ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МЕЙЛЕР, Норман

(нар.1923)

МЕЙЛЕР, Норман - творчество писателя

МЕЙЛЕР, Норман (Mailer, Norman - нар. 31.01.1923, Лонг-Бранч, шт. Нью-Джерси) - американский писатель.

Мейлер родился в благополучной еврейской семье. Его родители приехали в Америку из Германии после Первой мировой войны. Будущий писатель рос в нью-йоркском Бруклине. В 1939 г. он поступил в Гарвардский университет, который окончил в 1943 г. дипломированным авиационным инженером. В следующем году Мейлер пошел служить в армию, в Двенадцатый бро-некавалерійський полк, воевал на Филиппинах. В 1946 p. Мейлера демобилизовался, а через несколько лет поступил в Сорбонну. В 60-х гг. был одним из идеологов нонконформистского движения «битников». За свою долгую и бурную жизнь писателя и журналиста Мейлер написал ряд книг, опубликовал множество статей, работал в кино как сценарист, режиссер, продюсер, снялся в нескольких фильмах (в частности, в Г. Формана в «Регтаймі» та Же. Л. Годара в «Короле Лире»). Мейлер шесть раз женился, у него девять детей. Сейчас живет в Провінстауні.

Первый роман никому не известного тогда демобилизованного солдата Мейлера «Нагие и мертвые» («The Naked and the Dead») увидел свет в 1948 г. и сразу стал сенсацией. Лучшим рассказом о войне назвали эту книгу А. Кейзін, Д. Людвиг. Здесь изображен один из возможных эпизодов Второй мировой войны - взятие американцами оккупированного японцами тихоокеанского острова. И операцию, и участников, и атмосферу изображен очень реалистично. К тому же, пользуясь техникой Дж. Дос Пассоса (киноглаз, экран новостей, машина времени, солдатский хор), Мейлер расширил картину во времени, воспроизвел предысторию каждого из персонажей, подав вертикальный разрез довоенной Америки. В этой объемной эпической картине не хватает одного - в ней нет не только инвектив японскому милитаризму, с которым борется Америка, в ней отсутствует и враг как таковой. Акценты смещены: милитаризм, фашизм выступают не как конкретный враг, а как субстанция, представляет собой концентрацию системности, ее идею, ее приоритет над личностью. А следовательно именно армия (в данном контексте - американская) выступает моделью совершено организованной, то есть вивершеною до статуса идентичной целом обществу системы. Темой, идеей, основным стержнем романа становится противостояние, контрадикція человека и системы.

Идеей системности перенят Каммингс, командующий американской армии. Каммингс трактует армию с ее тенденцией к деіндивідуалізації как квинтэссенцию американского общества, где в условиях высокого технократического уровня обезличивание представляется необходимым следствием и предпосылкой дальнейшего прогресса. Для обеспечения такого прогресса, по его мнению, существует единственный путь - фашизация страны, создание тоталитарного режима. Генерал вещает: «Машинная техника нашего времени требует консолидации, а это невозможно, если не будет страха, поскольку большинство людей должно стать рабами машины, а на это никто не пристает с радостью... Впервые в истории люди, которые в Америке у власти, начинают осознавать свои истинные намерения. Запомните: после войны наша внешняя политика будет более открытой, менее лицемерной, чем когда-либо. Мы уже не будем закрывать глаза левой рукой, чтобы не видеть, что правая загребает». Генерал уверен, что Америка воюет главным образом для того, чтобы обеспечить победу фашизма в своей стране. Себя же он видит в функции настоятеля небольшого монастыря» - армии, которая и является прообразом последующей эры тотальной власти, и хочет полностью подчинить себе солдат и офицеров. Генералу удается стать полноправным хозяином острова и сломать душу либерального интеллигента Хирна, то есть реализовать «локальный фашизм».

Достойным партнером Каммингса в деле фашизации армии выступает сержант Крофт - убийца по специальности, который проводит аналогичную генеральской политику в масштабах взвода (их родство подчеркнуто через присущее им обоим желание покорить гору Анака). Каммингс и Крофт - воплощение системы, ее апофеоз, ее символы; однако только они и могут быть социально активными, воплощать и осуществлять масштабную деіндивідуалізацію, то есть фашизм (тоталитаризм). Крофт делает это инстинктивно, Каммингс - сознательно. Но каждый из них сам по себе не стоит внимания, не каждый является яркой индивидуальностью (ни одному из них не удалось покорить гору, обоих изменяют женщины - для Мейлера человек, не способен завоевать женщину, является человеком низшего сорта, в любом случае он не герой), они только мнят себя таковыми, а действуют как обезличенные представители армии, системы, тоталитаризма. Однако им никто не способен противостоять. Большинство солдат взвода Крофта опираются командованию пассивно, инстинктивно защищаясь (иногда вплоть до симуляции, к дезертирству), ограждая свой внутренний мир от внешних воздействий.

