ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МИЛЬТОН, Джон

(1608 - 1674)

МИЛЬТОН, Джон - творчество писателя

МИЛЬТОН, Джон (Milton, John - 09.12.1608, Лондон - 08.11.1674, там же) - английский поэт.

Мильтон - один из крупнейших эпических поэтов Англии, автор «Потерянного рая», «Истории Британии», памфлетист, защитник религиозных, гражданских и политических свобод - родился в семье нотариуса и композитора Джона Мильтона. Получил образование в школе св. Паала, основанной в XVI в. Здесь он познакомился с Діодатті Чарлзом, сыном итальянского протестанта, подружился с ним и посвятил ему две замечательные элегии. Дальнейшее образование продолжил в Кембридже, получил в 1626 г. степень бакалавра, а в 1632 г. - степень магистра. Сначала мыслил себя священником, готовился к принятию сана, писал стихи, преимущественно на латинском и итальянском языках, на религиозные темы. Первая английская поэзия «На смерть замечательного ребенка» (1628) была написана по случаю смерти его племянницы Анны Филипс. «Праздничная прогулка» и «Утро Рождества Христова» (1629) написаны с использованием барочной обраВНОсти замечательными стансами, которые показали незаурядное мастерство автора. В 1630 г. было написано произведение «Страсть», а впоследствии пасторальные «Аркады», представленные графини Дерби в Херфілді совместно с Г. Лоуесом, известным английским композитором, автором многочисленных песен. В 1631 г. появились две эпитафии, посвященные кембриджском посыльному Хобсону, «О Шекспире», а также эпитафия маркизе Вінчестерській. Его знаменитые «Жизнерадостный»(«L'Allegro»); «Задумчивый» («Penseroso»), посвященные описанию радости от занятий медитацией, являются предшественниками медитативной лирики XVIII в., в частности «кладбищенской школы», отголоски этих произведений ощутимое в «элоизе предложение и Абелярі» А. Поупа. Они написаны в Кембридже, а также в Хеммерсміті, куда отец Мильтона перебрался в 1631-1632 гг.

Окончив Кембридж, Мильтон еще окончательно не выбрал себе профессию, колеблясь между саном священника и карьерой поэта. В 1634 г. выходит его «Ad Patrem», что напомнило отцу о возможных альтернативы в выборе профессии. В 1634 г. Мильтон по совету своего приятеля композитора Лоуеса создал пастораль «Comus», которая была опубликована анонимно в 1637 г. Пастораль была поставлена в замке Ладлоу по случаю назначения графа Джона Бріджуотера лордом-президентом Уэльса. Очевидно, более всего для обозначения жанра «Комуса «подходит пасторальная драма. Комус - имя языческого бога, выдуманного самим Мільтоном, он - сын Бахуса и Цірцеї, заводит путников в лес и вращает с помощью колдовства на зверей. Одна дама, которая заблудилась в лесу, попадает в плен к Комуса. Братья, которые ее сопровождают, узнают о том, что случилось, и получают от доброго волшебника, перевдягненого пастухом, корень растения, который должен избавить даму от чар Комуса. Все настойчивые попытки Комуса соблазнить даму не имеют успеха. Комус понимает ее преимущество. С помощью богини реки Северн Сабрины дама окончательно освобождается от чар Комуса и возвращается в замок Ладлоу в сопровождении двух братьев. Роли в пасторальной драме исполняли дочь Мильтона Алиса и ее младшие братья. Драма написана и белым стихом, и римованими восьмивіршами. В ней содержится огромное количество христианских, языческих аллюзий, здесь присутствует типично декоративная обраВНОсть пасторали, непосредственность и живость елизаветинской драмы и магический чар спенсеровской «Королевы фей».

