ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МЕРЕДИТ, Джордж

(1828 - 1909)

МЕРЕДИТ, Джордж - творчество писателя

МЕРЕДИТ, Джордж (Meredith, George - 12.02.1828, Портсмут - 18.05.1909, Боксгілл) - английский писатель.

Мередит вошел в историю литературы как продолжатель реалистической традиции классического романа и, одновременно, как один из создателей социально-психологического романа нового времени. Преданность английской сатирической традиции (Ч. Диккенс, В. Теккерей) сочетается в Мередита с поисками новых путей развития романа и новых принципов художественной обраВНОсти. Его психологическая проза приобретает ярко выраженного интеллектуального характера; для романов Мередита свойственны трагическое начало и горькая ирония, по своей структуре они тяготеют к драматических жанров - комедии и трагедии. Мередит проявил себя не столько как мастер рассказа, сколько как мастер создания характерных своей драматической напряженностью сцен, смена которых и составляет основу движения и развития действия в его романах. Самые известные из них - «Испытание Ричарда Феверела» («The Ordeal of Richard Feverel», 1859), «Ивен Гаррингтон» (« Iven Hurrington», 1860), «Эмилия в Англии» («Emilia in England», 1864), «Рода Флеминг» («Rhoda Fleming», 1865), «Виттория» («Vittoria», И 867), «Приключения Гарри Ричмонда» («The Adventures of Harry Richmond», 1871), «Карьера Б'ючемпа» («Beauchamp's Career», 1875), «Эгоист» («The Egoist», 1879), «Один из наших завоевателей» («One of Our Concqerors», 1891).

Мередит родился в портовом городе Портсмуте на юге Англии. Его отец был владельцем магазина, в которой торговал морским обмундированием, а мать - дочерью корчмаря. Детские годы будущего писателя не были счастливыми, их затмили раннее сиротство, необходимость жить в пансионе, отчуждение от родного дома и новой семьи отца. Чотирнадцятилітнім подростком Мередит уехал из Англии: на деньги умершей матери его отправили в Германию, где в 1842 - 1844 гг. он учился в Школе моравских братьев в небольшом прирейнському городке Нейвід. Эти годы оказали посутній влияние на юного Мередита. Жизнь в Германии накануне революции 1848 г. в атмосфере подъема гражданских настроений, в общении со сверстниками - юношами, которые съехались в Нейвід из разных европейских стран, дало немало будущему писателю. Особое значение имело для него знакомство с немецкой литературой, прежде всего с творчеством И.В. Гете и Жан Поля. Весьма ощутимым оказалось влияние немецкого романтизма, что отразилось на тематике и специфике колорита ранних фантастических повестей Мередита («Фарина» - «Farina», 1857).

Вернувшись в Англию, Мередит подался в ученики к одному из лондонских адвокатов. Однако, значительно больше, чем юриспруденция, его влекла к себе поэзия. В 1849 г. был опубликован его первый стих, а в 1851 г. вышел первый поэтический сборник «Стихи», Человеком, которая способствовала вхождению Мередита в литературу, оказался Ч. Діккенс. их знакомство состоялось в 1849 г. и тогда же в журнале «Домашнее чтение», который выдавал Диккенс, были опубликованы некоторые стихи Мередита. Эта встреча двух писателей знаменательное в контексте историко-литературного развития: она воспринимается как передача эстафеты старшим поколением английских реалистов новому поколению, которое вошло в литературу после революции 1848 г.

Поэтические произведения Мередита, и прежде всего его поэма «Современная любовь»(«Modern Love», 1862), - это лирический дневник, который отражает сложную гамму глубоко интимных чувств, связанных с драматически напряженными ситуациями его личной жизни. «Современная любовь»написанное под влиянием тяжелых переживаний, постигшие Мередита в его недолгом и несчастливом браке с Мэри Эллен Нікколс, дочерью известного романиста Т. Л. Пікока. Вместе с тем, история лирического героя содержит в себе и значительно более широкие обобщения. М. пишет про моральные мучения людей, объединенных узами брака, но духовно чужих. Это поэма о трагедии любви в мире фальши и корысти. Немало стихов Мередита посвященные красоте и величии природы, прославлению человека как вершины его творения («Поэмы и лирические стихи о радости земного бытия» - «Poems and Lyrics of the Joy of the Earth», 1883). Языческие мотивы сливаются в поэзии Мередита с ощущением извечного трагизма человеческого бытия («Баллады и поэмы о трагедии жизни» - «Ballads and Poems of Tragic Life», 1887). Поэтично циклы объединяет мечта о гармонии, которая может быть достигнута при слиянии в единое целое ума и воли, интеллектуальных и физических сил человека.

