мольер стал самым известным писателем своего времени, Французская Академия предложила ему стать академиком, но при условии, что он порвет с театральной деятельностью. Мольер был актером и руководителем своего театра, поэтому двери Академии остались навсегда закрытыми для него.
Начало театральной карьеры юного Поклена был неудачным. Он организовал вместе с труппой друзей «Блестящий театр», но театр этот совсем не блистал. В конце концов он потерпел полный крах, и Поклен, который отвечал за финансы театра, некоторое время даже сидел в долговой тюрьме. Это нетрудно объяснить, когда познакомиться с репертуаром «Блистательного театра»: он почти сплошь состоял из трагедий, которые игрались на сцене лучшего театра Франции - «Бургундского отеля». Но если в «Бургундском отеле» работали выдающиеся трагические актеры, то в «Блистательном театре» почти все актеры были не специалистами, а любителями. Поняв свою ошибку, они решили покинуть Париж, чтобы попытать счастья на периферии.
Труппа находилась в провинции 12 лет, с 1646 до 1658 г. Сначала ее постигли серьезные неудачи. Публика не хотела смотреть трагедии и отдавала предпочтение итальянским актерам, которые играли импровизированные комедии масок. В общем времена для театральных постановок были не самые лучшие. В 1648 - 1653 гг. Францию охватило пламя гражданской войны, которая получила название Фронда.
Почему мольеровская труппа сразу не начала с комедий, хотя имела в своем составе несколько блестящих комедийных актеров, а с достойной удивления упорством выполняла трагедии? Это связано с тем, что классицисты считали комедию до низких жанров. Комедия не могла заторкувати большие проблемы, жизнь господствующих слоев. Действительность изображалась в ней крайне поверхностно, условно и вульгарно. Широко использовались грубые шутки, непристойные ситуации. Предметом смеха часто становились пощечины по лицу, избиение палками. Комедия подчинялась развлекательным задачей. Аристократический зритель пренебрежительно относился к комедии. Но парижская театральная труппа могла рассчитывать на успех, лишь снискав благосклонность аристократов, иначе ей не видать ни славы, ни денег.
Классицизм с его пренебрежительным отношением к комедии сдерживал развитие этого жанра. Мольер - тоже класицист по способу отражения действительности в обобщенно-типических образах. Но этот гениальный драматург свободно вел себя с правилами и нормами, установленными в классицистических трактатах: «Люди должны быть показаны в комедии такими, какими они есть на самом деле, чтобы в действующих лицах ее можно было бы опознать наше современное общество», - говорит Мольер и далее заявляет, что когда правила помогают этому, они добрые, когда же нет - то «не будем обращать на них внимания».
Работая в провинции, Мольер начал овладевать принципами и приемами комедийных жанров, стал писать сценарии для труппы. Каковы же итоги деятельности мольеровского театра на провинции? Он нашел свой репертуар и своего зрителя. Актеры достигли вершин комедийного мастерства. Труппа получила известность как лучший провинциальный театр Франции. У труппы есть свой драматург, она свободно распоряжается большими суммами денег, заработанных упорным трудом.
В 1658 г. труппа Мольера вернулась в Париж. Она представила перед Людовиком XVI и его двором трагедию Корнеля «Никомед». Снова трагедия - и снова неудача. Но Мольер, желая исправить впечатление, сразу же после «Нікомеда» показал свою комедию «Влюбленный доктор» на манер итальянских комедий масок. Успех был огромным. Король оставил труппу в Париже, отдал ей театр Пти-Бурбон, выделил Мольеру ежегодный пенсион.
Первой пьесой для нового театра стала одноактова комедия «Смешные манірниці» («Les precieuses ridicules», 1659). В ней высмеиваются провинциалки Мадлон и Като, которые увлеклись преціоВНОю культурой, мечтают о аристократическое жизни. Они дали отпор своим буржуазным женихом. Като говорит при этом: «подобает Ли нам принимать людей, которые в хорошем тоне совершенно ничего не смыслят?.. Заявиться на любовное свидание в чулках и панталонах одного цвета, без парика, в шляпе без перьев, в кафтане без лент!» Отвергнутые женихи решают отомстить девушкам и подсылают к ним своих слуг, переодетых в аристократов. Слуги прекрасно справляются со своими ролями, разговаривают на том же причудливом языке, что и преціозниці. Особенно отмечается Маскаріль. который выдает себя за маркиза (эту роль играл Мольер). Девушки увлечены кажущимися аристократами, но здесь раскрывается правда, буржуазные женихи смеются над преціозницями.