В 1635 г. Мильтон переселился в Бакингемшир, где продолжил свои студии итальянской и классических языков, уделяя должное внимание и изучению трудов отцов церкви. В 1637 г. он создал элегию «Лісіди» («Lycidas»). Скорее всего, это пасторальная поэма, посвященная памяти Эдварда Кїнґа, с которым М. учился в Кембридже и который утонул, отправившись на корабле в Дублин. Как и Мильтон, Кинг имел необычные поэтические способности и проявлял интерес к изучению истории религии. Хотя Кинг не был близким приятелем Мильтона, его гибель очень повлияла на последнего, вызвав в его душе помыслы о преждевременной смерти, о суете человеческих стремлений и шанолюбних желаний. Эта поэма содержит немало противоречивых высказываний и мнений Мильтона, который, очевидно, находился в состоянии душевного смятения после сильного потрясения. Мильтон также страдал от невозможности воплотить свои поэтические замыслы.

На протяжении следующих тридцати лет он не создал каких-либо значительных произведений, за исключением нескольких стихотворений, написанных на латыни и итальянском языках; сонетов, из которых следует упомянуть «Про недавнюю резню в Пьемонте», посланий к Кромвелю, Ферфакса, Уэйна и композитора Лоуеса, с которым сотрудничал во время написания «Комуса «и «Аркадий» , и некоторых своих юных друзей. В течение двух лет Мильтон жил за границей (1637 - 1639), преимущественно в Италии, где встречался с известным голландским дипломатом и юристом Г. Гроцієм (1583-1645) и осужденным Г. Ґалілеєм, который находился в изгнании под Флоренцией. Гроций был голландским послом в Англии, писал трактаты и даже драмы.

Как юрист, специалист по международному праву, Милтон известен своим трактатом «De jure Belli ас Pads», опубликованным в 1625 г. После возвращения из заграничного путешествия Мильтон полностью посвятил себя занятиям со своими племянниками - братьями Джоном и Эдвардом Філіпсами. Оба они в дальнейшем тесно свяжут свою судьбу с литературной деятельностью. Эдвард Филипс был автором филологического словаря английских неологизмов (1658), литературных биографий современников; Джон прославился травестіюванням «Дон Кихота», переводами М. де Скюдері и Калпренеда. Именно тогда Мильтон увлекся идеей создания эпической поэмы, посвященной королю Артуру, о котором он пишет в эпитафии Діодатті, который умер за время двухлетнего отсутствия Мильтона.

Теперь Мильтон занялся также и политической деятельностью, довольно активно взялся за журналистику, опубликовал ряд памфлетов в защиту епископата, вел диспут с епископами Джозефом Голлом и Джеймсом Ашером. Д. Холл (1574 - 1656) получил образование в Кембридже. Это выдающаяся личность, чрезвычайно оригинальный литератор, который начал писать сатиры на манер Ювенала и начал описание характеров, реформатор жанра проповеди. Д. Ашер (15881-1656) - ирландский епископ, который написал ирландском языке историю мира от его начала и до изгнания евреев во времена императора Веспасиана, что впоследствии будет считаться источником авторизованного варианта Библии.

Публицистика Мильтона 40-х гг. отражает раВНОобразие интересов поэта. Один за одним появляются памфлеты Мильтона: «Ареопагітика» («Areopagitica», 1644), «Іконоборець» («Eikonoklastes», 1649), «Защита английского народа»(«Pro Populo Anglicano Defensio», 1650). Мильтон выступает противником монархизма и сторонником буржуаВНОй республики. В «Ареопагітиці» вырисовывается образ гражданина республики, каким представляет его себе Мильтон: человек-борец, которая отважно отстаивает свои убеждения.

В 1642 г. Мильтон женился на дочери роялиста Мэри Поуел, с которой расстанется накануне гражданской войны. В 1643 г. вышел памфлет М. «Доктрина и институт развода», в котором он отстаивал принцип необходимости духовного родства супругов, что сделало его имя одиозным и стало поводом для опубликования ним еще нескольких трактатов на эту тему. Среди них стоит упомянуть «Тетрахордон» - немалый произведение, около 110 страниц. Тетрахордон - это четырехструнная греческая лира.