Противостоять, сопротивляться системе пытаются лишь двое - Ред Волсен и Роберт Хірн - бывший безработный и либеральный интеллигент, им автор симпатизирует, но одновременно и подвергает безжалостному анализу их индивидуальности. Лейтенант Хірн дважды проигрывает поединок - с генералом Каммингсом и с сержантом Крофтом, в теории и на практике: он погибает их воли. Но страшнее физической гибели его осознание того, что «если бы произошла фашизация мира, если бы настало время Каммингса, он, Хірн, мало что мог бы сделать». Это безжалостный приговор Мейлера либерализма. Исследователи проводят параллель между Робертом Джорданом Е. Хемингуэя и Робертом Хірном Мейлера. В этом есть смысл, потому романист и, очевидно,- идеолог своей генерации Мейлер сознательно подражает Хемингуэя. Только Хірн - скорее пародия на Джордана, чем равноценный образ. Значительно ближе друг другу Гарри Морган и Ред Волсен. И если Гарри погибает морально непобежденным с мыслью о том, что спасение человека - только в единстве с другими, то Ред неоднократно проигрывает в постоянном негласном поединке с Крофтом и сам хорошо понимает, что ему, больному, одинокому, не под силу война с американской армией, с государственной машиной, которую олицетворяет сержант. Морально побежден Ред остается жить с мыслью о том, что человек несет свой крест одиноко. Фактически машине тоталитаризма противостоять никому. В этом - неполноценности индивида - для Мейлера смысл трагичности ситуации.

Оптимистическое решение внешнего сюжета - освобождение острова от японских фашистов - сочетается с пессимистическим финалом внутреннего сюжета: смерть Хирна и многих солдат взвода Крофта, бесперспективное будущее тех, которые остались живыми участниками военной драмы. Тоталитарная машина побеждает, личность обречена на гибель, книга проникнута горьким пессимизмом.

Эту зловещую картину, к счастью, история опровергла: жизнь оказалась гораздо богаче на формы организации общества, чем определенные Мейлером (фашизм - либерализм).

Других заметных книг М. принадлежит роман «Олений парк»(«The Deer Park», 1955), действие которого разворачивается в Голливуде в годы маккартизма, а главным героем является хипстер-ирландец, который познал «наслаждение, бизнес, коммунизм, религии, пролетариат, преступления, гомосексуализм и мистицизм». Сенсационный успех имел следующий роман писателя «Американская мечта» («An American Dream», 1965). В 1967 г. вышел роман Мейлера «Почему мы во Вьетнаме?» («Why Are We In Vietnam?»), в котором бурная атмосфера 60-х гг. передана через восприятие двух подростков. В том же году М. принял участие в марше мира на Вашингтон, что отразилось в документальном репортаже «Армия ночи» («Armies of the Night», 1968), удостоенному Пулитцеровской и Национальной книжных премий. Документалистика доминирует и в последующем творчестве писателя: «Из пламени на Луну» («Of a Fire on the Moon», 1971) посвящена высадке человека на Луну; в «Узники секса» («The Prisoner of Sex», 1971) писатель демонстрирует свое отношение к феминизму и др. В романе «Песнь палача» («The Executioner's Song»), в основу которого положены реальные события о дело Гэри Гилмора, который стал убийцей и сам приговорил себя к смерти, Мейлер исследует проблему насилия. Это произведение получил писателю вторую Пулитцеровскую премию.

В последнее десятилетие Мейлер создал роман о деятельности ЦРУ «Призрак проститутки» («Harlot's Ghost», 1991), написал «Историю Освальда» («Oswald's Tale», 1995), в центре которой неврастеник Освальд, гипотетический убийца президента Дж. Кеннеди; «Портрет Пикассо в юности: Версия биографии» («Potrait of Picasso as a Young Man: An Interpretive Biography», 1995); «Евангелие от Сына Божия» («The Gospel According to the Son», 1997).



За Т. Денисовой