ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

АДАМ МИЦКЕВИЧ

(1798 - 1855)

АДАМ МИЦКЕВИЧ

Мицкевич - величайший польский поэт. Его роль для польской литературы можно сравнить с ролью Пушкина для русской литературы, Шевченко - для украинской. Мицкевич был родоначальником новой польской литературы и нового польского языка. Польский поэт, основоположник польского романтизма, деятель национально-освободительного движения, родился 24 декабря 1798 года на хуторе Заосся возле города Новогрудка, что входит ныне в состав Белоруссии. Ранее белорусские земли принадлежали Литве, поэтому Мицкевич и называет своей родиной Литву. Отец его, Николай Мицкевич, адвокат, принадлежал к дрібнопомісної шляхты. В доме Міцкевичів жили свободолюбивые традиции польских патриотов. Николай Мицкевич сам принимал участие в народно-освободительном восстании 1794 года под руководством Тадеуша Костюшко и пытался привить чувство патриотизма и свободолюбия своим детям. Много интересных легенд и поверий слышал юный Адам и Блажен, значение которого для поэта можно сравнить со значением Арины Родионовны для Пушкина. Развитию поэтического воображения Мицкевича прияла и живописная природа окрестностей Новогрудки. После окончания школы Адам поступил на физико-математический факультет Виленского университета, в котором проучился год. Весной 1816 года перешел на историко-филологический факультет, что его закончил в 1819 году. Среди профессоров университета были выдающиеся ученые и общественные деятели. Здесь читал лекции Иоахим Лелевель - родоначальник польской историографии, брать Снядецкого и др. Иоахим Лелевель, учитель Мицкевича в годы студенчества, позднее стал его близким другом. В течение всей своей жизни стоял в центре польского революционного движения. Затем Мицкевич учительствовал Ковно (ныне Каунас), 1819-1823). В Ковно Мицкевич увидел необыкновенную бедность и нищета народа, притесняемого царской властью И царской полицией. Это способствовало формированию революционных взглядов поэта, пониманию необходимости решительной борьбе за освобождение народа. Эволюция в мировоззрении молодого Мицкевича определила во многом и развитие его творчества. В своих ранних произведениях (до 1820 года) Мицкевич продолжал традиции классицизма, характерного для литературы XVIII века. Мицкевич пишет в это время антиклерикальную повесть «Анеля» в духе Вольтера, поэму «Картошка» и трагедию «Демосфен». Уже в этих произведениях Мицкевича звучат патриотический пафос, вера в прогресс, мечта «о временах грядущих, когда народы, забыв распри, «в великую семью соединятся». Ранние произведения Мицкевича (первый стих опубликован в 1818 году) свидетельствуют об увлечении вольнолюбивыми традициями Образования (перевод отрывка из «Орлеанской девственницы» Вольтера; поэмы «Мешко, князь Новогрудка», 1817, «Картошка», 1819). С 1817 года принимал участие в создании и деятельности патриотических молодежных кружков («сторонников добродетелей»), наиболее значительными произведениями этого периода были «Песня Адама» - первый гимн філоматів, «Песня філаретів», написал для них ряд программных стихотворений, в частности «Оду к молодости» (1820), перенятую романтическим энтузиазмом молодежи, что мечтала о борьбе за свободу. Воспитанник Вильнюсского университета, он вступил в тайное польское общество молодежи - «філоматів», что в своей программе провозглашали стремление к знаниям, но на самом деле стремились к освобождению и объединению Польши. В «Оде к молодости» Мицкевич воспел порыв молодого энтузиазма, что разрушает устои старого мира. Союз польской молодежи поставил эпиграфом к своему уставу, принятому в этом году, слова из «Оды к молодости»: Юные друзья! Вставайте вместе! Счастье всех - наша цель и дело. Мицкевич понимал, что для выражения новых идей, где прогрессивные мысли стали бы достоянием народа, необходимы новые литературные формы. Молодой поэт обращается к народному творчеству, видя в ней животворный источник поэзии. Так появляются первые баллады Мицкевича, знаменующие начало польского романтизма. Мицкевич в своих балладах использует сюжеты народной поэзии, фантастику сказок и преданий. Но поэта привлекали в народном творчестве не только фантастика и яркие образы. В народе Мицкевич видел выразителя гуманных чувств, правдивых суждений, высокого патриотического духа. В своих балладах он стремился воплотить народные понятия о справедливости, моральный долг, патриотизм.