Комедия имела оглушительный успех. Но аристократки обиделись на Мольера, считая, что он высмеял их. Действительно, Мольер злобно высмеивает стремление аристократии отгородиться от народа с помощью условной культуры, причудливой языка и манер Слово «преціозний», которое раньше проиВНОсилось с уважением, после комедии Мольера стало вызывать общий смех.
Враги решили отомстить драматургу Труппу выгнали из Пти-Бурбона, а здание театра снесли с такой поквапливістю, что в нем погибли декорации и костюмы. Актеры оказались на улице. Но они не покинули Мольера, хотя их и приглашали в другие театры. Король выделил для труппы новое помещение - зал во дворце Пале-Рояль. В этом здании Мольер будет работать до конца своих дней.
Несмотря на успех «Смешных жеманниц», труппа Мольера, как и раньше, часто играет трагедии, хотя и без успеха. После ряда провалов Мольер пришел к чрезвычайно смелой мысли. Трагедия привлекает возможностью затронуть значительные общественные или моральные проблемы, но она не приносит успеха, не близка зрителям Пале-Рояля. Комедия же привлекает широкого зрителя, но в ней отсутствует глубокий смысл. Поэтому, необходимо перенести моральную проблематику с трагедии с ее условными античными персонажами в комедию, которая изображает современную жизнь обычных людей.
Впервые эта идея была воплощена в комедии «Школа мужей» («l'ecole des maris», 1661), за которой появилась еще ярче комедия «Школа жен» («l'ecole des femmes», 1662). У них поставлена проблема воспитания. Для ее раскрытия Мольер соединяет сюжеты французского фарса и итальянской комедии масок: он изображает опекунов; воспитывающие девочек, оставшихся без родителей, для того, чтобы впоследствии жениться на них. В «Школе мужей» противопоставлены Арист, который воспитывает девушку Леонору на свободе, и его брат Сґанарель, который держит свою воспитанницу Изабеллу взаперти, не позволяет ей никаких развлечений, преследует ее своей ревностью и подозрительностью. Несмотря на то, что Арист на 20 лет старше брата, Леонора проникается уважением и любовью к нему, становится его женой. Изабелла же обманывает своего злого опекуна Сганареля и выходит замуж за юного Валера, которого она полюбила, несмотря ни на какие запреты. Так сочетаются рассказ о семейных проблемах, свойственна фарса, и рассказ о любви, на пути которого стоят препятствия, - типичный сюжет итальянских комедий - в одно целое, где за комичной форме возникает серьезный содержание: анализ проблем воспитания и нравственности. Мольер выступает сторонником свободного, разумного воспитания и нравственности, основанной на естественной склонности.
В «Школе мужей» Мольер лишь испытал новые пути. Успех пьесы показал, что выбранное направление правильное. В «Школе жен» писатель приходит к созданию нового жанра - «высокой комедии», которая, по словам А. Пушкина, «близко подходит к трагедии». В «Школе жен» эта близость была связана преимущественно с формой: в комедии 5 актов, она написана стихами и т. д., и только серьезная проблематика указывает на сближение с трагедией и по содержанию. Взяв сюжет «Школы мужей», Мольер его опроверг, оставив только историю Сґанареля. Позитивная программа, выраженная в истории Ариста, понятна и так, она возникает в умах зрителей, которые наблюдают за комедией жизни. В «Школе жен» богатый Арнольф хочет силой жениться на своей воспитаннице Аґнесі. Беря себе в воспитанницы незаможну девушку, Арнольф рассчитывал, что она будет во всем покорная богатому мужчине. Арнольф, как и Сґанарель, держит Агнессу под замком, ничего ей не позволяет, ничего ее не учит. В начале комедии Аґнеса - наивная, необразованная девушка, которая ничего не знает о жизни и любви. Но никакими Решетками не можно оградить человека от действительности. Случайно увидев юношу Ораса, Аґнеса полюбила его. Наивность Агнессы и Ораса приводит к тому, что они признаются в своей любви Арнольфові. Злобный опекун торжествует: тайна в его руках. Но под влиянием любви Аґнеса меняется. Борясь за свою любовь, она становится умной, хитрой, предупредительным и достигает своего: Аґнеса и Орас женятся, а Арнольф остается ни с чем.