В 1644 г. был опубликован трактат «Об образовании», посвященный С. Гартлібу, немцу по происхождению, который учился в Кембридже в 1621 - 1626 гг. и стал приятелем Мильтона. В том же году в трактате «Ареопагітика» Мильтон защищает свободу печати. Мильтон имел в виду не только свободу прессы и свободу проповедей независимо от политических убеждений. В 1645 г. до Мильтона вернулась жена, которую он не видел три года. У него родились три дочери и сын, который умер младенцем. В настоящее время в стране обострилась борьба между пресвитерианами и індепендентами. После казни Карла И Мильтон опубликовал трактат «Обязанности правителей и правительства» (1649), в котором доказывал, что король не выполнил своих обязательств перед народом, а потому и заслуживал смертной казни за то, что изменил своему долгу и привел свою Англию к гражданской войне. Он также утверждал, что народ имеет право свергать и наказывать тиранов, критиковал пресвитериан, которые, по его убеждению, составляли серьезную угрозу свободе.

За республиканского правительства Мильтон получил пост латинского секретаря при Государственном совете. В его обязанности входило производство дел и переписка на латыни. Внимание современников привлекла ответ, который М. дал епископу Годену - автору книги «Портрет его наисвятейшей величества в его одиночества и медитациях». Эта книга была опубликована после казни короля, и бывший монарх представлен в ней как личность весьма достойная и выдающаяся. Вступив в спор с Годеном, Мильтон писал о короле не как о великомученика, а как о предателе. На защиту короля выступил француз - лейденский профессор Сальмазіус, который обвинял Мильтона в антимонархізмі, на что Мильтон отозвался латинским трактатом «Защита английского народа». Этот трактат получил Мільтону европейскую славу и одновременно навлек на него ненависть роялистов. В Париже и Тулузе этот трактат был предан публичному сожжению. В 1660 г. Мильтон написал трактат «верный и легкий путь к созданию свободной Содружества», в котором он защищает республиканизм и пытается остановить растущее влияние роялистов.

Тяжелым был ход личной жизни поэта: его первая жена умерла в 1652 г. Через четыре года Мильтон женился во второй раз, но и вторая жена его тоже вскоре умерла. От напряженного труда Мильтон терял зрение.

После реставрации монархии Мільтону пришлось скрываться от властей. Он был арестован, но благодаря вмешательству влиятельных лиц его уволили. Мильтон взялся за написание поэмы «Потерянный рай» («Paradis Lost»). Известно, что самые первые наброски этого произведения датируются 1642 г. Поэма была завершена в 1663 г., однако вопрос о публикации встал только в 1667 г. В 1671 г. была издана поэма Мильтона «Возвращенный рай» («Paradis Regained») и в этом же году опубликована трагедия «Самсон-борец» («Samson Agonistes»). За ними вышла «История Британии» («The History of Britain», 1670).

РаВНОобразными являются поэтические жанры, их Мильтон использовал в своем творчестве. Больше всего он любил эпитафии, послания друзьям, сонеты. Лучшее произведение, написанное на латыни, - эпитафия Діодатті, о которой уже говорилось; среди других посланий стоит вспомнить «Old Patrem» и «Манзусу». Джиованни Батиста Манзо был близким другом Т. Тассо и Дж. Марино. Значительную часть эпистолярного наследия Мильтона составляют государственные дипломатические бумаги, которые он писал, исполняя обязанности латинского секретаря. их было обнаружено в 1743 г. Наибольший интерес, по мнению некоторых исследователей, составляют послания, в которых отражено расправу над протестантами, совершенном по приказу герцога Савойского. Среди латинских прозаических произведений, кроме проповедей, следует назвать трактат «О христианской доктрине»(опубл. в 1825). Безусловно, «Книга общих мест» Мильтона содержит немало поучительных и интересных мыслей о ораторское речи, разные жанры, его планы и занятия и образец исповедальной прозы. Это - своеобразная достопримечательность невысказанных мыслей старого слепого поэта, который особенно пристально вглядывался в свой внутренний мир.