В 1822 году был издан первый том произведений поэта, в который вошли его баллады и романсы. Идеи и темы, намеченные в балладах, Мицкевич развил впоследствии в своих крупных произведениях этого периода: в поэмах «Гражина» и «Дзяды» (2 и 4 части), вошедшие во второй том его произведений. Патриотический сюжет баллады «Свитязь» - о подвиге народа, что погиб, но не поддался врагу,- переукується с сюжетом поэмы «Гражина», в которой описана героическая борьба литовского народа против крестоносцев. В основу сюжета поэмы «Гражина» положен реальный эпизод из истории Литии начале XV века. (Князь Новогрудка Литавор замыслил предать литовского князя Витольда за то, что тот не хотел вилы пати город Лиду, приданое его жены Гражины. Она надевает оружие Литавора и становится к бою против тевтонских рыцарей, где и Погибает. Литавор мстит за нее, убивает командора и искупает свою вину, всходя на костер вместе со своей женой.) Исторический сюжет под пером Мицкевича приобретает романтического окраса. Он ярко, страстно воспел подвиг отважной народной героини. Организацию разоблачили царские шпики и их польские пособия. «Філоматів» и близких к ним «філаретів» в 1823 году арестовали, посадили, а осенью 1824 года приговорили к различной степени наказаний. Мицкевича не выслали в Сибирь, не отдали в солдаты. Ему было приказано отправиться в Петербург.

Первый стихотворный сборник Мицкевича («Поэзия», т. 1, 1822) стал манифестом романтического направления в польской литературе. До 2-го тома «Поэзии» (1823) вошла романтическая поэма «Гражина», положившая начало жанру т.н. польской «поэтической повести»; написанная на сюжет из истории Литвы, она утверждала подвиг и самопожертвование героической личности. До второго и ом поэзии Мицкевича также были включены 2 и 4 части драма-ночной поэмы «Дзяды». Первая часть поэмы осталась незавершенной, третья часть появилась через десять лет и имела самостоятельный характер. В предисловии ко второй части Мицкевич объясняет название поэмы: «Дзяды - это название торжественного обряда, то его производит сей день простой люд во многих местностях Литвы, Пруссии, Курляндии в Память «дзядів», то есть умерших предков». Мицкевича пленила в этом старинном обряде Не только романтическая таинственность, особая роль судьбы в земных правах людей. В первых частях «Дзядів» уже намечается социальная схема, что в дальнейшем будет основной в творчестве Мицкевича. Арестованный (1823) по делу філоматсько-філаретських организаций, Мицкевич был в 1824 году выслан из Литвы и до 1829 года находился в России (Петербург, Одесса, Москва, снова Петербург), и близився с участниками декабристского движения (К, Ф. Рылеев, 0. О. Бестужев) и выдающимися писателями (А. С. Пушкин и др.), что высоко оценили его талант. Эти дружеские связи способствовали вызреванию в Мицкевича идеи революционного союза народов России и Польши. Мицкевич пробыл в Петербурге около трех месяцев, а потом его послали в Одессу, где он должен был занять должность преподавателя в лицее Рімельє. Свободных мест не оказалось. Из Петербурга поступило распоряжение не оставлять неблагонадежного поэта в Одессе, а отправить его в глубинных губерний России. Пока продолжалась переписка относительно дальнейшего местопребывания Мицкевича, он посетил Крым, что произвел очень сильное впечатление на поэта и вдохновил его на создание прекрасного цикла «Крымских сонетов». Когда Мицкевич вернулся из Крыма, он узнал о своем назначении в канцелярию московского генерал-губернатора.

В России вышла книга Мицкевича «Сонеты» (1826) - с циклом «Крымские сонеты», которые поразили читателя великолепием пейзажных картин, проникнутых лиризмом, образом героя-«пилигрима», который скучает по покинутой родине, и новыми для польской поэзии восточными мотивами. В 1828 году была опубликована поэма «Конрад Валленрод» (о борьбе литовцев с тевтонской нашествием), изображавшая трагического героя - одинокого борца, который жертвует личным счастьем. В конце 1825 года Мицкевич приехал в Москву. Огромное влияние на Мицкевича произвели последствия восстания декабристов. Он тяжело переживал жестокую расправу Николая И с героическими революционерами. Один из биографов поэта писал: «Нельзя угадать, взялся бы Мицкевич за оружие, если бы оказался в Петербурге во время восстания 14 декабря 1825 года. Но несомненно, что он бы разделил их судьбу...». Сначала Мицкевич жил в Москве уединенно, общаясь только со своими венскими друзьями-філоматами. Весной 1826 года Мицкевич познакомился с московским литератором Николаем Полєвим, который ввел его в литературных кругов Москвы. Мицкевич сблизился с выдающимися представителями русской литературы - Баратынского, Веневітіновим, В'яземським, Соболевским и другими.