Прославляя свободное, гуманное воспитание, право человека вступить в брак по любви, оправдывая поступки человека продиктованы естественными чувствами, Мольер выступал против официальной морали своего времени. В образе Агнессы он опередил просветителей, которые рисовали «естественном человеке», не зіпсуту цивилизацией, но для Мольера такая «естественный человек» еще выступает объектом для смеха, хотя и незлого. Только одно приветствует Мольер в «природному человеку» - ее природные наклонности, настоящие чувства, которыми она руководствуется в своих поступках.
Феодальное общество, церковники, богатые буржуа не могли простить Мольеру нарушение феодальной морали. По их убеждению, Аґнеса должна выйти замуж за своего воспитателя, каким бы он не был. Но она обманула его, а Мольер полностью на ее стороне - значит, он аморальный писатель. Кроме того, критики были возмущены, что комедия вторгается в область трагедии. «Школе жен» стали упрекать за нарушение правил искусства. И несмотря на злобность многочисленных врагов, комедия шла в Пале-Рояле с огромным успехом.
Мольер решил ответить своим противникам в необычный способ. Он написал небольшую пьесу «Критика «Школы жен» («La critique de l'ecole des femmes», 1663). В аристократическом салоне идет обсуждение комедии Мольера «Школа жен». Кли-мена, очень похожа на героинь комедии «Смешные манірниці», маркиз, поэт Лізідас нападают на «Школу жен». Но пьеса имеет и своих защитников. Это Дорант и Урания, люди свободомыслящие, рассудительные, хорошо разбирающиеся в искусстве. Они высказывают мысли, важные для Мольера. Художественность следует связывать не с соблюдением правил, а с соответствием действительности. Драматург, который работает для городского театра, а не для узких аристократических кругов, должен ориентироваться на оценку партера (в партере в то время сидели мещане, преимущественно буржуа, тогда как аристократы занимали ложи балконов). Хотя противники Мольера пробовали бороться с ним его же оружием и написали несколько пьес, вроде «Критики «Вреда жен», победа осталась на стороне Мольера.
На 1664-1670 гг. приходится наивысший расцвет творчества великого драматурга. Именно в эти годы он создал свои лучшие комедии «Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп», «Скупой», «Мещанин-шляхтич».
В лучшей комедии Мольера «Тартюф, или Обманщик» («Tartuffe, ou L'imposteur», 1664-1669) была тяжелая судьба. Впервые она была поставлена в 1664 г. во время грандиоВНОго празднования, устроенного королем в честь своей жены и своей матери. Мольер написал сатирическую пьесу, в которой разоблачает «Общество святых даров» - тайную религиозную организацию, которая пыталась подчинить своей власти все сферы жизни в стране. Королю комедия понравилась, поскольку он опасался усиления власти церковников. Но королева-мать Анна Австрийская была глубоко возмущена сатирой: ведь она была негласной покровительницей «Общества святых даров». Церковники требовали, чтобы Мольера подвергли жестокой пытке и сожжению на костре за оскорбление церкви. Комедия была запрещена, но Мольер продолжал работать над ней: к первоначальному варианту он добавил две новые действия, усовершенствовал характеристику персонажей, от критики достаточно конкретных явлений переходит к более обобщенной проблематике. «Тартюф» приобрел черты «высокой комедии».
В 1666 г. умерла Анна Австрийская. Мольер воспользовался этим и в 1667 г. показал на сцене Пале-Рояля второй вариант «Тартюфа». Герой был переименован в Панюльфа, комедия шла под названием «Обманщик», особенно острые сатирические места были изъяты или же смягчены. Успех пьесы был безумным, но ее снова запретили после первого же спектакля. Мольер не сдавался. Наконец, в 1669 г. он поставил третий вариант «Тартюфа». На этот раз Мольер усилил сатирическое звучание пьесы. ее художественная форма была доведена до совершенства. Именно этот, третий вариант «Тартюфа» был опубликован, его читают и играют на сцене уже более трехсот лет.
