ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МОЭМ, Уильям Сомерсет

(1874 - 1965)

МОЭМ, Уильям Сомерсет - творчество писателя

МОЭМ, Уильям Сомерсет (Maugham, William Somerset - 25.01.1874, Париж - 16.12. 1965, Кап-Ферре, юг Франции) - английский писатель.

Выступал как драматург, романист, новеллист и критик. Сам Моэм называл себя одним из ведущих писателей второго разряда. Моэм достиг значительной популярности и признания за присущее ему мастерство рассказчика, правдивость, отточенность литературной формы, основанной на принципе простоты, доходчивости и благозвучия.

Моэм родился в семье юриста британского посольства в Париже. Говорить по-французски начал раньше, чем освоил английский. Он был намного моложе своих трех братьев и, когда те отправили учиться в Англию, оставался единственным ребенком в доме родителей, почти никогда не расставаясь с матерью, к которой был очень привязан. В восемь лет он осиротел: от туберкулеза умерла мать. С ее потерей связаны самые сильные переживания в жизни Моэма. Именно в это время он начал затинатися. Через два года внезапно умер отец. Это случилось именно в то время, когда в пригороде Парижа был достроен дом, в котором имела замешкувати вся семья. Но семьи больше не было. Старшие братья учились в Кембридже, готовясь стать юристами, а Вилли отослали в Англию под опеку дяди - священника Генри Моэма.

В хмуром и холодном пасторском доме прошли его школьные годы. Он рос одиноко и замкнуто. В школе чувствовал себя аутсайдером, отличаясь от мальчишек, которые выросли в Англии. Они смеялись с заики, с того, как он говорил на английском. Мучительная застенчивость донимала Моему, а преодолеть ее он был не в состоянии. Близких друзей не оказалось. «Я никогда не забуду страданий этих лет», - говорил Моэм, избегая вспоминать свое детство. Навсегда остался осадок горечи, постоянной настороженности, боязни быть униженным. Выработалась привычка наблюдать за всем с определенной дистанции.

Книги и страсть к чтению помогли Моему спрятаться от навкілля. Вилли жил в мире книг, среди которых любимыми стали сказки «Тысячи и одной ночи», «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла, «Уэверли» В.Скотта и приключенческие романы капитана Маррієта. Моэм хорошо рисовал, любил музыку, принадлежал к числу лучших учеников и мог претендовать на место в Кембридже, но глубокой заинтересованности относительно этого не чувствовал. Светлые воспоминания остались только о одного учителя - Томаса Филда, которого под именем Тома Перкинса Моэм описал в романе «Бремя человеческих страстей». Но и радость от общения с Филдом не могла перевесить то жестокое и темное, что пришлось познать Моему в классных и спальных комнатах школы-интерната для мальчиков.

В пятнадцать лет Моэм понял, что детство закончилось. Боль и раны остались на всю жизнь, но укрепилась сила сопротивляемости, внутренней независимости, что и помогло добиться согласия дядю отослать его в Германию изучать немецкий язык. Моэм поехал в Гейдельберг, где впервые почувствовал себя свободным, занимался тем, к чему лежало сердце. Его увлекла философия, он слушал лекции К. Фишера о А. Шопенгауэра, штудировал труды Б. Спинозы. Открыл для себя Г. Ибсена и Г. Зудермана, проникся особой атмосферой жизни театра. Неизгладимое впечатление на М. произвела музыка Г. Ватера. а чтение гетевого «Фауста» открыло для него новый мир. В это время он прочитал романы Дж. Мередита, поэзии А. Ч. Свінберна, П. Б. Шелли, П. Верлена, «Божественную комедию» Данте. Размышляя над «Жизнью Иисуса» Ренана, М. впервые отчитался себе в том, что навсегда потерял веру и стал агностиком. Как утверждал впоследствии близок к Моэма Алан Сірл, Моэм хотел, но не мог верить; душа его жаждала веры, разум отрицал ее.