Начав и завершив свой творческий путь как поэт, Мередит получил признание как романист. За свою жизнь он написал 13 романов и несколько повестей, откликаясь на события, волновавшие его современников. Он обратился к конфликту между викторианской Англией и новым молодым поколением («Испытание Ричарда Феверела»), развивал тему женской эмансипации, связывая ее с темой борьбы за свободу родины («Эмилия в Англии», «Виттория»), отразил свободолюбивые настроения, вызванные событиями Парижской Коммуны («Карьера Б'ючемпа»), блестяще раскрыл черты социальной психологи респектабельного английского джентльмена, его эгоизм, трусость, ханжество («Эгоист»), показал разрушительную силу эгоизма, его пагубное влияние на личность. М. использовал углубленный психологический анализ как способ постижения и раскрытия социальных проблем. Идейно-художественные поиски, эстетический идеал Мередита определили черты положительного героя в его творчестве. С особой силой гражданские стремление писателя оказались в образе Невила Б'ючемпа («Карьера Б'ючемпа»).

В течение многих лет Мередит выступал как журналист. Во время австро-итальянской войны (1886) он был корреспондентом «Морнінґ пост» в Венеции. СоболеВНОвания Мередита к участникам итальянского освободительного движения отразилось в романах «Эмилия в Англии» и «Виттория». Важную роль в жизни Мередита сыграли его связи с журналом «Форт-найтли ревью» и его окружением. Это было периодическое издание либерального направления, возглавляемое известным литературным критиком Д. Г. Льюисом. Журнал публиковал статьи из политических, философских, литературных проблем. Здесь выступала со своими произведениями писательница Дж. Элиот, в романах которой первостепенной важности приобрела психология личности. Дж. Элиот была первой, кто дал высокую оценку ранним произведениям Мередита. Она писала о нем как о новом «поэтического гения» и впервые отметила, что в произведениях Мередита отсутствует «дидактическая умышленность в представлении нравственных уроков».

На протяжении тридцати лет (1860-1890) Мередит исполнял обязанности литературного консультанта издательства «Чепмен и Холл». Эта сфера его деятельности весьма посутня, она оставила заметный след в истории английской литературы. Мередит имел возможность рекомендовать к изданию произведения авторов-начинающих. Благодаря его содействию вышли в свет первые романы Т. Гарди, Дж. Гіссінґа и многих других писателей.

В 1877 г. на основе прочитанной им лекции Мередит написал «Эссе о комедии и использования духа комического» («An Essay on Comedy and the Uses of the Comic Spirit»). Это эстетический манифест писателя. Написан в период расцвета его таланта, «Эссе» синтезирует двадцатилетний опыт романиста, обобщает сделанные им художественные открытия, содержит суждения о задачах и назначении искусства, о сатиру и юмор, о природе комического, намечает путь дальнейшего развития жанра романа. М. утверждает, что писатель должен не только наблюдать и изображать видимое, но и проникать в сущность явлений действительности, «уметь распознавать законы существования». Ему помогает в этом творческая фантазия, сила поэтического воображения. Цель искусства Мередит видел в обличении общественных и нравственных пороков, в содействии их искоренения. Путь к постижению этой цели - в изучении тех внутренних побуждений, которые определяют поступки людей, их поведение. Мередит интересует интеллектуальная сторона явлений. Он связывает комическое с интеллектуальным осмыслением действительности, утверждая, что «философ и комический поэт родственны в своем видении жизни». «Комическое,- пишет Мередит,- это гений мудрого смеха», «чувствительность к комического является шагом вперед в развитии цивилизации». Говоря о комедии и подавая в своем эссе историю ее развития от Аристофана до XIX в. включительно, Мередит имеет в виду не определенный драматический жанр, а «дух комического», который он понимает как особую художественную организацию жизненного материала, вполне употребляемую в романе. Впоследствии, в предисловии к роману «Эгоист», Мередит определяет комедию как ФУ, что вызывает размышления о социальном жизни, и пишет о том, что «комический дух» рожденный «социальным умом». Любимые авторы Мередита - Аристофан, Менандр, В. Шекспир, И. В. Гете, Ж. Б. Мольер, М. де Сервантес, У. Гюго. Как романист, Мередит формировался под влиянием Ч. Диккенса, что ощутимо во многих его произведениях.

