|
МИСИМА ЮКИО
(1925 - 1970)
МИСИМА ЮКИО - творчество писателя
МИСИМА ЮКИО (автонім: Хираока Кімітаке - 14.01. 1925, Токио - 25.11.1970, там же) - японский писатель.
«Все говорят, что жизнь - сцена. Однако для общественности это не становится навязчивой идеей, а если и становится, то не в таком раннем возрасте, как у меня. Когда закончилось мое детство, я уже был твердо убежден в непреложности этой истины и намеревался сыграть предназначенную мне роль, ни в коем случае не обнаруживая своей настоящей сути». Это цитата из первого романа Мисима Юкио, произведения в значительной степени автобиографического и шокирующе откровенный, принесший автору признание. Эти строки также можно считать ключом к пониманию большинства поступков автора и его жизни в целом.
Мисима Юкио родился в семье государственного служащего высокого ранга. С детства жил у бабы, которая и занималась его воспитанием, оторвав от родителей и родственников. Пацану запрещалось дружить со своими сверстниками, потому-то он рос тихим и замкнутым ребенком. В шесть лет, по протекции своего деда, бывшего губернатора Южного Сахалина, он поступил в привилегированную школу Гакусюин, где учились дети из знатных семей, в том числе и императорской. Через тринадцать лет он окончил ее первым учеником своего выпуска.
Писать Мисима Юкио начал значительно раньше. До 16 лет (именно в этом возрасте он убрал псевдоним) он создал повесть «Цветущий лес». В этом произведении, написанном накануне вступления Японии в Первую мировую войну, Мисима Юкио впервые раскрыл свой внутренний мир, в котором Красота и Смерть были доминирующими и во многом тождественными понятиями, что определили именно жизни писателя.
Настоящую популярность Мисима Юкио принес роман «Исповедь маски» («Камен-но кокухаку», 1949), написанный в традиционном для Японии биографическом жанре - «ватакусісесецу». В нем 24-летний автор с нечулістю опытного патологоанатома препарировал собственные чувства и юношеские переживания, предлагая читателю заглянуть туда, куда чужаков обычно не впускают в свой внутренний мир. Написана очень ярко, книга действительно стала исповедью, в которой Мисима Юкио признается в собственном гомосексуализме (впрочем, многие исследователи считают, что у него не было в этом плане четкой ориентации и склоняются к версии бисексуализма) и склонности к садизму. Этот роман стал финальным аккордом в его разрыве с семьей - перед началом работы над романом М. Ю., выпускник престижного Токийского университета, уволился из министерства финансов, где работал юристом. Вместо карьеры государственного чиновника он выбрал шаткую дорогу литератора.
Вслед за «Исповедью маски» Мисима Юкио написал роман «Жажда любви» («Апнокавахі», 1951), позднее включенный ЮНЕСКО в список коллекции шедевров японской литературы. Это история эволюции чувств молодой вдовы к юноше-садовника. После выхода в свет этой книги Мисима Юкио прочно закрепилась репутация мастера психологической прозы. Действие в его произведениях играет незначительную роль, развивается медленно и присутствует исключительно в необходимом для полного раскрытия духовного мира персонажей количества. Возможно, именно поэтому там, где нужна четкая сюжетная линия и определенный динамизм, Мисима Юкио потерпит поражение. Его научно-фантастический роман «Красная планета» (1962) не стал событием ни в загальнолітературному плане, ни в жанровом частности.
«...Красота - это страшная и ужасная вещь!» - эти слова Ф. Достоевского из «Братьев Карамазовых» служат эпиграфом к «Исповеди маски». Следует сказать, что творчество этого русского писателя оказало значительное влияние на Мисима Юкио, хотя, в отличие от Ф. Достоевского, он считал, что именно через Красоту человек испытывает душевных мук, и чтобы избавиться от них, Прекрасное следует уничтожить. Именно об этом и идет речь в написанном в 1956 г. романе «Золотой Храм»(«Кин какудзі»), самом популярном произведении писателя. В основу романа положен реальный факт сожжения за шесть лет до того древнего храма Кон какудзі послушником буддистского монастыря. Мисима Юкио, которого эта история не могла оставить равнодушным, решил выложить свою версию того, что случилось. Будучи полностью художественным произведением, «Золотой Храм», несмотря на то, что иногда может создать впечатление документальной книги. В определенной степени он таким и является - автор последовательно описывает все этапы пути своей души до того состояния, когда он приходит к выводу, что гибель Красоты способна сделать ее еще красивее, и что Смерть именно этим и является.
В романе «Золотой Храм» Мисима Юкио констатирует свои взгляды на природу вещей. Он способен видеть Красоту не только там, где ее видит обычный человек: «Почему вид обнаженных человеческих внутренностей считается ужасным?» Писатель стал певцом Смерти. Именно к этому он шел всю свою жизнь, борясь с собой, с собственной сущностью, но каждый раз проигрывая, - взят им в юности псевдоним «Мисима», написанный другими иероглифами, означает «Зачарованный - Смертью - Дьявол».
Всю жизнь Мисима Юкио можно представить как непрерывный катализ. Иногда он шел сумасшедшими темпами, иногда был едва заметным, но никогда не прекращался. За два года до выхода в свет «Золотого Храма» он написал «Шум моря», самую светлую книгу среди созданных им. На ее написание его вдохновила поездка в Грецию и рожденный на древней земле Эллады романтическая история Дафниса и Хлои. «Шум моря» , казалось, стал одой жизни, воспетом писателем, но на самом деле это был лишь передышка. Мисима Юкио понимал это с самого начала и, как признался позже, работая над романом, чувствовал, что это - обман и насмешки. Пытаясь убежать от этого, Мисима Юкио пробовал жизнь на вкус во всех его проявлениях. За свою короткую жизнь он, кажется, перепробовал все: был актером, режиссером театральных и кинопостановок, занимался культуризмом и каратэ, летал на боевом истребителе, дирижировал оркестром и несколько раз объехал Землю.
25 ноября 1970 p., днем, когда он закончил свой самый масштабный произведение - тетралогию «Море изобилия», начатую четыре года раньше, Мисима Юкио совершил самоубийство. В этот день утром он и члены его военизированной организации «Ассоциация щита» попытались поднять бунт на токийской военной базе Ітігая. Когда заранее обречена на неудачу попытка восстания провалилась, Мисима Юкио, как этого требовал кодекс самурая, сделавшего себе харакири. Впрочем, в том, что все это было лишь продуманным предлогом добровольного возведения писателем счетов с жизнью, никто не сомневался ни тогда, ни теперь.
Мисима Юкио сознательно ушел из жизни, едва перешагнув 45-летнюю черту. Тридцать лет он изо дня в день писал. Будучи удивительно работоспособным, этот писатель оставил после себя впечатляющее литературное наследие - сорока романов, восемнадцати пьес, сотни новелл. Многие его произведения экранизированы (плюс фильм-биография «Юкио Мисима: Жизнь в четырех главах», снятый с использованием личных дневников); его пьесы идут на всех континентах (самые известные - «Маркиза де Сад» и «Мой друг Гитлер»).
По Г. С.
|
|
|