Моэм вернулся в Англию, когда ему было восемнадцать. Жизнь в Гейдельберге способствовало его интеллектуальному пробуждению. Теперь надо было выбрать профессию. Дядя хотел видеть его священником и склонял к изучению богословия, но Моэм сделал свой выбор самостоятельно: он поехал в Лондон и 1892 г. стал студентом медицинской школы при больнице св. Томаса. Годы, проведенные в больнице и бедных кварталах одного из районов Лондона - Ламбете, где он лечил своих пациентов, сделали с М. не только врача, но и писателя. Все эти годы он напряженно работал. Врачебная практика немало дала Моему как писателю. Он увидел жизнь в неприкрашеному виде, научился понимать людей. «За эти три года,- писал Моэм в автобиографической книге «Подводя итоги» («The Summing Up», 1938),- я был свидетелем всех эмоций, на которые способен человек. Это распаляло мой инстинкт драматурга, волновало во мне писателя... Я видел, как люди умирали. Видел, как выглядит надежда, страх, облегчение; видел черные тени, которые накладывает на лицо отчаяние; видел мужество и стойкость». Занятия медициной сказались на особенностях творческой манеры Моэма. Как и у других писателей-врачей (Синклер Льюис, Джон о'хара), его проза неметафорична, лишена аффектации и преувеличений.

Средства к существованию были, но не было близких друзей, никого, кто мог бы направить в литературной работе, которой Моэм посвящал теперь все свое свободное время. Жесткий режим - с девяти до шести больница - оставлял свободными только вечера. Он проводил их, поглощая книги, и учился писать. Перевел «Привидения» Г. Ибсена, стремясь изучить технику драматурга, сам писал пьесы и рассказы. Рукописи двух рассказов Моэма прислал издателю Фишеру Анвіну. Одно из них получило благосклонный отзыв Е. Гарнета - известного авторитета в литературных кругах. Гарнет посоветовал неизвестному автору продолжать писать, а издатель ответил Моему «Нужны не рассказы, а роман». Прочитав ответ Анвіна, Моэм сейчас же взялся за создание «Лизы из Ламбета». В сентябре 1897 г. этот роман был опубликован. С этого времени Моэм стал профессиональным писателем.

Моэм писал в разных жанрах: выступал как драматург - «Леди Фредерик» («Lady Frederick», 1907), «Неизвестность» («The Unknown», 1920), «Адуг» («Тгіе Circle», 1921), «За боевые заслуги» («For Services Rendered», 1932), «Шеляг» («Sheppey», 1933) и др.; романист - «Лиза из Ламбета» («Liza of Lambeth», 1897), «Миссис Крэддок» («Mrs Craddok», 1900), «Бремя человеческих страстей» («Of Human Bondage», 1915), «Луна и грош» (The Moon and Sixpence», 1919), «Красочное покрывало» («The Painted Veil», 1925), «Пряники и пиво» («Cakes and Ale», 1930), «Театр» («The Theatre», 1937), «На лезвии бритвы» («The razor's Edge», 1945) и др.; новеллист - сборник «Трепет листа» (The Trembling of a Leaf» , 1921), «От первого лица» (First Person Singular», 1931), «Игрушки судьбы» (Creatures of Circumstances», 1947) и др. Моэм является автором многих статей о писательское ремесло, об искусстве рассказчика, о романистов (Г. Филдинг, Дж. Остен, Диккенс, Г. Флобер, Ф. Достоевский). М. живо откликался на запросы времени и вкусы публики. Его путь к успеху не был легким; он работал регулярно, упорно и целенаправленно, сумел добиться признания и материального благополучия, став одним из самых читаемых авторов. Тиражи его книг раскупались с удивительной скоростью и приносили большие прибыли.

Моэм всегда подчеркивал, что сфера его интересов как читателя была связана с характерами и судьбами людей, внешне, казалось бы, ничем особенно не примечательных. Он не тяготел к исключительному, считая, что самое интересное и неожиданное содержится в повседневной. Из боли и страданий, с которыми жизнь столкнула его в Лам-бете, родился первый роман, написанный в традициях натурализма, где речь идет о судьбе молодой женщины, которая стала жертвой среды. «В «Лизе из Ламбета», - писал Моэм в книге «Подводя итоги», - я, ничего не добавляя и не преувеличивая, изобразил людей, которые встречались мне в районе, который я обслуживал как практикант-акушер, и случаи, которые поразили меня, когда по долгу службы я заходил в дома или в свободное время бродил по улицам... За недостатком воображения я просто вносил в книги то, что видел собственными глазами и слышал своими ушами». Принципа достоверного описания обыденного Моэм остался верен и в дальнейшем.

