ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МИЛЛЕР, Артур

(1915 - 2005)

МИЛЛЕР, Артур - творчество писателя

МИЛЛЕР, Артур (Miller, Arthur - 17.10.1915, Нью-Йорк - 11.02.2005, Роксбери, шт. Коннектикут) - американский драматург. Родился в еврейской семье выходца из Австрии, фабриканта женской одежды. После кризиса 1929 г. положение отца, человека состоятельного, заметно пошатнулось. Будущий писатель, окончив в 1932 г. школу, не имел средств, чтобы продолжить образование, и около двух лет работал, отдавая свободное время чтению. Общественно-политические взгляды Миллера формировались в атмосфере «красного десятилетия», ознаменованого подъемом рабочего и антифашистского движений. Миллер был близок в настоящее время к «левым», стоял на радикальных принципах, что и определило его несомненный интерес к социальным проблемам. В 1934 г. он поступил в Мичиганский университет, где сначала специализировался в области журналистики, сотрудничал в газетах, а также делал первые попытки в драматургическом жанре. Он занимался в семинаре профессора Кеннета Роу, который подробно анализировал со своими студентами пьесы Г. Ибсена, раскрывая перед слушателями особенности литературной техники великого норвежца. С того времени Ибсен стал художником, который произвел самый отчетливый влияние на драматургическую манеру Миллера. Впоследствии (в 1950 p.) Миллер даже создал свою обработку драмы Ибсена «Враг народа» для одного из нью-йоркских театров: она звучала гостросучасно на фоне холодной войны, что именно началось.

В конце 30-х pp. Миллер сотрудничал с некоторыми «левыми» театральными объединениями, в частности с Федеральным театральным проектом, с объединением «Групп тиетр». Уроки Второй мировой войны Миллер работал на верфи в Бруклине, пробовал себя на радио, обращался к репортажу и издал книгу, составленную из интервью, взятых у воинов: «Ситуация нормальная» («Situation Normal», 1944). Одновременно вышла и его первая известная пьеса «Человек, которому везло»(«Man Who Had All the Luck», 1944), в центре которой автомеханик Дэвид Фрібер, который хоть и является человеком удачливым, но не чувствует себя счастливым, потому что окружающим людям плохо. В 1945 г. вышел роман Миллера «Фокус» («Focus»), отразил личный опыт М. и который посвящен теме антисемитизма в США. Герой романа - чистокровный англосакс Лоуренс Ньюмен - начинает носить очки, за что его внешность приобретает семитских черт; он становится объектом унижений и оскорблений со стороны активистов профашистского Христианского фронта. Почувствовав на себе всю низость антисемитских предубеждений, Ньюмен солидаризируется с теми евреями, которые стали их жертвами.

Широкой славы зажил Миллер после публикации и постановки своей пьесы «Все мои сыновья» («All my Sons», 1947). Спектакль, осуществленный выдающимися режиссерами Элиа Казаном и Гарольдом Клерменом в Коронет-театре, выдержала более 300 представлений; кроме того, премьеры пьесы прошли в Париже и Стокгольме, а на ее основе был снят одноименный фильм. В центре пьесы - семейная драма фабриканта Джо Келлера, который во время войны поставлял бракованные детали для самолетов, что стоило жизни более двадцати летчикам, в том числе и его собственному сыну Ларри. Ловкому Келлеру удается избежать правосудия, спихнуть вину на своего партнера Стива Деверя, который получил два года тюрьмы. От Деверя отказываются даже его дети, Энн и Джордж, которые не поверили заверениям отца в собственной невиновности. Второй сын Келлера, Крис, вернувшийся с войны, начинает работать на фирме своего отца, считая, что тот не имеет отношения к этой трагедии. Такая «предыстория» событий. Раскрытие тайны Джо Келлера «подрывает» внешне упорядоченный быт семьи промышленника. Выясняется правда о Джо Келлера. Становится очевидным, что Стив Дивер был невиновным. В финале Джо Келлер признается во всем, собирается пойти и рассказать обо всем прокурору, но потом решает, что лучше совершить самоубийство. В пьесе звучит тема выбора, тема моральной ответственности человека, актуальна для всего творчества Миллера.