Унаследовав лучшие традиции античной ораторского прозы, Мильтон писал в сложную драматическую эпоху, шматовану гражданской войной и политическими роздорами. Последовательно отстаивая идеи індепендентизму, Мильтон продемонстрировал свое великолепное знание ренессансной прозы (Т. Мор и Ф. Бекон), библейской повествовательной традиции и невероятную эрудицию в вопросах истории религии. Он не был ортодоксальным христианином и скорее придерживался арианских принципов. Арианизм - учение ливийского священника, который жил в середине III в. и реформировал догму о Троице. Напомним, что большинство варваров, которые завоевали Римскую империю, за исключением франков, англов и саксов, были обращены в христианство аріанськими еретическими священниками, следовательно, арианская ересь была определенным образом близка самому Мільтону, чем объясняются многочисленные отклонения от канонической Библии в «Потерянном рае».

Мильтон умер от приступа подагры в 1674 г. и похоронен вместе со своим отцом в Сент Джайлз Кріпплґейт - соборе, что находится в лондонском Сити.

Личность Мильтона до сих пор вызывала немало дискуссий и пересудов. Часть историков литературы, очевидно, находилась в плену представлений современников поэта, которые осуждали его за трактат о разводе, некоторые, вероятно, стояли на других политических позициях и критиковали его за острые выпады против короля и королевской власти, если она не выполняет возложенных на нее народом функций. Вместе с тем, нельзя отказать Мільтону в славе у него на родине. Он был признанным мастером полемической ораторского прозы еще при жизни. Его соотечественники отдавали ему должное: Дж. Драйден создал ритмізований вариант «Потерянного рая «и провозгласил поэму Мильтона «одной из величайших, самых благородных и найпіднесеніших, которые когда-либо создали нация и эпоха». В XVIII ст. М. оказался самым влиятельным поэтом для медитативных лириков, поэтов «кладбищенской школы». Перед ним склонялись Д. Томсон, Ф. Купер, Э. Филипс, Сомервіл. В. Блейк создал в 1804 г. поэму «Мильтон», в которой рассказывается о дух Мильтона, сошел на землю, чтобы спасти Альбион силой своего воображения. Мильтон особенно любили романтики, которые ценили в нем великого создателя образа Сатаны. В XX ст. М. понес чувствительные удары моды и модернизма. Т. С. Элиот обвинял Мильтона в отсутствии чувственности, вытесненной вроде его книжной ученостью. Он также высказал критическое замечание в адрес создателя «Потерянного рая», сказав, что тот писал на английском языке как мертвой. Следует отдать должное тем критикам Мильтона в XX в., которые, очевидно, были знакомы с не менее острыми отзывами доктора Джонсона и Апдісона. Первый обвинял поэта в том, что его английский язык имеет чужую ідіоматику, а последний считал, что английский язык утонула во ваготою Мильтона. Однако противоречивые мнения о Мильтона вовсе не означают умаления его заслуг перед английской литературой, но в мировую литературу он вошел как автор «Потерянного рая».

«Втраченийрай» (1667) создавался не без учета существующих версий о грехопадении Адама и Евы, среди которых необходимо упомянуть драму Г. Ґроція «Изгнанный Адам». В то же время нельзя не учитывать, что в ней явственно проступают сложные и противоречивые катаклизмы эпохи, драматические страницы истории Англии, которая пережила казнь короля, республику, ее падения и реставрации монархии. М., который принимал активное участие в политической борьбе на стороне индепендентов, не мог не выразить своего отношения к наиболее заметных участников и вождей революции. Образ Сатаны - один из самых весомых достижений поэтического гения Мильтона - подвергается серьеВНОй эволюции. Завоевывая явные симпатии читателей, он иногда входит в противоречие с намерениями автора, который привел его в конце концов к поражению и капитуляции. Масштабы и глубина изображаемых столкновений воинства Сатаны с легионами ангелов весьма недвусмысленно отсылают к драматическим конфликтам современного Мільтону общества, о борьбе со старым - патриархальным и рутинным, о новое, что пробивается в социальной структуре, а также - и прежде всего - о конфликты в человеческой натуре.