В октябре 1826 года состоялось знакомство Мицкевича с Пушкиным, что потом переросло в искреннюю дружбу. 12 октября 1826 года он присутствовал при чтении Пушкиным «Бориса Годунова» у поэта Д. Веневітінова. С тех пор и вплоть до своего отъезда Мицкевич находился в центре культурной жизни России. Живя в Москве., временами наезжал в Петербург, бывал на литературных вечерах, встречах, где он, обладая непревзойденным талантом импровизатора, часто выступал. Сохранилось много воспоминаний об этих импровизации поэта. В Петербурге Мицкевич познакомился с Жуковским, Грибоедовым, Крыловым, Дельвїгом, немало времени проводил в беседах с Пушкиным. Мицкевич планировал издавать в России польский журнал «Ирида», который бы способствовал расширению белорусско-российских культурных связей. Однако ему, как лицу под «подозрением», это издание было запрещено. Трудно переоценить значение русского периода жизни для развития творчества Мицкевича. Ярый враг самодержавия, однако он прекрасно поладил с российскими революционерами. В России Мицкевич сформировался как поэт дружбы славянских народов. Здесь он стал глубже понимать идею нацио-нальной независимости Польши, постигнув ее тесную связь с международной политикой. В эти годы он становится оповісником политической Свободы. Одновременно происходил и рост художественного мастерства Мицкевича, этому способствовало общение с российскими литературными деятелями, и прежде всего с Пушкиным. Общий тогдашний уровень российской культуры был значительно выше польскую. «Мы отстали в литературе на целое столетие»,- писал Мицкевич <поэму вторую Одініну. Во время своего пребывания в России Мицкевич создал немало прекрасных лирических стихов. В 1826 году отдельным изданием вышли его «Сонеты». Он перевел польской две арабские баллады, написал стихотворение «Фарис», баллады «Воевода» и «Три Будріса». В его балладах, написанных в России, нет чрезмерной фантастики и дидактики, они ближе к балладам Пушкина. Не случайно именно «Воеводу» и «Будріса» выбрал для перевода Пушкин. Вершиной творчества Мицкевича этого периода стала поэма «Конрад Валленрод», вышедшей в свет в 1828 году. Это патриотическая поэма, сюжет которой взят из истории XIV века. Поэма Мицкевича призывала к борьбе за свободу родины, имя которой не страшны никакие жертвы. Именно так восприняли ее польские патриоты в дни восстания 1830 года: она была для них боевым призывом к действию. Высокую оценку получила поэма Мицкевича в среде российских литераторов. Ксенофонт Полевой писал: «Многочисленный круг русских почитателей поэта знал эту поэму, не зная польского языка, то есть знало ее содержание, изучало подробности и красоту ее». Это чуть ли не единственный в своем роде подобный пример. 1828 рыке в Петербурге вышли два тома сочинений Мицкевича.

В 1829 году Мицкевич уехал из России и посетил Германию, Швейцарию, Италию. После неудачной попытки присоединиться к Польскому восстанию 1830 года поэт навсегда остался в эмиграции ( жил преимущественно в Париже), продолжая литературную и революционную деятельность. В 3-й части «Дзядів» (1832) Мицкевич призвал соотечественников продолжать борьбу. Эгоизма и соглашательству «верхов» общества он противопоставил героизм и стойкость патриотической молодежи, надежду на внутренние силы нации, создал титанический образ поэта Конрада; сочувствуя страданиям народа, герой вызывает на поединок Бога как виновника господствующего зла в мире. Драма имела свободную фрагментарную построение, два плана действия: фантастический и реальный. К ней примыкал эпический «Отрывок» - картины самодержавной России, гневный памфлет на царизм. Здесь же поэт Выразил солидарность с передовыми людьми России (стихотворение « Памятник Петру Великому», «Русским друзьям»). Вместе с тем в 3-й части «Дзядів» (как и в художественно-публицистическом произведении Книги польского народа и польского пілігримства», 1832) Мицкевич излагает доктрину так называемого польского мессианизма, согласно которой страдания Польши связаны с особым историческим призванием народа-мученика. Поэт призывает польскую эмиграцию к участию в «совместной войне за свободу народов», в европейской революции (эти же мысли содержатся в статьях Мицкевича в газете «Пельгжим польски», 1832-33).