Главное внимание Мольер сосредоточил на создании характера Тартюфа и развенчании его мерзкой деятельности. Тартюф (его имя, придуманное М., происходит от слова «обман») - страшный лицемер. Он прикрывается религией, представляет из себя святого, а сам ни во что не верит, тайно улаживает свои нечистые дела. Лицемерие для Тартюфа совсем не доминирующая черта характера, оно и является самым характером. В класицистів - это характерное свойство, генеральная качество, специфика того или иного человеческого типа. Характер может быть предельно, неправдоподобно заостренным, поскольку такое обострение его не искажает, а, наоборот, обнаруживает. Этим характер отличается от обычаев - характерных черт, каждую из которых нельзя обострять до противопоставления другим, чтобы не исказить связи в целостной картине нрава. Обычаи - это общее, устоявшееся, привычное; характер - особое, редкое именно по степени взвешенности свойства, распыленной в обычаях общества.
Характер Тартюфа с ходом пьесы не меняется. Но он раскрывается постепенно. Композиция комедии очень своеобразная и неожиданная: главный герой Тартюф появляется только в третьем действии. Две первые действия - это спор о Тартюфа. Лицемерие героя приводит к тому, что существуют два совершенно противоположные взгляды на него. Глава семейства, в которое втерся Тартюф, Оргон и его мать - госпожа Пернель считают Тартюфа святым мужем, их доверие к облудника безгранична. Религиозный энтузиазм, который пробудил в них Тартюф, делает их слепыми и смешными. На втором полюсе - сын Оргона Даміс, дочь Марианна со своим любимым Валером, жена Эльмира и другие герои. Среди всех этих персонажей, которые ненавидят Тартюфа, особенно выделяется служанка Дорина. В М. во многих комедиях люди из народа умнее, изобретательнее, энергичнее, талантливее своих господ. Для Оргона Тартюф - вершина всевозможных совершенств, для Дорины - это «нищий, который пришел сюда худой и босой», а теперь «считает себя владыкой».
Но вот появился Тартюф. Третья и четвертая действия построены очень похоже: Тартюф дважды попадает в «мышеловку», его сущность становится очевидной. Этот святоша решил соблазнить жену Оргона Эльмира и действует без всякого стыда. Впервые его откровенные признания Эльмире слышит сын Оргона Даміс. Но его разоблачением Оргон не верит, он не только не изгоняет Тартюфа, но и. наоборот, дарит ему свой дом. Надо было повторить всю эту сцену специально для Оргона, чтобы он прозрел. Эта сцена четвертого действия, в которой Тартюф снова требует от Эльмиры любви, а под столом сидит и все слышит Оргон, - одна из самых известных сцен во всем творчестве Мольера.
Теперь Оргон понял истину. И неожиданно ему возражает госпожа Пернель, которая не может поверить в преступность Тартюфа. Как не сердится на нее Оргон, ее ничто не может убедить, пока Тартюф не изгоняет всю семью из дома, который принадлежит теперь ему, и не приводит офицера, чтобы арестовать Оргона как изменника королю (Оргон доверил Тартюфові секретные документы участников Фронды). Так Мольер подчеркивает особую опасность лицемерия: трудно поверить в низость и аморальность лицемера, пока непосредственно не столкнешься с его преступной деятельностью, не увидишь его лица без благочестивой маски.
Пятая действие, в которой Тартюф, сбросив маску, угрожает Органу и его семье большими бедами, приобретает трагические черты, комедия перерастает в трагикомедию. Основа трагикомического в «Тартюфе» - прозрение Оргона. До того времени, пока он слепо верил Тартюфу, он вызвал только смех и осуждение. Или мог вызвать другие чувства человек, который решил отдать свою дочь за жену Тартюфу, хотя знал, что она любит Валера? И когда Оргон понял, как его обманули, он начинает вызывать жалость и сочувствие как человек, ставший жертвой негодяя. Драматизм ситуации усугубляется еще и тем, что вместе с Оргоном на улице оказалась его семья. И уже самым драматичным является то, что спасения ждать неоткуда: никто из героев пьесы не может преодолеть Тартюфа.