«Потерянный рай» - эпическая поэма, состоящая из 12 книг. Между прочим, согласно первоначальному замыслу, поэма должна была состоять из 10 книг, которые затем были преобразованы в 12, а в набросках и чернеткових заметках Мильтона перечисленные религиозные и светские темы, связанные с британской историей. Последнее еще раз свидетельствует в пользу предположения, что в сложной метафориці и художественной обраВНОсти поэмы немало еще не разгадана учеными, поскольку касается конкретных исторических событий и лиц, а кажущаяся религиозная проблематика «топит» все остальное.

В первой книге поэт, прислушиваясь к голосу божественной музы, преподает тему произведения: падение человека, которая потеряла послушание и Рай, потом объясняет причину падения, рассказывает о Сатане, который убрал подобие Змея и вовлек в мятеж бесчисленные легионы ангелов. Бог звергнув всех мятежников в ад, и действие начинается с описания Сатаны и его сподвижников, которые лежат в кипящем озере, угнетении поражением, и обдумывают, как вернуть утраченное. Сатана созывает своих сторонников, успокаивает их, пробуждает их дух и созывает совет. Дворец Сатаны-Пандемониум вырастает из мрака Хаоса. Ближайший помощник Сатаны и его единомышленник - Вельзевул. Сатана, как и раньше, дерзкий, он не раскаивается и уверен, что еще не все погибло»: сохранен запал неукротимой воли, наряду с безмерной ненавистью, жаждой мести. «И мужеством - век не уступать».

Вельзевул признает мужество и отвагу Сатаны и его способность вести за собой полки сподвижников. Сатана уже в первой книге выступает как непокоренный, гордый, волевой индивид, что прощается с блаженным краем Рая и приветствует зловещий мир Ада, который не только его не страшит, но и придает новых сил и уверенности в своем превосходстве. Характерно, что для придания убедительности силам Сатаны Мильтон использует исторические примеры древних боев и стычек, в которых участвовали рыцари и богатыри со всего мира, - все они не могут сравниться силой и могуществом в дьявольской армии.

Вторая книга открывается заседанием совета Сатаны. Обсуждается вопрос, как вернуть утраченный блаженный край. Молох выступает за открытую войну, Веліал и Маммон сомневаются в необходимости воевать, поскольку в случае поражения всех ждет страшное испытание. Более дипломатическая и умная речь Маммона, который так формулирует цель войны: сбросить Царя Небес или вернуть свои права. Успех возможен, утверждает он, лишь когда Случай будет править извечной Судьбой, а Хаос будет судить их большой спор.

Сатана снова демонстрирует свои необычные способности, ум, коварство, осторожность. Он предлагает отправиться искать сообщников в новом мире, где существует человек, любимая Богом, попытаться выяснить, в чем ее сила и слабость, «как вернее их свести, прибегнув к обману или силы». Дерзкий план Сатаны изложенный в эффектной речи и красочно оттенен словам Вельзевула, который популяризирует мысли Сатаны и восхваляет его замыслы: «До границ поднявшись осиянных, удертись в небо при содействии союВНОго оружия». Авторитет Сатаны все время растет, и от характеристики драматическими способами через монологи его и Вельзевула Мільтон. переходит к расширению функциональности повествовательной линии, сообщает о превосходство царственного Сатаны. Сам по себе образ грешного в величии интересный для эстетики Мильтона, который пытался строить свою эпическую поэму на ярких драматических контрастах, которые подчеркивали бы значимость того, что происходит не только во внешнем мире, но и главное - во внутреннем. Сатана берет на себя важную миссию установить контакт с этим миром людей, отправляется в путь и преодолевает врата Ада, пильновану Грехом и Смертью. Заканчивается книга прекрасной панорамой увиденного мира, который открылся за гранью Ада, где отступает Хаос и начинается Природа.