В 1834 году Мицкевич опубликовал последнее свое крупное произведение - поэму «Пан Тадеуш». Эта польская национальная эпопея, в которой отчетливо проявились реалистические тенденции, стала энциклопедией старопольского быта, шедевр словесной живописи, типизации и индивидуализации персонажей; с юмором и печалью рисует Мицкевич мир благородной старины, не подавляя его пороков, понимая его историческую обреченность и в то же время любуясь его красочностью. Поэму справедливо называют «Энциклопедией польской жизни». Перед читателем появляется польское жизни во всем его раВНОобразии: его природа, картины быта, сражения, незабываемые типажи проминулої Польши и молодое поколение. Поэма пронизана глубоко патриотической идеей: необходимостью национального единства перед бедой, что заняло страну,- потерей национальной независимости. Художественная сила поэмы необъятно велика. «Пан Тадеуш» по праву принадлежит к лучшим достижениям мировой литературы. После написания «Пана Тадеуша» поэтическая деятельность Мицкевича (если не считать нескольких небольших стихотворений) совсем прекращается. Но он продолжает служить делу освобождения Польши и единства народов как публицист, общественный деятель. В эти годы Мицкевич работал над «Историей Польши» и «Историей будущего», написал две драмы на французском языке. Значительный интерес для характеристики взглядов Мицкевича представляет написанный им в 1837 году некролог на смерть Пушкина. Некролог - яркое свидетельство любви польского поэта до великого Пушкина. В последующие годы Мицкевич почти не писал (последний взлет его вдохновения - несколько лирических стихотворений, 1838-39 он). Он вел активную общественную и культурную деятельность: в 1839-40 годах читал курс римской литературы в Лозанне, затем (до 1844 года) занимал кафедру славянских литератур в парижском Коллеж де Франс.

В 1841 году начался кризис в мировоззрении поэта: он вступил в секту мистика А. Тов'яньского. В 1848 году Мицкевич возобновил революционную деятельность: создал польский легион, сражавшийся за свободу Италии, в Париже работал в газете «Трибюн де пепль», выступал со статьями революционно-демократического характера, проявляя интерес к утопическому социализму, призывая к революционному союзу народов. Во время Крымской войны 1853-56 годов Мицкевич отправился с политической миссией в Константинополь, где умер от холеры (похоронен в Париже, прах был перенесен в Краков в 1890 году).

Поэзия Мицкевича имела огромное значение для польского национально-освободительного движения, для развития демократической мысли, восстановления польской литературы; она обогатила литературный язык, стихосложение, поэтические жанры. Существенной является роль Мицкевича в развитии польского театра (постановки его «Дзядів», многочисленные высказывания по вопросам драматургии). В России Мицкевич приобрел популярность еще при жизни. Его стихи переводили А. С Пушкин, М. Ю. Лєрмонтов, К. Ф. Рылеев, 1.1. Козлов, М. П. Огарев, А. М. Майков, М. Л. Михайлов, А. А Фет, В. Я. Брюсов, И. О. Бунин и др. Украинские поэты еще при жизни Мицкевича в России начали интересоваться его творчеством. В 1826г. П. Гулак-Артемовский публикует свой перевод баллады «Твардовский». Первый перевод из цикла «Крымских сонетов» - сонет «Аккерманські степи» - напечатал Шпигоцький в 1830 году. Творчество А. Мицкевича высоко ценили и Т. Шевченко, и. Франко, и Леся Украинка. В дореволюционное время довольно значительная часть произведений Мицкевича была переведена на украинский язык. Выдающимся достижением переводческого искусства является перевод Максимом Рыльским «Пана Тадеуша» и «Крымских сонетов».

Однако значение Мицкевича не исчерпывается его литературной деятельностью. Мицкевич был передовым политическим деятелем своего времени. Он стоял в центре польского революционного движения. Первостепенное значение Польши в развитии передовых революционных идей века определило и мировое значение Мицкевича, который еще при жизни был для всего мира символом борьбы своего народа за свободу. Творчество Мицкевича, одухотворенная большими патриотическими и гуманистическими идеями, в наши дни стала достоянием широких народных масс. Адам Мицкевич еще при жизни получивший мировую славу, однако, можно с уверенностью сказать, что настоящее всенародное и всемирное признание он получил только после победы польского рабочего класса и утверждение народно-демократической власти в Польше.

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

«Пан Тадеуш», «Крымские сонеты», «Дзяды», «Свитязь», «Ода к молодости».

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ростоцкий Б. Ы. Адам Мицкевич и театр. - М., 1976,

2. Дерналович М. Адам Мицкевич. - Варшава, 1981.