Международное признание, огромный сценический успех пришли к Миллеру после постановок пьесы «Смерть коммивояжера» («Death of a Salesman», 1949), удостоенной Пулитцеровской премии. Пьеса была следствием высокого вдохновения, продемонстрировала лучшие качества Миллера-художника: способность к состраданию, новизну манеры, психологическую проницательность, чувство юмора. Главный герой, 63-летний коммивояжер Вилли Ломен, - сложный, многогранный образ, полный общечеловеческой значимости.

Оригинальная композиция пьесы. В ней переплелись прошлое и настоящее, реальное время и воспоминания героя; подобные «ретроспекции» позволили Миллеру воссоздать основные вехи жизненного пути Вилли Ломена. При этом «внешний» сюжет охватывает всего около 24 часов. Три с половиной десятилетия трудился Вилли Ломен, считал, что ему везет, полагался на свою внешность и личный чар. В этом духе он пытался воспитать двух своих сыновей, Біфа и Хэппи. Но на самом деле он пребывал в мире иллюзий, избегал трезво оценивать суровые факты жизни, а успех, к которому он так стремился, его обошел. Зритель встречается с Ломеном в ту горькую минуту, когда тот оказался без работы, без надежд.

Тематически пьеса неоднозначная, в ней аккумулировались различные проблемы. Судьба постаревшего Ломена - безусловное свидетельство уязвимости «американской мечты», веры в неизбежность удачи в обществе равных возможностей.

Но Миллер не упрощает проблемы, давая понять, что Ломен во многом и сам виноват в своем падении, ведь преклонялся перед ложными идеалами, занимался только тем, что продавал и перепродавал, а не принимал участия в творческой деятельности. Достаточно сложная и семейная проблематика пьесы, которая нашла свое воплощение в нелегких отношениях Ломена и двух его сыновей, Біфа и Хэппи. Семья Вилли фактически распадается. Не находя выхода, он прибегает к самоубийству, чтобы близкие могли получить страховку и спастись от разорения.

Гамма эмоциональных оттенков, от трагического до комического, дала критикам пищу для раВНОобразных оценок и толкований. Пьесу трактовали как социальную, наполненную антибуржуаВНОго пафоса, как психологическую, как философскую, ставит общечеловеческие проблемы смысла жизни, показывает пагубность иллюзий, которые находятся в конфликте с реальностью.

Миллера выделяют острый социальный зрение и активная гражданская позиция. В основе его три-актовый пьесы «Суровое испытание» («The Crucible», 1953), задуманной как своеобразная народная историческая драма, пропущены через призму художественного видения реальные события, суд над «ведьмами» в 1692 г. в Салеме, одном из главных центров фанатичного пуританизма. Содержание пьесы составили перипетии процесса над фермером Джоном Проктором и его женой Элизабет, которые стали жертвой оговора служанки Абигайль, влюбленной в Проктора. В обстановке религиоВНОй истерии Джон Проктор проявляет моральную мужество и чувство достоинства. Пьеса насыщена спорами, столкновениями точек зрения в зале суда, воспринималась как произведение актуально, как своеобразная парабола, что содержало прозрачный намек на Америку начала 50-х pp. Одна из лучших постановок пьесы была осуществлена в Англии знаменитым Лоуренсом Оливье.

Одиночество людей, их неприкаянность - тема пьесы «Воспоминание о двух понедельниках» («A Memory of Two Mondays», 1954), которая переносит зрителя в 30-е pp., что оставили такой заметный след в судьбе Миллера. Эта пьеса составила своеобразную дилогию с другой - «Вид с моста» (A View from the Bridge», 1954). В ней раскрывается драма в семье рабочего-грузчика итальянца Эдди Карбоне. В его доме поселяются двое иммигрантов, которые нелегально приехали в Америку, Марко и Родольфо, дальние родственники его жены. Это вызывает откровенную нервоВНОсть Эдди; он начинает ревновать свою племянницу Кэтрин к влюбленному в нее Родольфо, пытается убедить жену в том, что Родольфо самом деле руководствуется корыстными мотивами, желанием получить американский паспорт. И тогда Эдди совершает предательский поступок: он звонит в службу иммиграции, после чего полиция арестовывает Родольфо. В этой пьесе также отразилась атмосфера маккартистской розыска, когда виказництво стало одной из печальных примет общественной жизни.