Если в «Лизе из Ламбета» чувствуется влияние Э. Золя, то роман «Миссис Крэддок» написан в традициях мопассанівської прозы. Здесь впервые в Моэма прозвучал вопрос о том, что такое жизнь и любовь. Очевидна близость «Миссис Крэддок» к роману Г. де Мопассана «Жизнь». Моэм высоко ценил Мопассана. «Он предельно ясный и выразительный, прекрасно чувствует форму и умеет выжать из своих сюжетов максимум драматизма», - писал Моэм. К тому же стремился и сам Моэм.

Сенсационный успех имели пьесы Моэма, они же обеспечили ему материальный достаток. День премьеры «Леди Фредерик» - 26 октября 1907 г. - стал знаменательным в жизни М.: он был признан как драматург. Моэм продолжает традиции театра Реставрации и комедий О. Уайльда, изображает обычаи, глупость и пороки светского общества. В замечательных диалогах раскрываются лицемерие и ханжество персонажей. Пьесы М. подразделяются на коммерческие и серьезные. В первых он преследует сугубо развлекательную цель, противопоставляя их «драме идей» Дж. Б. Шоу. В серьезных пьесах обращается к важным социальным проблемам. В пьесах «Неизвестность», «За боевые заслуги», «Шеппі» сильный критический стержень, показаны последствия Первой мировой войны, что поломала судьбы многих людей.

Моэм был участником Первой и Второй мировых войн, выступал против кайзеровской, а потом и фашистской Германии в качестве агента британской разведки. В то же время он считал политику преходящей, а потому несущественной для художественного произведения, долговечность которого определяется красотой. Однако Моэм не обходил своим вниманием сиюминутные проблемы войны и мира, колониальной политики, потрактовуючи их в русле гуманизма («За боевые заслуги», «На лезвии бритвы», «Дождь», «Макинтош» и др.).

Когда началась Первая мировая война, Моэм завербовался в автосанітарну часть и попал во Францию. Затем работал в разведке, находясь год в Швейцарии, ас 1917 г. был направлен с секретной миссией в Петроград с целью воспрепятствовать приходу большевиков к власти. В конце войны Моэм лечился в туберкулеВНОм санатории в Шотландии. Выйдя оттуда, всецело отдался литературной деятельности и путешествиям. Его влекли дальние страны, экзотические уголки мира, «окраине империи». Он плавал по разным морям на пароходах-люкс и на грузовых суденцях, на парусных шхунах и рыбацких лодках; передвигался на поездах, автомобилях, верхом на лошадях, ходил пешком. Путешествия давали ему ощущение свободы, знакомили с героями будущих книг, местом действия которых становились страны Европы, Азии, Африки, острова Тихого океана, портовые города и затерянные где-нибудь в глуши поселения. «Меня интересовали люди и их биографии», - говорил Моэм. Деревянной хижине на сваях он отдавал предпочтение перед музеем, беседе с матросом - перед беседой с парламентарием.

Моэм называл себя писателем-самоучкой. Он много работал, чтобы достичь вершин профессионального мастерства; и он преуспел: у него появилось ощущение, что он «стал чувствителен, словно фотопленка» и с помощью воображения мог каждого, с кем свела его судьба, «отлить в истинный образ». Его не увлекала экспериментирования в литературе. Он пытался писать без всяких мудрствований, вполне укладываются в традиционные формы и, будучи прекрасным рассказчиком, умел «мыслить сюжетом». Ему было о чем рассказать и ему было интересно рассказывать. А поскольку людям всегда приносит удовольствие слушать интересные истории, то Моэм стремился эту потребность удовлетворить.