В романе «Испытание Ричарда Феверела» традиционную для английской литературы тему становление личности Мередита, вслед за Диккенсом, соединил с критикой педагогических систем, рожденных в отрыве от требований жизни; выступив сторонником гуманистических принципов воспитания, Мередит противопоставил их утилітаристським концепциям, осужденным в «Тяжелых временах» и других романах Ч. Диккенса.

«Испытание Ричарда Феверела» написано в форме «романа воспитания». В нем в значительной мере присутствует автобиографический элемент. Неурядицы личной жизни писателя, его неудачный брак, сложные отношения с сыном Артуром - все это определило напряженно-драматическую атмосферу романа и некоторые аспекты его сюжета. В романе рассказывается история вхождения в жизнь Ричарда Феверела, который вырос под опекой своего отца - сэра Остина, что приложил все усилия для того, чтобы воспитать своего единственного сына и наследника в строгом соответствии с разработанной им самим педагогической «системой». Покинутый женой, сэр Остин тяжело переживает ее предательство, он искренен в своем стремлении зідгородити юного Ричарда от коварного обмана женщин. Сэр Остин, этот «ученый гуманист», как называют его в романе, искусственно изолирует Ричарда от людей, отгораживает его от превратностей жизни. Имение Рейнем-Абби превращается в своеобразный экспериментальный плацдарм, где баронет Остин Феверел с присущим ему педантизмом и неуемной ревностью ведет бой за «идеального человека», стремясь сломить волю сына, обуздать заложенные природой инстинкты и страсти. Выиграть этот 5ій отнюдь не просто. Умный, энергичный, смелый и порывистый, Ричард со свойственным его натуре жизнелюбием, при всем желании следовать за советами отца, не может смириться с бездушностью его рационализма. Бедная «программа» сэра Остина заходит в неизбежное противоречие с реальной действительностью. Любовь Ричарда к Люси вспыхнуло неожиданно и ярко, ломает искусственные барьеры, возведенные сэром Остином. Неопытность Ричарда становится одной из причин совершаемых им ошибок, его наивность и незнание жизни позволяют недостойным и низким людям управлять его поведением, привычка подчиняться воле отца, опасения обидеть его толкают Ричарда на неисправимые по своим последствиям поступки.

Роман «Эгоист» - самое известное произведение Мередита. В нем наиболее ярко проявилось стремление к драматизации романа, до воплощения в нем представлений о комедии и комическое. Подзаголовок - «повествовательная комедия» - указывает на связь эпического искусства романа с драматическими принципами комедии. В центре - образ баронета Вілобі Паттерна. Его характер покрашен с особой тщательностью. Углубленный психологический анализ становится способом постижения социальных проблем. Эгоизм Вілобі предстает как черта социальной психологии. Мередит следует принципу: в «индивидуальном» видеть проявление «социального». В сатирическом свете изображается снобизм тщеславного аристократа, сама фамилия которого - Паттерн (pattern - «образец») звучит пародийно. Святоша Паттерн, который рассуждает о морали, выглядит смешным. Он настолько преисполнен чувством собственного превосходства над всеми другими, что не замечает комизма своих соображений. «Я вовсе не требую, чтобы мне угождали, - единственное, на чем я настаиваю, чтобы меня любили», - говорит Вілобі. Однако все конфликты романа вызваны неприятием эгоизма Вілобі Паттерна окружающими. Для психики отрицательного персонажа свойственно что-то автоматическое; человеческое подменяется механическим. Важную роль в типизации характера Вілобі играет бытовая деталь, что иногда приобретает символическое значение, становясь лейтмотивом романа. Так, важной деталью становится хрупкая фарфоровая ваза, которая символизирует быт салона и непрочность отношений между людьми. Вілобі признает только мир бальных залов и салонов, презирает простых людей, их жизнь ему совершенно чуждо. Невеста Вілобі - Клара Мидлтон придерживается других взглядов, она симпатизирует тем, кто трудится, увлекается их великодушием и устойчивостью. Эгоизм, душевная слепота Вілобі отталкивают от него Клару, которая решает порвать с ним и оставить Паттерн-Холл.

В истории английской литературы творчество Мередит занимает важное место. Его романы подготовили появление произведений Дж. Голсуорси, социально-бытовых романов Г. Уэллса, романов Е. М. Форстера. Интересные мысли о роли Мередита в обновлении романа принадлежат А. Вайлду, А. Беннету, Л. Стівенсону. Труды о жизни и творчестве Мередита принадлежат перу Д. Б. Пристли, Дж. Ліндсею. А. Беннет назвал Мередита первым романистом нового времени, пришедшего на смену английским писателям XIX в.



Н. Михальская