Но Мольер, скоряючись законам жанра, заканчивает пьесу счастливой развязкой: оказывается, что офицер, которого привел Тартюф, чтобы арестовать Органа, имеет королевский приказ арестовать самого Тартюфа. Король давно следил за этим мошенником, и, как только деятельность Тартюфа стала опасной, был немедленно издан указ о его аресте. Однако концовка «Тартюфа» представляет собой предположительно счастливую развязку. Тартюф - не конкретный человек, а обобщенный образ, литературный тип, за ним стоят тысячи лицемеров. Король же, напротив, не тип, а единственный человек в государстве. Невозможно представить, чтобы он мог знать о всех Тартюфів. Таким образом, трагикомический оттенок произведения не снимается его счастливым окончанием.
На протяжении веков «Тартюф» оставался самой популярной комедией Мольера. Высокую оценку этому произведению давали. Гюго и О. де Бальзак. Имя Тартюфа стало нарицательным.
Запрет «Тартюфа» в 1664 г. нанесла труппе Мольера значительных убытков: спектакль должен был стать главной премьерой года. Мольер срочно написал новую комедию - «Дон Жуан» («Don Juan, ou le Festin de pierre»). Завершена в 1664 г., она была поставлена в начале следующего года. Если вспомнить, что «Тартюф» 1664 г. - еще не тот большой «Тартюф», а три актовый пьеса, которую нужно было улучшать и дошліфовувати, то станет понятно, почему «Дон Жуан», появился позже от первоначального варианта «Тартюфа», считается первой крупной комедией Мольера.
Сюжет взят из пьесы испанского писателя XVII в. Тирсо де Молины «Севильский озорник, или Каменный гость» (1630), где впервые появился Дон Хуан (по-французски - Дон Жуан). Под именем, данным герою Мольером, он становится мировым литературным типом. Мольер значительно упрощает сюжет пьесы Тирсо де Молины. Основное внимание он уделяет столкновению между Дон Жуаном и его слугой Сганарелем. Имя Дон Жуана стало нарицательным для обозначения развратника, который соблазняет множество женщин и потом их бросает. Эта черта Дон Жуана в комедии Мольера объясняется его принадлежностью к аристократии, которой все дозволено и которая ни в какую не хочет чувствовать свою ответственность. Дон Жуан - эгоист, но он не считает это плохо, поскольку эгоизм вполне согласуется с привилегированным положением аристократа в обществе. Портрет аристократа дополняется безбожием, полным пренебрежением к религии.
Аристократическом свободомыслию Дон Жуана противопоставляется буржуазная благонамеренность Сганареля. На чьей же стороне Мольер? Ни на чьей. Если свободомыслие Дон Жуана вызывает симпатию, то это чувство исчезает, когда Дон Жуан прибегает к лицемерию вроде Тартюфа. Его противник Сганарель, который защищает мораль и религию, трусливый, лицемерный, больше всего на свете любит деньги.
Поэтому в финале пьесы, которая тоже перерастает из комедии в трагикомедию, обоих героев ждет кара, соответствовало их характерам: Дон Жуан проваливается в ад, затянутый туда статуей убитого им Командора, а Сганарель думает о том, что хозяин, проваливаясь в ад, не рассчитался с ним. «Мое жалованье, мое жалованье!» - этими жалобными возгласами Сганареля заканчивается комедия.
В «Дон Жуане» Мольер больше, чем в других своих великих комедиях, отступает от правил классицизма. Характеры здесь не такие однобокие, а оценка их неоднозначна. Комическое сочетается с трагическим, три единства не сохраняются. Действие происходит то во дворце, то на берегу моря, то в лесу. Комедия написана прозой. Церковники сразу поняли, что Мольер не случайно поручил в пьесе защищать религию таком нікчемі, как Сґанарелю. Комедия прошла 15 раз и была запрещена. Издана она была после смерти Мольера, а опять поставлена во Франции лишь в 1841 г.