В третьей книге Мильтон призывает небесный свет развеять вечную тьму его собственной слепоты. Обращение к своей слепоты - лейтмотив поэмы, что имеет, очевидно, метафорический смысл - невозможно понять и охватить весь смысл человеческого бытия и существования Вселенной. Мильтон описывает Бога, который видит полет Сатаны в направлении нового мира и предвещает его успех, падение и наказание человека, подчеркивая, что человек совершит грехопадение по собственной воле, она вполне способна противостоять искушению. Бог-Сын предлагает себя в жертву ради искупления вины человека. Эту жертву Бог принимает и провозглашает его Спасителем. Сатана достигает крайней сферы Вселенной, находит Лимб - «Рай дураков». Он находит ступени, ведущие к Небесам, потом летит к Солнцу, что поражает его своим сиянием, и здесь он находит немало нового для себя. Попутно Мильтон рассказывает о строении Вселенной. Сатана убирает между тем облик юного Херувима и обращается к Уриїла с просьбой показать ему место пребывания человека. Не узнав Сатану в обличье прекрасного Херувима, Уриил направляет его к Земле, попутно рассказав о смене дня и ночи и строение земного шара. Сатана приземляется на горе Ніфат в Армении.

Книга четвертая открывает другую грань характера Сатаны - его мучают сомнения и страсти, но в конце концов он решает, что зло является благом, и отправляется в Рай. Игра страстей выдает обманщика Сатану, который убрал чужую подобие.

За ним уже давно пристально следил Уриил. Описание Рая поражает буйством всевозможных красок и раВНОобразием ландшафтов. Красоту и великолепие природы описал не злобный и гордый Сатана, а сам автор, который неожиданно появляется в повествовании. Сатана убирает подобие морского ворона и садится на самое высокое дерево. Наблюдая за Адамом и Свою и вражаючись их величественной красотой, Сатана подслушивает их разговор о запрете вкушать плоды с дерева познания и решает воспользоваться этим поводом, чтобы соблазнить их. И Уриил, стоящий на страже, трогает копьем Сатану, тем самым разоблачив его. Вместе с Зефоном он зовет Гавриила, который советует Сатане взглянуть вверх и прочитать собственную судьбу на небесах, чтобы узнать, насколько легкий и слабый он в противоборстве.

Примечательно, что наедине с собой и вместе со своими единомышленниками Сатана - смелый, гордый и сильный, даже размеры его кажутся другими. Когда же ему противостоят ангелы и силы света и порядка, он всегда унижен и всегда сетуя отступает.

Книга пятая начинается с описания пробуждения Адама, а потом и Евы, которой приснился тревожный сон. Адам утешает ее и успокаивает. Прежде, чем взяться за повседневные труды, они составляют славу Богу. Рафаил, посланный Богом, предупреждает Адама о необходимости послушания и о близости врага. Они обсуждают вопросы свободы воли, назначение, блаженства в Раю. Рафаил по просьбе Адама рассказывает ему о том, как Сатана поднял бунт на Небесах и обольстил всех, кроме Серафима Абдиїла, который противостоял, одинокий, всем.

В шестой книге говорится о бой Михаила и Гавриила против Сатаны и его буйных орд. Битва жестокая, где каждый вождь был воином, а воин был вождем. В ходе битвы Сатана стонет «от грусти, стыда и злобы» и признает, что унижено его спесь. Однако Сатана собирает Совет и предлагает хитроумный план использования адских машин и инструментов в битве, ради чего он берет из почвы Неба праречовини. В решающий момент битвы Бог-Сын врывается в сонмища врагов и начинает наказывать их. Бурей вторгся он в ряды противников. В несказанному гневе он согнал их в хрустальной стены Неба, она разверзлась, и в это пропасть провалились все враги.