Его интересуют контрасты, которые он проявляет в людях, в их характерах и действиях. Изучая человеческую природу на протяжении всей жизни, писатель признавался, что и на склоне лет воспринимал человека как загадку и всегда остерегался судить о людях по первому впечатлению. Он был терпим и относился к окружающим с юмором. «Нет ничего прекраснее доброту», - утверждал Моэм, и вместе с тем считал, что «не следует ждать от людей слишком много».

Оптимистом Моэм не был. Он называл себя воинствующим пессимистом, который живет в мире, который «катится в пропасть». И это немало проясняет в его творчестве. Трагизм мироощущения присутствует во многих его произведениях, однако герои М. находят в себе силы противостоять судьбе, ищут выход из состояния «человеческого рабства», вялости бытия. Проблема трагизма человеческого существования рассматривается Моемом в нескольких аспектах: он трактует ее в космическом плане («Земля - всего лишь комочек грязи, которая летает в пространстве вокруг второстепенной звезды, понемногу остывает»); рассматривает в плане антропологическом, развивая мысль о том, что люди - «игрушки в руках природы»; связывает трагизм бытия с социальными условиями жизни людей. Мировоззренческие и эстетические принципы Моэма, что окончательно сложились на начало Первой мировой войны, не претерпели каких-либо посутніх изменений в последующие годы, когда он, успешный писатель и один из богатейших людей, жил на своей роскошной вилле на юге Франции, имея полную возможность жить так, как он хотел. Он был стоек в своих взглядах на жизнь, людей и искусство. Тем более значимым является его запись 1949 г. в «записной книжке писателя»: «Искусство, если оно не способствует правильной действия, всего лишь опиум для интеллигенции... Я думаю, что в героической мужественности, с которой человек встречает безумия мира, есть красота значительно больше, чем красота искусства».

Глубина драматических конфликтов определяет структуру романов Моэма, составляющих значительную часть его литературного наследия. Жизнь героев складывается нелегко, оно наполнено страданиями, утратой иллюзий. Они одиноки, их не понимают близкие, они мучительно ищут свой путь и свое место в жизни. Безрадостную жизнь с тупым и нечулим мужем миссис Крэддок. Глубоко страдает герой «Бремя человеческих страстей» Филип Кэри. Рано осиротев, он остается лишенным любви, заботы и ласки. Не сбывается его мечта стать художником, невыносимо мучительные отношения с Милдред.

В буквальном переводе название этого во многом автобиографического романа - «О человеческом рабстве». Так называется один из разделов труда философа XVII в. Б. Спинозы «Этика», в которой человек и все его действия рассматриваются как часть мировой детерминированной во всех своих элементах системы. Учение Спинозы близкое Моему. Особенно сильное влияние оказало на него определение аффектов как причины человеческого рабства. Человек - раб своих страстей, своих аффектов, но ей неизвестны причины поездов, которые она испытывает. И поскольку они скрыты от нее, ее страдания усугубляются. Только разум, только обращение к полеВНОй людям деятельности может освободить человека от рабства.

Трудный путь познания преодолевает герой романа «Бремя человеческих страстей». Став врачом и помогая людям, он получает долгожданную свободу. Но освобождение от рабства происходит не только через эту причину. Моэм считает, что почувствовать себя счастливым можно тогда, когда поймешь: «узор человеческой жизни» очень простой - «человек рождается, трудится, женится, рожает детей и умирает». Осознание этой истины освобождает человека от многих иллюзий, а тем самым помогает ей жить.

По своему характеру «Бремя страстей человеческих» - это «роман воспитания», вхождение героя в жизни. В нем передано движение от детства к отрочеству, а затем - к юности и зрелости. Этот путь отмечен важными событиями, многими открытиями, преодолением трудностей. Герой познает себя, людей, жизнь. Ему приходится делать выбор, решать все новые и новые проблемы. Самая сложная ситуация возникает в жизни Филиппа Кэри с появление Милдред. История его любви к этой женщине описана подробно, полно, детально. Передано всю глубину пережитого им горя, боли, отчаяния, унижения, бессилия, взлеты надежд и отчаяние. «Жизнь его казалось ужасным, пока мерилом было счастье, но теперь, когда он решил, что к нему можно подойти с другой меркой, у него снова прибавилось сил. Счастье было таким же малым, как и горе. И то, и другое вместе с другими мелкими событиями его жизни впліталося в его узор... Все. что с ним случится дальше, только вплете новую нить в сложный узор его жизни, а когда наступит его конец, он будет радоваться тому, что рисунок близок к завершению. Это будет произведение искусства, и он не станет менее прекрасным от того, что он один знает о его существовании, а с его смертью он исчезнет. Филипп был счастлив».