В комедии «Мизантроп» («Le misanthrope», 1666) М. решил исследовать еще один недостаток - человеконенавистничество. Однако он не делает героя комедии - мізантропічного Альцеста - отрицательным персонажем. Наоборот, он изображает честного, прямого человека, который хочет сохранить в себе человеческое начало. Но общество, в котором живет герой, производит ужасное впечатление, «повсеместно царит мерзкая несправедливость». Только любовь к Селімени удерживает Альцеста в Париже. Но эта светская, избалованная барышня не достойна его чувств. Она вовсе не собирается расстаться с удовольствиями и развлечениями парижской жизни ради Альцеста. Если в «Тартюфе» трагикомическое начало было прикрыто предположительно счастливой развязкой, то в последних словах Альцеста, который покидает Париж, ощутимые даже не трагикомические, а трагедийные нотки.
«Мизантроп» - наиболее яркий образец «высокой комедии». Это совершенное по форме произведение. Мольер работал над ним больше, чем над любой другой своей пьесе. Это самое любимое его произведение, в нем присутствует лиризм, что свидетельствует о близости образа Альцеста его создателю. Наивысшую оценку комедии дал теоретик классицизма Н. Буало.
В «Мізантропі» Мольер гениально предвосхитил идеи Просвещения. Альцест - человек XVIII в., в XVII в. ему негде приложить свои моральные силы. Это философ, а ему приходится критиковать жалкие мелочи: недотепистый сонет, легкомыслие Селімени т.д. Несоответствие серьеВНОсти, страстности критики и никчемности ее объектов и составляет основу комического в «Мізантропі». «Естественный человек» XVIII в. во времена Мольера еще смешная. Вот почему великий просветитель Ж. Ж. Руссо осудил драматурга за насмешки над Альцестом: «Повсеместно, где Мизантроп смешной, он лишь выполняет обязанность порядочного человека», - писал Руссо.
В комедии «Скупой» («L'avare», 1668) использованы мотивы комедии древнеримского драматурга Плавта «Горшок». Но она насквозь современная. М. показал в ней страшную власть денег над душами людей. Герой комедии Гарпагон - воплощение скупости и в то же время вполне реальная фигура ростовщика XVII ст. Ради денег он готов на все. Ему безразлично, что его дочь Элиза влюблена в Валера, а сын Cleanthes влюблен в Марианну: он хочет отдать дочь замуж за старого Ансельма, поскольку тот готов взять ее без приданого, а сына - за богатую вдову. Себе же он хочет взять в жены невесту сына Марианну, будучи уверенным, что деньги добавят ему красоты, молодости и блеска.
Мольер показывает, насколько опасен Гарпагон, какой страшной является власть денег. Ведь моральные принципы молодых героев комедии также уже подались. Cleanthes ждет смерть отца и участвует в похищении у того ящика с деньгами, которую возвращает только в обмен на согласие Гарпагона женить сына с Марианной. Марианна готова стать женой Гарпагона, потому что рассчитывает на скорую смерть старого. Валер, чтобы добиться руки Элизы, устраивается к Гарпагона управляющим и дурит его как может. Власть денег настолько велика, что распутать существующий клубок противоречий могут только деньги.
Мольер вводит новый мотив, тайну рождения героев, который получит в XVIII в. широкое распространение в драматургии. Оказывается, что Валер и Марианна - дети Ансельма, настоящее имя которого Томазо д'Альбурчі. Этот неаполитанский аристократ потерял свою семью во время крушения корабля, и вот спустя много лет он находит сына и дочь, которые и не подозревали о том, что они родственники. Теперь Марианне не надо искать богатого жениха, а Валер может взять Элизу и без приданого. Cleanthes, который получил от Гарпагона разрешение на брак с Марианной, обещает отцу вернуть ящик с деньгами.
В образе Гарпагона с особой яркостью проявился классицистический подход к характеру, в котором раВНОобразие уступает перед единством, индивидуальное - перед обобщенно-типичным. Однако мольеровский подход к изображению характера дает огромный художественный эффект. Его характеры настолько значительные, что их имена становятся нарицательными. Нарицательным стало и имя Гарпагона на определение страсти к накоплению и предельной скупости.