На рубеже 50-60-х pp. Миллер стал значительной общественной фигурой, чем, между прочим, способствовал и его второй брак со знаменитой Мэрилин Монро, который длился около пяти лет. В это время он написал повесть «Неприкаянные» («The Misfits», 1960), переработанная затем на сценарий специально для М. Монро, однако фильм особого успеха не имел. В 1956 г. драматург был вызван в пресловутую Комиссию по расследованию антиамериканской деятельности, где держался с огромным достоинством. За отказ назвать имена знакомых коммунистов был обвинен в «неуважении к конгрессу», оштрафован на 500 долларов и приговорен к месяцу тюрьмы условно. В 1958 p., однако, Верховный суд обвинение против него снял. С 1965 до 1969 г. Миллер был президентом Международного ПЕН-клуба, в котором, в частности, вел работу по защите прав писателей, подвергшихся репрессиям в условиях тоталитарных режимов. Вместе со своей третьей женой, фотожурналисткой Інґеборд Морат, совершил поездку в СССР, итогом которой стала его книга «В России» (1969). В ней он резко критически оценил административно-командную систему, ее враждебность по свободной художественного творчества.

Одна из самых впечатляющих и одновременно сложных по замыслу - пьеса Миллера «После грехопадения» («After the Fall», 1964). Действие в ней, как сказано в авторской ремарке, происходит «в сознании, в мыслях и памяти» главного героя, 50-летнего адвоката Квентина, рефлексуючого интеллигента, что имеет в себе автобиографические черты. В пьесе, построенной по принципу ретроспекцій, близкой к т.н. «драмы потока сознания», появляются и исчезают люди, которые сыграли важную роль в судьбе Квентина.

Среди известных произведений Миллера - обозначена антинацистською направленностью пьеса «Это случилось в Виши» («Incident at Vichy», 1964). В центре ее - психологические коллизии, связанные с арестом группы людей, захваченной во время полицейской облавы, направленной на выявление и депортацию евреев. Действие происходит в 1942 г. во Франции, на территории, находившейся под контролем колабораціоністського правительства Петена, который сотрудничал с оккупантами. В центре другой известной пьесы «Цена» («The Price», 1968) - контрастные образы двух братьев, носителей разных мировоззрений, которые встретились после долгого перерыва в доме родителей, чтобы принять участие в дележе наследства. История одной американской семьи в пору тяжелой депрессии 30-х pp. - тема пьесы «Дзиґарі Америки» («American Clock», 1980). Откликом на события в Чехословакии в 1968 г., на Пражскую весну и вторжение войск Варшавского Договора в страну в августе того же года стала пьеса Миллера «Потолок архиепископа»(«The Archibishop Ceiling», 1977). Его перу принадлежит также автобиография («Time-bends. A Life», 1987). В 80-х pp. Миллер участвовал в советско-американских встречах писателей и в Иссык-Кульському форуме.

В отличие от своего выдающегося современника и во многом художественного антипода Теннесси Уильямса тяготел к погружению в глубины психологии, Миллер более розмисловий, логический и склонен к социально-политической проблематике. Не чураясь использования модернистской театральной техники, он остается преданным реалистичному искусству. Продолжая традиции Ибсена, Дж. Б. Шоу, драматургов 30-х pp., стоял на принципах «ангажированного» художника, который активно влияет на сознание зрителей, способствует тому, чтобы «мир стал совершенным». В дальнейшем Миллер отошел от несколько прямолинейного «проблемности» ранних пьес, будучи озабочен «вечными» темами, такими, как жизнь, смерть и смысл человеческого существования.

В 2000 г. вышла в свет книга Миллера «Отголоски в коридоре», куда вошли разные произведения, опубликованные в 1947-1999 гг. В 2002 г. Миллеру была присуждена премия принца Астурийского, самая престижная в испанском мире, которую называют «испанской Нобелевской премией». Умер драматург в возрасте 89 лет вследствие сердечной недостаточности в своем доме в Роксбери.

В театрах Украины шли пьесы Миллера «Это случилось в Виши», «Смерть коммивояжера», «Вид с моста».



Б. Гіленсон