Седьмая книга открывается обращением Мильтона к Урании, музы астрономии, что вполне понятно, ведь дальше речь пойдет о создании мира. Вместе с тем это лирическое отступление свидетельствует, что М. не всегда придерживался жестких правил классицизма и раВНОобразил монологи действующих лиц своей неожиданной привидением и вмешательством. Повествуя Адаму о чудесах творения мира за шесть дней, Рафаил рассказывает о создании человека на седьмой день и напоминает, что Смерть станет покарою за вкушение запретного плода.

Три книги «Потерянного рая» занимает рассказ Гавриила. Он удовлетворил жажду познания Адама, чтобы тот мог рассказать об этом потомкам, но заканчивает свой рассказ разрешением задавать вопросы, конечно, в пределах, подвластных человеческому разуму.

В восьмой книге Адам спрашивает Рафаила о строении Вселенной, о небесные тела и их движение. Несомненно, в ответе Рафаила просматриваются элементы споры ученых, сторонников копернікової и птолемеевской систем. Потом Адам повествует Рафаилу о таинствах своего создания и о беседе с Богом, в которой прославляет его деяния и просит создать ему подругу для духовного общения, поскольку «согласие непрочная там, где есть неравенство». Рафаил и Адам обсуждают вопросы любви и секса и приходят к выводу, что высокая любовь и духовная близость дарят истинное счастье. Адам и Рафаил прощаются, напутствуя друг друга, почти как равные. Рафаил будто извиняется перед Адамом, что ему следует прекращать беседу и возвращаться, а Адам выражает ему благодарность за кротость и привязанность.

Девятая книга снова начинается отступом об трагический характер повествования, затем Мильтон упоминает Гомера и Вергилия. Сатана тайком проникает в Эдем и прячется в теле Змея. Адам и Ева спорят о том, что следует работать отдельно, тогда они больше успеют сделать. Ева особенно настаивает на этом, и Адам соглашается. Змей соблазняет Еву своим языком, предварительно пытаясь привлечь ее внимание необыкновенно красивой игрой своего тела. Вкусив плод с дерева познания, Ева размышляет о неравенстве, которая разделяет ее с Адамом, и решает, что Адам должен разделить с ней и счастье, и беду. Жизнь без него - не жизнь. Сцена Евы и Адама после того, как Ева вкусила запретный плод, одна из сильнейших в поэме, поскольку передает сложную гамму чувств и переживаний грешницы, ее вину, которую она чувствует, но пытается угодливо подать Адаму, ее наивные доказательства о безвредности плода. Какое-то мгновение их разговор ведется на равных, и тогда Ева и Адам прибегают к взаимным обвинениям.

В десятой книге автор рассказывает о последствиях грехопадения. Бог посылает своего Сына осудить ослушников. Грех и Смерть, что сидели у ворот Рая, прокладывают путь от Ада до вновь созданного мира, жилища человека. Сатана возвращается в Ад и хвастливо заявляет о своей победе. Но Сатана и его сообщники превращены в змей. Адам и Ева скучают за свое згрішення и решают молитвами и исповедью перед Богом просить у него прощения.

В одиннадцатой книге говорится, как Бог-Сын просит за покаянных Адама и Еву перед Отцом. То предвещает им изгнание из Рая и посылает архангела Михаила исполнить его волю. Михаил сообщает Адаму и Еве об изгнании их из Рая и рассказывает Адаму о смерти, которая может бывать в разных подобизнах, а потом говорит о будущем, о сыновьях, один из которых убьет брата. Излагая историю человечества, Михаил вселяет в Адама веру в величие Господа и его деяний, говорит о новое поколение праведников.