Последняя выдающаяся комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» (1670), написанная в жанре «комедии-балета»: по указанию короля в нее были введены турецкие танцы. Мольер умело вплел танцевальные сцены в сюжет комедии, сохранив целостность ее структуры. Общий закон этой структуры заключается в том, что комедия характера возникает на фоне комедии нравов.
Носители обычаев - это все герои комедии, за исключением главного действующего лица - Журдена. Сфера обычаи - обычаи, традиции общества. Персонажи могут выразить эту сферу только вместе, в совокупности (такими являются жена и дочь Журдена, его слуги, учителя, аристократы Дорант и Дорімена, которые хотят поживиться за счет богатства буржуа Журдена). Они наделены характерными чертами, но не характером. Черты эти, даже комически заостренные, все же не нарушают правдоподобия.
Журден, в отличие от персонажей комедии нравов, выступает как комедийный характер. Особенность мольеровского характера заключается в том, что тенденция, которая существует на самом деле, приходится до такой степени концентрации, что герой выпадает из рамок естественного, «разумного» порядка. Такими являются Дон Жуан, Альцест, Гарпагон, Тартюф, Оргон - герои щонайвищих добродетели и злодейства, мученики благородных страстей и глупые. Таким является и Журден, буржуа, который решил стать дворянином. Сорок лет он жил в своем мире и не знал никаких противоречий. Этот мир был гармоничным, потому что все в нем были на своих местах. Журден был достаточно умным, по-буржуаВНОму сообразительным. Стремление попасть в мир дворян, что стало характером буржуа Журдена, разрушает гармоничный семейный быт. Журден становится одновременно и самодуром, тираном, который препятствует Клеонтові жениться на влюбленной в него Люсиль, дочери Журдена, только потому, что тот не дворянин, и наивным ребенком, которого легко обмануть, играя на его дворянских пристрастиях. Журден вызывает и смех, и смех сатирический, осуждающий.
Устами Клеонта изложена идея пьесы: «Люди без зазрения совести присваивают себе дворянское звание, - этот вид воровства, очевидно, стал привычным. Но я насчет этого, признаюсь, более деликатный. Я думаю, что любой обман бросает тень на порядочного человека. Стыдиться тех, от кого тебе небо обрекло родиться на свет, хвалиться в обществе вымышленным титулом, выдавать себя не за то, чем ты есть на самом деле, - это, на мой взгляд, признак душевной низости».
Но эта идея входит в противоречие с дальнейшим развитием сюжета комедии. Благородный Клеонт в конце пьесы, для того, чтобы добиться разрешения Журдена на брак с Люсиль, выдает себя за сына турецкого султана, а честные госпожа Журден и Люсиль помогают ему в этом обмане. Обман удался, но в итоге побеждает Журден, потому что заставил честных людей, своих родных и слуг вопреки их честности и порядочности прибегнуть к обману. Под влиянием Журденов мир меняется. Это мир ограниченности, где господствуют деньги. Мольер направляет свой сатирический смех и против таких буржуа, как Журден, и против таких аристократов, как Дорант и Дорімена. Но на каких принципах стоит он сам? Мольер исходит из морали, которая выдается ему общечеловеческой, естественной.
Мольер умер в своем театре сразу после премьеры его последней комедии «Предполагаемый больной» (Le malade imaginaire», 1673), где он исполнял главную роль. Только после долгих хлопот его вдовы и личного указания короля Людовика XIV удалось похоронить тело Мольера по христианскому обряду, против чего возражала церковь. Мольеровская труппа была в 1680 г. объединена с труппой Бургундского отеля, в результате чего появился театр «Комеди Франсез» - «дом Мольера», как его и сегодня называют французы.
Украинский язык отдельные произведения Мольера перевели В. Самойленко, И. Стешенко, М. Рыльский, М. Кресан-Тобилевич и другие. Пьесу «Жорж Данией» переработал 1909 г. под названием «Хоть с моста в воду головой» М. Кропивницкий. Комедии «Тартюф», «Скупой», «Мещанин-шляхтич», Проделки Скапена», «Больной, да и только», «Смешные манірниці», «Врач не по своей воле» относились в украинских театрах.
В. Луков
|
|
|