11 класс СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА В ЗЕРКАЛЕ ЛИТЕРАТУРЫ
Смысл названия романа А. Камю «Чума»
Роман Альбера Камю «Чума» - это скупая рассказ, не только об эпидемии страшной болезни, а в первую очередь о моральном выборе каждым из героев произведения своего места в ситуации, когда существует реальная угроза смерти.
События в городе Оране совершаются 194... года. Какой же год имел в виду автор? В годы Второй мировой войны или тогда, когда она только-только закончилась? Тогда название «Чума» может означать не только конкретную болезнь. Выключает ассоциация с «коричневой чумой», которая распространилась в Европе в начале 30-х годов XX века, прогремела танками по всему миру, уничтожая миллионы жителей, а потом недобитою до конца змеей заползла в темные щели зализывать раны и восстанавливать силы.
По свидетельству самого Камю, «Явное содержание «Чумы» - это борьба европейского Сопротивления против фашизма. «С помощью чумы я хочу передать атмосферу удушья, от которой мы страдали, атмосферу опасности и изгнания, в которой мы жили тогда. В то же время я хочу распространить это толкование на существование вообще. Чума покажет моральный облик тех, кому минувшей войны выпало думать, молчать и страдать».
Образ чумы - это не только символ войны. Это универсальная метафора зла. Герой романа интеллектуал Тару говорит: «Чума - не только болезнь, не только война, это также смертные судебные приговоры, расстрел побежденных, фанатизм церкви и фанатизм политических сект, гибель невинного ребенка в больницу, общество, устроенное вон плохо, так же как и попытки, вопреки сопротивлению властей, устроить его заново...» Микробы чумы гнездятся повсюду подстерегают каждый неосторожный шаг человека, власти, общества. Все человечество в целом и каждый человек в частности может находиться в состоянии «зачумленості». Того состояния почти никому не удалось избежать, но его надо преодолевать, мобилизуя волю, духовные и нравственные силы личности. Быть «зачумленим» - это не только готовность убивать, но и непротивостояния насилию, примирение с теми, что убивают.
Примеров такой «зачумленості» XX века знает много: фашистская Германия и большевистский СССР, красный Китай. И как только люди доброй воли побеждают зло в одном месте, оно поднимает голову в другом. Доктор Рие убежден, что «чума - это бесконечная поражение». Прислушиваясь к радостным крикам жителей Орана, которое наконец освободилось от болезни, от границ вокруг города, Рие думал, что радость находится под постоянной угрозой. Он знал то, о чем забыла эта счастливая толпа: «бацилла чумы никогда не умирает, десятилетиями она может дремать где-то в закоулке мебели или в столе белья, она терпеливо выжидает своего часа в спальне, в подвале, в чемодане, в носовичках и в бумагах, и, возможно, наступит день, когда на горе и в поучение людям чума разбудит крыс и начнет их умирать на улице счастливого города».
Чума - это олицетворение вселенского зла, которое полностью победить невозможно. Окончательная победа над ним недостижима, но осознание этого не должно парализовать волю и разум людей, их готовности к борьбе.
А. Камю ищет в человеке силы, поднимают против зла, и находит их в самой природе человека, которая способна бросить вызов Богу и Судьбе и извечному хаосу.
Что, по мнению А. Камю, может спасти человечество от чумы и от зла вообще?
Альбера Камю еще при его жизни часто называли философом, но сам писатель так не считал и скорее предпочел называться литератором. Главным предметом его творчества был человек, его психология, поведение в различных жизненных ситуациях.
Писатель хорошо знал жизнь, потому что вырос в кварталах алжирской бедноты, сам пробивал себе дорогу.
Учился в Алжирском университете, увлекался философией Шопенгауэра, Кьеркегора, Ницше, зачитывался романами Достоевского.
Позже Альбер Камю занимается политической деятельностью, вступает в компартию и активно выступает против влияния фашизма на литературу, а в годы войны участвует в работе антифашистской подпольной организации «Комба». Он не рвется на вершину славы. Уже сама борьба, стремление дойти до вершины делает его счастливым.
В центре всех произведений Альбер Камю ставит человека, который обязательно должен действовать, принимать решения, делать выбор. Его герои стоят на распутье и решают проблему собственного индивидуального существования в моменты, когда спокойное течение жизни нарушается какой-то кризисной ситуацией. Для жителей небольшого города Орана эту кризисную ситуацию создала чума. До этого люди живут каждый сам по себе. Они много работают, но думают только о коммерции и барыши, вечера просиживают в кофейнях, но разговоры идут только о сделках, морские фрахти и дисконты. Кажется, никто и ничто не сможет объединить этих людей, что, как далекие звездочки или планеты, крутятся каждый по своей орбите и вокруг своей оси.
Чума, что стала угрозой каждом жизни, поставила всех перед выбором: закрыть окна, двери, отгородиться от мира или объединиться и всем вместе противостоять злу. Конечно, много людей выбрали первый вариант, но большинство жителей поняли, что победить эпидемию они смогут только вместе. Взаимопомощь, желание подставить плечо ближнему вырвали из объятий смерти целый город.
И были в Оране и такие люди, которые на несчастье сумели разбогатеть. Это контрабандисты, тайными тропами привозили в город товары и помогали кое-кому из горожан выскользнуть из города. .
Каждый делал свой выбор. На этой земле существуют бедствия и жертвы, и честный, порядочный человек не имеет права становиться на сторону зла, в чем бы оно не проявлялось. Надо сопротивляться, даже если для этого приходится делать над собой невероятные усилия. Зло царит не там, где его слишком много, а там, где люди не борются, не оказывают ему сопротивления. Альбер Камю в своих произведениях учит нас бок о бок защищать добро, справедливость, человеческое достоинство, вместе противостоять злу и насилию.
|
|