В двенадцатой книге речь идет о событиях, изложенные в Новом Завете: о появление Мессии, воплощение, смерть, воскресение и вознесение Сына Божьего, о состоянии церкви, ее кризис до его второго пришествия. Ева, которая спала во время рассказа, под влиянием приятных сновидений просыпается покорной и спокойной. Отступление в рассказе передает состояние Михаила, который уподобляется мандрівця, что в полдень присел отдохнуть, хотя ему не терпится скорее отправиться дальше. Он понимает, что Адам не может сразу понять все - прошлое и настоящее, погибшее и воскресшее. Просвітленість - состояние, которое характеризует всех участников последней сцены. Адам и Ева покидают Рай с сожалением, но умудрені опытом и необходимостью быть покорными, страдать за правду и довериться Всевышнему, ни на мгновение не сомневаясь в вере: «для верующих смерть - словно ворота в жизнь».

Эпическая поэма Мильтона засвидетельствовала о его поразительной мастерство психолога, мастера в раскрытии внутреннего мира героев, эволюции их взглядов на мир, человека, Вселенную. В ней сочетаются лучшие образцы разных жанров - философской, религиоВНОй, ученого поэзии. Наличие раВНОродных пластов повествования, роль рассказчика, который вмешивается удію, яркая, иногда причудливая пышная обраВНОсть в стиле рококо, почти жесткая чеканная острая структура гравюры, взаимосвязанность различных описательных и драматических отрывков делают эту поэму памятником литературных стилей эпохи, ее важнейшим документом, ведь в поэме Мильтона можно добачати религиозные, политические, научные диспуты, автобиографические мотивы, все сложное и противоречивое лицо человека XVII в., свидетеля грандиозных, поистине библейских по мерилом катаклизмов.

«Возвращенный рай» - эпическая поэма Мильтона, которая состоит из четырех книг, - была опубликована в 1671 г. Тема поэмы - искушение Христа в пустыне. Хотя эта поэма является своеобразным продолжением первой, в ней тема искушения решается, однако, по-другому. Христос противостоит искушению и тем самым возвращает себе Рай. Меняется образ Сатаны: с масштабного великого врага человечества он превращается в «несчастного духа».

«Самсон-борец» - трагедия Мильтона, что, будучи помещена вместе с «Возвращенным раем» в одной книге, составила своеобразную дилогию. Следуя за традициями Эсхила, Софокла и Эврипида, М. однако создает драму. Самсон меняется в процессе развития действия - с побежденного, ослепленного человека, который переживает свой позор, он превращается в борца, который мстит за собственное унижение, погибает вместе со своими врагами. Библейский мотив тесно переплетается здесь с ярким античным колоритом, что подчеркивает классицистический характер трагедии личности. Таким образом, в своих героических поэмах и трагедии Мильтона продемонстрировал все имеющиеся и потенциальные возможности классицизма, не догматически, а творчески овладевшего им; английский оригинальность, национальный менталитет проступают сквозь античную универсальность модели, рамки разрушаются, и свободный человеческий дух торжествует над всеми ограничениями и запретами.

В Украине произведения Мильтона впервые перевел П. Гулак-Артемовский (на русском языке отрывки из «Потерянного рая» напечатаны в «Украинском вестнике», 1817). Первый украинский перевод произведений Мильтона принадлежит И. Франко: 1906 г. с его заметкой под заголовком «Из драмы «Самсон-борец» была опубликована часть перевода - монолог Самсона (журнал «Литературно-научный вестник», кн. 7), 1913 г. во Львове вышел полный перевод произведения «Самсон-борец», осуществленный И. Франком; он же сопроводил издание статьей об авторе. Произведения Мильтона переводили также В. Мисик, Д. Павлычко, М. Пилинский, Яр Славутич и др. Его творчество исследовали И. Франко, Леся Украинка и др.



Н. Соловьева