В контексте литературы Англии начала века роман Моэма тематически близок к таким произведениям как «самое длинное путешествие» (1907) Э. М. Форстера, «Сыновья и любовники» (1913) Д. Г. Лоуренса, «Портрет художника в юности» (1916) Дж. Джойса. Эти романы написаны писателями различной эстетической ориентации, но в каждом из них говорится о вхождении героя в жизни, о поисках своего призвания.

В романе «Луна и грош» Моэм рассказывает о трагедии художника. Тема судьбы ученого звучит в романе «Красочное покрывало». О судьбе актрисы рассказано в романе «Театр». Герои этих произведений - люди, преданные своему призванию, которые противостоят обывательской стихии ради служения живописи, науке, сцене. Отыскивая себя, человек вплетает нить в свою судьбу.

С особой силой талант Моэма оказался в жанре рассказа. Особенность рассказов Моэма заключается в сочетании остросюжетности с психологизмом. «Изучение характера - моя профессия», - говорил Моэм. В то же время он отмечал свою склонность к драматизации действия и остроты развития конфликта. В рассказе «Нечто человеческое» Моэм писал: «Я люблю рассказы, в которых есть начало, середина и конец. Мне обязательно необходимы «соль», какой-то смысл. Настроение - это прекрасно, но один лишь настроение - это рама без картины». Моэм следовал принципу быть интересным без причудливо-фантастического, создавать увлекательные истории, сохраняя верность жизни. И еще одна особенность: присутствие в рассказе самого автора, от лица которого чаще всего и ведется повествование. Иногда это сам Моэм - проницательный, лишен назидательности и морализаторства, несколько отстраненным от событий; иногда это кто-то другой - «рассказчик», чей образ, не сливаясь с образом автора, пребывающего в чем ему близким; иногда рассказчик выступает под именем Ешендена, чей образ и подобие напоминают Моэма. Но кто бы не рассказывал историю, он всегда держит читателя и слушателя в напряжении, а решение производит впечатление своей неожиданностью.

Жизненные ситуации, которые передает Моэм, могут казаться неожиданными, поведение человека - непредсказуемой, ее поступки - лишенными логики, но за всем этим - нечто вполне постижимое, «нечто человеческое», как определяет это сам писатель. Немало рассказов Моэма стали классикой новелістичного жанра («Дождь», «За час до файф-о-клоку», «Санаторий» и др.).

В критико-биографической литературе интерпретация творчества и личности Моэма противоречивая, неоднозначная. Один из первых биографов писателя (Т. Морган, 1980) акцентирует внимание на не-гативних сторонах натуры и характера Моэма. Он пишет о нем как о циника, женоненавистника, человека, который болезненно реагирует на любую критику и легко идет на компромиссы. Г. Колдер (1989) создает другой образ: не мизантроп и не циник, не жестокий и не озлобленный человек, а остроумный и ироничный, отзывчивый и терпеливый, неизменно трудолюбивый и твердый, что самостоятельно и решительно прокладывает себе путь в литературе. Нет единства и в оценках художественной ценности произведений писателя: для одних Моэм - автор произведений, рассчитанных на непритязательного читателя, на вкусы которого он и ориентируется, для других - создатель романов и рассказов, что справедливо заняли заметное место в литературе новейшего времени. Но читатель уже сделал свой выбор самостоятельно, давно проявив заинтересованность произведениями М.

К драматической творчества Моэма в 20-х гг. обращался театр «Березиль» (Харьков), позднее - ряд других театров Украины (Киев, Львов, Донецк, Одесса). Отдельные произведения М. переведены М. Пінчевський, А. Муляр, В. Легкоступ, О. Матвиенко, В. Марченко, В. Хомяк, М. Шудря.



Н. Михальская